В Российском академическом молодежном театре поставили Гибсона – признанное светило американской, а попутно и мировой драматургии ХХ века. “Сотворившая чудо” – это не про экстрасенса в юбке, не про уборщицу, вышедшую замуж за финансового магната, и даже не про самого финансового магната, удержавшего целую страну на грани экономической бездны. Это история, только вы, пожалуйста, не смейтесь, про учителя, который сумел научить…
Дано
Где-то в далекой Америке живет вполне приличная семья. И все бы ничего, да их дочка Элен (актриса Татьяна Матюхова на изображении маленьких девочек собаку съела, но тут превзошла саму себя), переболев в детстве какой-то загадочной болезнью, превращается в слепоглухонемое божеское наказание. Безвыходных ситуаций, как известно, не бывает: ребенка можно сдать в приют или нанять ей частного учителя. Родители Элен – мистер и миссис Келлер – люди в принципе неплохие, сажать кровиночку под замок не хотят, поэтому на сцене появляется учительница мисс Анни Сюлливэн (Елена Галибина, актриса с врожденной педагогической масштабностью, которой за одно лишь согласие исполнить эту роль следует присудить звание отличника народного образования). У нее нет ничего (опыта и образования главным образом), кроме огромного чемодана, пачки папирос и огромного желания сделать из своей воспитанницы человека. Потому что уж кто-кто, а она-то не понаслышке знает, что такое слепота и приют, где единственные друзья и игрушки – крысы.
Доказать
Если зайца можно научить играть на барабане, а медведя – кататься на коньках, значит человек, пусть маленький, больной и не в меру избалованный, в состоянии есть ложкой, не закатывать истерику при каждом удобном и неудобном случае, а главное – может научиться говорить на своем языке и воспринимать окружающий мир окружающим миром, а не бессвязным набором незначительных явлений.
Доказательство
“Сеем разумное, доброе, вечное, всходов лишь нет, да работа увечная” – эта старая добрая присказка студентов педагогических вузов у режиссера спектакля Юрия Еремина верна лишь наполовину. К концу второго акта всходы непременно появятся – Элен, а вместе с нею и ее родители прозреют, каждый, правда, по-своему, а уж за ценой ни постановщик, ни артисты не постоят. Интересно было бы узнать, сколько искалеченной мебели придется сменить к концу только что начавшегося сезона и удастся ли избежать серьезных травм среди исполнителей, ибо спектакль сделан в жанре “экшн-боевик” с “погонями” и драками – дамы демонстрируют приемы “высокой” борьбы, виртуозно бросая друг друга через бедро. И это не выглядит дико или неправильно: у Еремина, по всей видимости, свое далеко не стандартное представление о том, какой должна быть настоящая учительница. Это не старая дева с неудавшейся личной и общественной жизнью, “синий чулок” с пегим пучком, гордо именуемым прической, где-то в районе макушки и кружевным воротничком, доставшимся ей еще от бабушки, какой ее представляли до сих пор в других постановках “Сотворившей чудо”. Напротив – совсем молодая, не пожалеющая для вас, в случае чего, и крепкого словца, смешная, по-детски упрямая и чуточку мужеподобная барышня, в успехи которой – даже если пьесу читал – поверить очень сложно. И оттого в финале радуешься им, как своим собственным, а самому сентиментальному зрителю и всплакнуть не грех. И вообще познакомиться с мисс Анни неплохо было бы всем студентам педвузов, так сказать, в виде стажировки.
“Сотворившая чудо” – спектакль революционный. В РАМТе, исконно мужском театре, где уже много лет царит “патриархат”, где среди женщин сложно отыскать яркую, незабываемую личность, вдруг родились две “звезды”. Родились внезапно, как-то вдруг, будто невзначай: ведь и Галибина, и Матюхова работают здесь уже давно и ролей на своем пусть молодом, но все же веку переиграли немало. Но родились, скорее всего, чтобы не гаснуть еще долго: во всяком случае в этом спектакле мужчины, работающие, по большому счету, ничуть не хуже, рядом с ними бледнеют, меркнут и в конечном счете тягаться с дамами даже не пытаются. Приятно, когда чудеса творят не только литературные герои, но и вполне земные люди…
Анна ХРУСТАЛЕВА
Комментарии