Основная цель работы нашей школы – реализация задач обучения, воспитания, а также социализации и адаптации к современному обществу детей с особыми образовательными потребностями с учетом специфических принципов коррекционной педагогики, специальной психологии и передового опыта педагогического сообщества.
На данный момент в школе обучаются более 3000 человек. При этом почти у 100 воспитанников и 300 учеников статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», у 200 ребят инвалидность.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в школе обеспечивает работа педагогического коллектива: учителей, воспитателей, учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов, социальных педагогов.
С 2018 года наша школа является участницей городского проекта Департамента образования и науки города Москвы и городского психолого-педагогического центра «Ресурсная школа». Многолетний опыт работы помог нам создать эффективную модель ресурсной школы, в которой дети из общего образования и дети с ОВЗ совместно включаются в общие активности, такие как участие в конкурсах, фестивалях, спортивных мероприятиях, посещение выставок, экскурсий, проведение праздников и театральных недель.
В нашем учреждении ежегодно проводится проект «Театральная неделя». В этом проекте участвуют дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра совместно с нормотипичными сверстниками.
Цель проекта – организация творческого образовательного процесса для дошкольников с ОВЗ с нормотипичными сверстниками, способствующего преодолению речевых нарушений, развитию коммуникативной компетенции, творческого потенциала, навыков социального поведения.
Актерское искусство совпадает с природой детской игры. Театрализованные постановки включают в себя различные творческие задания, которые помогают развивать психомоторные и эстетические способности детей, дают начало детской художественной деятельности.
Нами был подобран театральный репертуар с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в инклюзивных группах. Он включает в себя такие сказки, как «Гуси-лебеди», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Колобок». Представленные сказки обладают важной отличительной чертой – они просты в исполнении и дают нашим особенным детям возможность активно пользоваться своим речевым инструментарием.
Каждый этап в работе над инсценировкой позволяет решать сразу несколько воспитательных и образовательных задач. На этапе прочтения сказки педагог знакомит воспитанников с героями, образом их жизни, то есть расширяет знания воспитанников об окружающем мире. Дети только с помощью взрослого могут определить характер героев (плохой – хороший) и устанавливать правила общения. В результате у детей возникают симпатия в виде улыбки по отношению к хорошему, доброму герою, жалость и сострадание – к беззащитному, осуждение – по отношению к хитрому и злому. Игровая обстановка создает для детей психологическую защиту и комфорт, а сама театральная деятельность помогает маленькому человеку эффективно развивать эмоционально-личностную сферу.
Проект «Театральная неделя» способствует общему развитию дошкольников, раскрытию потенциала их фантазии и воображения, развитию навыков речевого общения и психологическому раскрепощению и является частью механизма социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Екатерина РУСТАМОВА, заместитель директора школы №1862
Комментарии