Пожалуй, одна из самых актуальных проблем – это смена кадрового состава. Возьмем для примера наш коллектив. Я руковожу им с 1984 года. Мы пришли в школу очень молодым, бодрым, творческим составом, но постепенно из молодого, бодрого, творческого коллектива мы превратились в зрелый. На днях подсчитывали свой средний возраст, получилось – 50 лет.
Когда мы были молодым, полным энтузиазма, разных творческих идей коллективом, жизнь буквально кипела. Школа участвовала в различных конкурсах, и, помнится, в 1996 году мы хорошо себя проявили на областном уровне. Мы все вместе профессионально росли и достигали определенного уровня, то есть давали стабильные качественные знания своим выпускникам. Наши ребята чувствовали себя конкурентоспособными на любом рынке. Например, шесть лет назад наш мальчик поступил в Санкт-Петербургский госуниверситет, сейчас он уже сотрудник Пулковской обсерватории и работает над кандидатской диссертацией. В прошлом году наш ребенок поехал в Московский госуниверситет, и школьной базы ему хватило, чтобы поступить на химический факультет известного вуза. Поэтому речь идет не о том, что зрелый коллектив не может трудиться в полную силу, а о том, что мы понимаем, что наступает пенсионный возраст, а смены нет. Каждый возраст прекрасен, и особенно прекрасно то, что нам есть что сказать и что передать новому поколению. Однако нового поколения приходит недостаточно. Сегодня наш коллектив насчитывает 36 человек, из них основной костяк – примерно 15 человек, а молодых специалистов у нас всего… трое. Молодежи не хватает. Да, в последние годы эти трое приходили равномерно, поэтому был повод обнадежиться, однако все равно этого катастрофически мало, чтобы обновить педагогический коллектив. В идеале в школу должны приходить один-два молодых специалиста ежегодно, чтобы происходила плавная и безболезненная смена педагогического состава, но пока это остается мечтой. Думается, что данная проблема касается почти каждой школы, поскольку среди выпускников педагогических вузов очень мало охотников идти работать в образовательное учреждение. Выход видится только один – самим растить себе смену. Заинтересовывать учительской профессией и направлять ребят учиться с надеждой, что они обязательно вернутся. К слову, об этом мы подумывали давно, и на сегодня у нас из 36 членов педколлектива 12 – наши выпускники разных лет. Например, в прошлом году наша учитель математики Татьяна Борисовна Шакова стала победителем районного конкурса «Молодой учитель». Она выпускница нашей школы, и мы уже с первого класса видели, что девочку тянет к учительской профессии, и старались ей помочь. Конечно, необходим контакт с педвузами и непосредственно с городской администрацией, которая может оказать поддержку молодому специалисту в плане обеспечения жильем. Многое зависит от успешной работы этого триумвирата – вуз – администрация – директор школы. Жилье вообще иногда является решающим фактором. Одно время у нас было много приезжих из Казахстана. Тогда еще мы более тесно работали с организациями и предприятиями, и нам удавалось приезжих учителей обеспечивать если не квартирами, то хотя бы комнатами. Сейчас приезжих практически нет, и мы всеми возможными силами стараемся закреплять местные кадры. Этому, кстати сказать, способствует и тот факт, что наши учителя каждый год участвуют в творческих конкурсах. Это поднимает престиж профессии. Причем в течение последних шести лет наши педагоги становятся победителями в конкурсах различных уровней. При этом важно, что мы работаем все вместе. Если можно так выразиться, не бросаем своих учителей на амбразуру одних. Идем на конкурс рука об руку, во всем помогаем. Поэтому когда учитель принимает участие в конкурсе, он знает, что за его спиной мощная поддержка. «Как в крепкой семье», – шутят педагоги. Наверное, еще и поэтому наши бывшие ученики приходят к нам работать. Зоя КРИХУН, директор сланцевской школы №2, отличник народного просвещения, Ленинградская область
Комментарии