search
main
0

Кто придет на смену нынешним лидерам?

Осень 2004 года – решающий этап в развитии профсоюзного движения России. Время отчетов и выборов. От того, как пройдет эта кампания, во многом зависит дальнейшая судьба профсоюзов в образовании.

Бурятия, являясь одним из субъектов РФ, находится в сложном социально-экономическом положении. Образование республики в основном финансируется за счет трансфертов Правительства России. Бюджет образования города Улан-Удэ уменьшился в начале 2004 года в связи с тем, что Бурятия не перешагнула миллионный рубеж согласно переписи населения. Уже тогда надтарифный фонд в образовательных учреждениях Улан-Удэ снизился до 17-20% вместо запланированных 25%. В некоторых школах прошло сокращение сверх Типовых штатов за счет бюджета образования, так как денег на процедуру сокращения выделено не было. В результате к концу 2004 года, по данным горкома профсоюза, средняя зарплата учителей снизилась на 200-180 рублей. Еще большую тревогу вызывает положение работников дошкольных образовательных учреждений: воспитатель вынужден работать по 10,5 часа в смену, а нянь катастрофически не хватает из-за нищенской оплаты труда. В местных СМИ прошло сообщение о том, что повышение заработной платы на 20% с 1 января 2005 года для работников госучреждений в бюджет республики не заложено, нет денег. И если они появятся, то не раньше сентября 2005 года.

Смогут ли профсоюзы в этой ситуации защитить права работников образования? В значительной степени это зависит от того, кто придет в руководящие органы профсоюзных организаций, в том числе первичиных.

Работа неосвобожденного председателя первички сравнима с ходьбой по «лезвию бритвы». С одной стороны – члены коллектива, которые приходят к нему со своими заботами и проблемами, с другой стороны – работодатель. Чтобы помочь коллегам, необходимо обладать большой душевной щедростью, знанием законов, которые беспрестанно меняются и, конечно, мужеством. Отстаивая интересы рядовых членов профсоюза, председатель должен иметь большую эрудицию и убежденность, чтобы доказать свою правоту. Хорошо, если руководитель учреждения – человек понимающий, готовый идти навстречу, тогда путем переговоров можно прийти к оптимальному решению. А если нет? Тогда профсоюзный лидер подвергается гонениям и унижениям. Работа в первичных организациях многогранна, требует больших затрат времени и сил, поэтому она должна компенсироваться. Необходимо пусть небольшое, но регулярно выплачиваемое вознаграждение, ведь согласно уставу Профсоюза работников народного образования и науки, первичка является основой профессионального союза.

Председателю первички должны помогать выборные освобожденные работники городских и республиканских комитетов. Нельзя сидеть и ждать, когда тебе напишут жалобу или просьбу. Как гласит тот же устав, надо опережать события и «по собственной инициативе» защищать права членов профсоюза. Сотрудникам горкомов и рескомов нужно не только работать с председателями первичек, но и чаще выходить «в народ». Мало быть просто передаточным звеном, которое перепечатывает и раздает документы из центральных профсоюзных органов в первички. Надо постоянно находиться в поиске новых идей. У нас есть законы, позволяющие профсоюзам действовать более активно, но они почти не работают, поэтому крайне необходимо усилить юридическую службу.

Длительная кабинетная работа порой делает из освобожденных профсоюзных работников чиновников. Многолетний контакт с администрациями всех уровней накладывает свой отпечаток. Вместо того чтобы отстаивать позицию профсоюза, они начинают «входить в положение» работодателей, оправдывая их действия или бездействие. В большинстве случаев на освобожденных должностях находятся люди пенсионного возраста, отработавшие 10 лет и более. Наверное, имеет смысл внести в устав положение о возрастном цензе и ограничении сроков работы на освобожденных профсоюзных должностях.

Необходимо обновлять кадры путем вовлечения активистов от «учительского стола», которые знают положение дел в учреждениях образования не понаслышке.

В профсоюзной работе важно понять, что законы, принимаемые Думой сегодня и ущемляющие положение работников образовательных учреждений, по большому счету ведут к развалу образования всей страны. Формулируя свои требования к властям, в первую очередь надо говорить именно об этом.

Хочется верить, что в выборные профсоюзные органы придут молодые умные люди, с чистым сердцем, способные бороться с несправедливостью и отстаивать наши права.

Любовь ФЕДОРОВА, учитель средней школы №35 Улан-Удэ, член президиума горкома профсоюза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте