search
main
0

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

Это про людей, которые не давали нашим дедам пасть духом и помогли победить

Вот уже четыре года ребята из театральных классов школы №2123 имени Мигеля Эрнандеса участвуют в городском открытом образовательном проекте «Фронтовые театры в годы Великой Отечественной войны». За это время идея написать сценарий фронтового концерта переросла в настоящий школьный образовательных проект, объединивший учеников, их родителей, педагогов и социальных партнеров.

А началось все в 2020 году, когда первая пятерка учеников 10‑го класса при Щепкинском театральном училище – команда «Десятый театральный» – решила изучить историю создания фронтовых бригад Малого театра. С самого начала было понятно, что для серьезной работы необходима помощь сотрудников архива театра. Так завязалось знакомство с удивительными людьми, отдавшими все силы увековечению памяти актеров, режиссеров и других сотрудников одного из великих русских театров. Даже период дистанционного обучения во время эпидемии ковид-19 не прервал этой связи. Фотографии, документы, книги, воспоминания актеров, режиссеров, благодарных зрителей-бойцов помогли и спустя год ребятам из команды «Театралы» в работе над теоретической и практической частями проекта. Собранного материала было так много, он был таким захватывающе интересным, что стало ясно: это необходимо донести до всех! Были созданы циклы передач на школьной радиостудии имени Г.Я.Дорфа, родилась идея фотовыставки, но ковидные ограничения мешали ее реализации. Вот как об этом говорят сами ребята:

– Предыдущие и нынешние работы нашей школы были выполнены с большим трудом и упорством. Участники команд писали сценарий и теоретическую часть с огромным желанием узнавать новое и развиваться.

– Почему же мы трижды лауреаты этого образовательного проекта? Потому что ребята вкладывали в эту работу душу и фантазию, все свое свободное время, ходили в музеи, обращались в архивы, брали интервью, собирали информацию из разных уголков страны о фронтовых бригадах. И действительно, каждый участник команд проникся общим делом и работал не покладая рук, – считает Вероника Рубцова.

С Вероникой соглашается Ольга Соседова:

– Мы созванивались каждый вечер и вместе работали. Буквально вся жизнь крутилась вокруг этого проекта. Иногда мы слишком погружались в свою фантазию и уходили совсем не в ту сторону. Задача заключалась в том, чтобы сами мизансцены выглядели близко к исторической основе, но в то же время оформлены так, чтобы их можно было легко воплотить на сцене.

Год назад выпускник нашей школы заслуженный артист Российской Федерации Даниил Иванович Спиваковский рассказал, что в 1941 году была создана студенческая фронтовая бригада Щепкинского училища и ГИТИСа. Этот рассказ вдохновил учеников-театралов на новые поиски, и родился следующий проект, спектакль по сценарию которого ребята поставили на школьной сцене. Рассказ о юных актерах, почти ровесниках исследователей, покорил публику. Для создания работы мы побывали за кулисами Малого театра, своими глазами увидев памятную доску, посвященную вкладу артистов в общее дело Победы. Любопытно, что в день премьеры команда «Пять десятых» была награждена за лучший образовательный проект!

– В первый раз в моей жизни я видела, как зал встал на последних минутах спектакля, как вместе с нами ребята и взрослые пели «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!..». Невозможно и сейчас это вспомнить без слез, – так вспоминает свои впечатления от спектакля одна из юных актрис Ева Строгалева, участница проектов 2022, 2023 годов.

В новом сезоне 2022-2023 учебного года работу подхватили сразу две команды, которые поддерживали друг друга и помогали в работе.

Вот рассказ Константина Васюченко, Арины Степановой и Федора Рыжова:

– Наша школа участвует в этом конкурсе уже три года подряд. И вот на четвертый настал наш черед продолжить эту работу.

