Записался ребенок в спортивную секцию, куда уже ходят его приятели, позанимался пару недель – бросил. Потом в другую, что поближе к дому, – тоже бросил. В чем дело? Нет силы воли? Капризы? И не все ли равно, каким видом спорта заниматься: борьбой или баскетболом? На эти вопросы отвечает доктор медицинских наук Ирина Тимофеевна КОРНЕЕВА, сотрудник отделения лечебной физкультуры и спортивной медицины НЦЗД РАМН.
– Ирина Тимофеевна, в самом деле, не все ли равно, каким видом спорта заниматься? Главное ведь – заниматься?
– В том-то и дело, что не все равно. На самом деле добиться успехов, да и просто комфортно чувствовать себя на тренировках мы можем, занимаясь только теми видами спорта, которые соответствуют нашему типу личности.
Все мы в принципе делимся на «спринтеров» и «стайеров», экстравертов и интровертов. Поэтому если ребенок общителен, импульсивен, любит быть в центре внимания, никогда не стесняется (то есть экстраверт), ему будут хорошо даваться занятия скоростными и силовыми видами спорта. Плавание на короткие дистанции, спринт. Хорошие результаты будут у него в борьбе, горных лыжах, в теннисе. Такие дети двигательно одарены. Они легко и быстро приобретают любые физические навыки, меньше подвержены эмоциональному стрессу и склонны к риску. Им удаются именно те спортивные занятия, где нужен кратковременный всплеск энергии. Поэтому из них получаются хорошие гимнасты, акробаты, сноубордисты и скейтбордисты.
– А если ребенок интроверт?
– Если он замкнут, застенчив, пассивен, склонен к самоанализу и ему интереснее проводить время в одиночестве или с задушевным другом, чем находиться в шумной компании, то ему больше подойдут цикличные виды спорта. Легкая атлетика, триатлон (плавание, бег, велосипед), лыжи. Интровертам по силам монотонные тренировки. Они дисциплинированны, выносливы, редко отвлекаются и хорошо выступают на длинных дистанциях.
– Значит, вооружившись знаниями, можно подсказать ребенку: вот это – твое, в этой спортивной секции тебе понравится?
– Именно так, мы вполне можем оградить ребенка от перегрузок, стресса и разочарований при занятии «не своим» видом спорта. Дело в том, что психологи подразделяют людей на несколько психотипов по наиболее ярким, преобладающим чертам характера. От того, к какому психотипу вы принадлежите, зависит ваш стиль общения с людьми, то, как удается та или иная работа, и даже то, каким вы подвержены болезням. И даже если ребенок сам этого не осознает, одни виды спорта его привлекают, а другие нет.
– Но что надо знать, чтобы выбрать спорт, соответствующий характеру ребенка?
– Например, есть дети, которые не умеют сопереживать другим, зато очень упорны в стремлении к телесному совершенству. Они замкнуты, углублены в себя, им тяжело дается общение. Это представители так называемого шизоидного типа. Они не выказывают интереса к коллективным спортивным играм. Значит, они не получат удовольствия ни от игры в футбол, ни от участия в командной эстафете, но зато будут охотно заниматься шейпингом, бодибилдингом, плаванием.
Детей подвижных, чрезмерно самостоятельных, уверенных в своих силах, тех, кто отличается высоким жизненным тонусом и здоровым сном (гипертимный тип), тоже не надо направлять в командные виды спорта, они слишком независимы, им будет хорошо там, где каждый выступает сам за себя.
– А кто же тогда должен играть в футбольной команде?
– Вообще-то командные виды спорта по душе детям сензитивного типа: робким, застенчивым, чрезмерно впечатлительным, обидчивым и при этом ответственным. Они не склонны бороться за независимость, индивидуализм – не их конек. (Рекордов от таких детей ждать не надо, они очень тревожны и на соревнованиях будут выступать хуже, чем на тренировках).
Есть еще конформный тип – это ребенок, который будет всегда поступать «как все». Он дружелюбен, приветлив, покладист, но несамостоятелен. Он ведомый, он всегда будет тянуться за сильными и активными и никогда не станет нарушать правила игры. В команде им будут довольны.
– А какой характер нужен, чтобы устанавливать рекорды?
– Далеко не всякий. Есть дети, которым вообще нельзя делать ставку на спортивные рекорды. У них не выдерживает нервная система. Например, представители истероидного типа проигрывать совершенно не умеют. Они все время жаждут быть в центре внимания, они хотят почитания, сочувствия и ради этого готовы даже идти на шантаж. Они общительны, и у них хорошо развита интуиция, но им не стоит заниматься такими видами спорта, где перевес одного соперника над другим выясняется в течение всего состязания.
Родители или учитель физкультуры, зная о таких особенностях нервной системы ребенка, никогда не станут подшучивать над его проигрышем. Наоборот, постараются успокоить и объяснить, что «проигрывать тоже надо уметь».
Не стоит ждать спортивных достижений и от детей циклоидного типа. Они апатичны, раздражительны, не могут долго показывать высокую работоспособность, склонны к депрессии. Спортивные занятия им надо планировать на вторую половину дня, потому что с утра люди циклоидного типа обычно испытывают страшную вялость. Они непостоянны, любое дело у них спорится, пока оно нравится, поэтому именно они часто меняют спортивные увлечения.
– Есть дети, которых вообще никаким видом спорта не заставишь заниматься…
– Действительно, представителям некоторых психотипов спортивные занятия вообще даются плохо. Есть дети, которые страдают повышенной утомляемостью, они вялые, склонные к ипохондрии, с заниженной самооценкой и обычно плохим сном. Это астеноневротический тип. Им вообще лучше всего подошло бы оздоровительное плавание.
– А если все же подросток, поддавшись рекламе или уговорам друзей, выбрал «не свой» вид спорта?
– Не стоит сразу выкладываться на дорогую экипировку, а потом корить его за то, что занятия бросил. В том, что ошибся, ему надо убедиться самому. Каждый имеет право попробовать.
Комментарии