Фронтовой путь Малого театра был досконально изучен нашими предшественниками, поэтому мы захотели сделать новый шаг и не только расширить собственное представление о фронтовых бригадах, но и изучить судьбы артистов, которые в них состояли, узнать об их военном пути.

– На их плечах лежала тяжелая задача. Осложняла все не только боевая обстановка, но и чувство страха за своих близких. Никто тогда не был в безопасности. Война коснулась судьбы каждого, у всех были личные драматические события, потери. Необходимо было держать себя в руках во что бы то ни стало и вселять надежду в сердца солдат, напомнить, за что они сражаются. Нашей группе интересной показалась биография Елены Гоголевой. Женщинам тоже приходилось привыкать к тяжелым условиям фронта. И зачастую им это давалось сложнее, чем мужчинам. Помимо этого нужно было адаптироваться к неудобствам перевозки декораций, сбора всех костюмов, грима и других атрибутов, необходимых для проведения спектаклей и концертов.

– Пока мы работали над проектом, увидели, как тесно перекликаются судьбы наших близких с судьбами героев нашего исследования. Так, выяснилось, что сын Гоголевой был летчиком, так же как отец народной артистки России Ирины Васильевны Андриановой, которая является бабушкой участницы нашей команды. Это сильнее разожгло наш интерес к личности Елены Николаевны. А еще мы узнали, что ее сын Игорь работал в Государственном доме радио и звукозаписи, являлся шефом нашей школы, и первые ее выпускники могли встречаться с ним.

Как же современные подростки становятся участниками таких серьезных научных и творческих проектов? Дадим слово Варваре Верховской:

– Почему я взялась за такую работу? Летом мы с родителями были в гостях у Василия Дмитриевича, ветерана Курской битвы. Он рассказывал про войну и в том числе с теплотой вспоминал о фронтовых концертах. Мой папа певец и знает много военных песен. Василий Дмитриевич попросил его даже записать диск. Он радовался, что и я ему пела, видимо, с большой любовью и благодарностью относился к творчеству. Еще тогда я заинтересовалась этой темой, мне было интересно, как проходили концерты, что это давало бойцам. А когда услышала, что есть возможность написать про фронтовые бригады, решила сразу же вступить в команду. Мне захотелось больше узнать про людей, которые не давали нашим дедам пасть духом и помогли победить. Я с большим интересом читала, находила информацию, брала интервью. Мы очень много узнали о большом вкладе в Победу Михаила Царева, прекрасного человека и актера, но я также восхищаюсь каждым, кто входил в фронтовые бригады.

Сейчас все работы отправлены на конкурс, мы с трепетом ожидаем решения строгого жюри, в которое входят профессионалы. Но уже понятно, что в этом соревновании выиграли все создатели проектов и их товарищи. Каждую работу можно превратить в общешкольный проект. Так, например, на основе собранного ребятами материала мы вместе с учениками 7‑го театрального класса, нашими младшими товарищами, готовим экспозицию к 9 Мая. Рассказывать о фронтовом пути актеров Малого театра Е.Н.Гоголевой и М.И.Царева будут и десятиклассники, и их младшие друзья, которые на два дня превратятся в настоящих экскурсоводов для нашей большой школы. Радиопередачи, спектакли, классные часы… Формы могут быть разными, а итог всегда один: объединение современников вокруг памяти победителей. Об этом говорят и наши старшеклассники – участники проекта «Фронтовые театры в годы Великой Отечественной войны».

– Я считаю, что такой формат проекта – это очень хороший способ показать ровесникам то, что происходило в годы Великой Отечественной: как люди поддерживали друг друга, как появлялись фронтовые бригады и театры, а самое главное, для чего вообще создавались подобные группы. Люди обязаны знать историю своей страны, понимать вклад каждого в общую Победу, – уверена Ольга Соседова.

Татьяна ЧЕРНОВА, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 10‑го театрального класса, куратор театральных классов школы №2123 имени Мигеля Эрнандеса

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте