search
main
+1

О подготовке к выполнению ВПР по математике в 5–8-х классах

Удивительно, но народная мудрость, опередив время, актуальна и злободневна всегда и в любой ситуации. Я имею в виду, конечно, пословицы и поговорки, которые всплывают в нашей памяти в самых разных ситуациях. Не секрет, что учителя ждут весну не только радуясь теплым дням и зеленой листве, но и тревожно ожидая проведения всероссийских проверочных работ. Как говорится, ждать да догонять – хуже нет. И, хотя я глубоко убеждена, что не так страшен черт, как его малюют, тоже стараюсь на уроках регулярно выделять время для подготовки к ВПР.

В прошедшем учебном году Рособрнадзор перенес проведение Всероссийских проверочных работ в школах с весны на осень. Их запланировали провести с 19 сентября по 24 октября 2022 года. Новое расписание ВПР будет сформировано до 5 сентября этого года. Откровенно говоря, это известие одновременно и обрадовало, и несколько огорчило. Как гласит народная мудрость, не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня! И правда: некоторые школы успели написать ВПР, теперь осенью они не будут их проводить: сделал дело – гуляй смело!

Думаю, не ошибусь, если предположу, что у большинства детей перенос ВПР вызвал исключительно положительные эмоции. Наверняка многие из них надеялись и вовсе на отмену этой работы. Но сколько веревочке ни виться, а конец будет – и внешнюю оценку знаний никто не отменяет.

А за длинные летние каникулы школьники успевают не только хорошенько отдохнуть, но и, как правило, изрядно подзабыть пройденный материал. Хорошо, если просто забыл, а если вдобавок и не знал?

Так что учебное время в начале учебного года будет точно на вес золота, особенно в 5–8 классах, которым предстоит вспомнить весь пройденный материал в очень короткие сроки и написать ВПР, по возможности оправдав труды педагогов и собственные усилия. Как гласит народная мудрость, упустишь минуту, потеряешь час!

Тут снова не обойтись без поговорки: старый друг лучше новых двух! В своей работе я давно использую учебные пособия издательства «Экзамен», и этот учебный год не будет исключением. Тем более что для удобной и эффективной организации повторения учебного материала к осенним ВПР в помощь учителям «Экзамен» уже выпустил актуальные сборники заданий.

В чем же их плюсы? Если не полениться и заглянуть на сайт ФИОКО в раздел экспертизы учебных изданий, то можно убедиться: большая часть пособий для подготовки к ВПР по всем предметам, прошедших серьезнейшую экспертизу – именно от издательства «Экзамен». Это означает, что все задания отвечают более чем трем десяткам строгих требований на соответствие программам, ФГОС, структуре и содержанию ВПР и т.д. Организуя подготовку по этим пособиям, учитель может быть уверен, что ребята не толкут воду в ступе и не носят решетом воду, а действительно системно повторяют пройденное.

Еще одним плюсом пособий для подготовки к ВПР по математике от издательства «Экзамен» является авторский коллектив – они созданы разработчиками вариантов реального ВПР по математике во главе с Иваном Валериевичем Ященко, который в кругах учителей математики не нуждается в представлении. Как гласит пословица – люди знают, кому доверяют.

Несомненным достоинством пособий издательства «Экзамен» является то, что они выходят в трех форматах: 10, 15 и 25 вариантов. В зависимости от численности или уровня подготовки класса, учитель может подобрать оптимальный формат издания: кому-то достаточно бегло прорешать десяток вариантов, а кому-то необходимо и «набить руку», решая все двадцать пять. Из одной печи не одни калачи – намекает нам на важность индивидуального подхода к ребятам известная поговорка.

А еще очень важно то, что этими пособиями может пользоваться даже молодой, неопытный педагог, не сталкивавшийся с подготовкой ребят к ВПР. Вооружившись пословицей «Не боги горшки обжигают» и комплектом пособий издательства «Экзамен», любой молодой специалист легко разберется и в структуре заданий, и в особенностях оценивания работы, и в процедуре проведения. Он также без труда проверит выполненные работы по правильным ответам, обязательно присутствующим в каждой книге – и легко из нее вынимающимся при необходимости. Для заданий, которые предусматривают запись подробного решения, приводится один из вариантов верной записи. Казалось бы – мелочь, но именно такое удобство в использовании делают эти книги незаменимыми помощниками педагогов.

Безусловно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, это относится и к моему рассказу о пособиях издательства «Экзамен». Поэтому хочу привести примеры заданий, которые обычно вызывают трудности у ребят, из книг для разных классов.

Обычными примерами на вычисление, даже очень громоздкими, ребят не удивишь, обычными текстовыми задачами – тоже. В учебниках их достаточное количество. Сложнее дело обстоит с теми заданиями, с которыми школьники сталкиваются только на ВПР. Как правило, это практико-ориентированные задания, позволяющие оценить ту самую функциональную грамотность обучающихся, о которой так много пишут и говорят. А ведь они просто проверяют, усвоены ли знания чисто формально или ребенок может применить их в нестандартной ситуации, в отрыве от учебника и учителя.

Например, задание 12 для 5 класса:

Допустим, не все дети вообще знают о применении шестеренок в различных механизмах! И тут важно не просто формально разделить 32 на восемь (количество зубцов в маленькой шестеренке), а понять, как именно они двигаются! И тогда второй вопрос этого задания не будет трудным: отметьте, где будет находиться точка А, когда маленькая шестеренка сделает три оборота? Ребята быстро соображают, в какую сторону повернется шестерня и сколько нужно отсчитать зубцов от начального положения.

Задание номер 14 готовит не только к ВПР, но и к олимпиадам, например, классическая задача может изначально поставить в тупик, но ее решение (одно из них) совершенно простое, и в его основе лежит соображение, к которому ребята могут прийти и самостоятельно: периметр большого прямоугольника равен сумме периметров двух меньших прямоугольников, не имеющих общей стороны, то есть располагающихся по диагонали относительно друг друга.

Этот факт нетрудно установить, например, складывая общий прямоугольник из кусочков, равных сторонам маленьких прямоугольников, то есть – фактически потрогав решение руками! Легко получаем, что:

Периметр большого прямоугольника равен 16+22 =38 (см).

Тогда искомый периметр маленького прямоугольника равен 38-14 =24 (см).

В шестом классе заданий уже всего тринадцать, и снова можно выделить те, с которыми ребятам бывает трудно. Например, снова задание 12:

Конечно, найдутся дети, которые быстро сообразят, какие цифры вписать в видимые грани. Но и в этом случае задачу можно превратить в исследование и действительно прокатить кубик из бумаги, по возможности сделанный собственными руками, по следу и удостовериться в своем ответе, а заодно и попробовать составить свое задание такого вида.

Задание 10 для шестого класса – это превентивная подготовка к базовому ЕГЭ по математике, и шестиклассники с восторгом осваивают несложную задачу на логику, радуясь, что могут решать почти экзаменационное задание, например:

Нетрудно догадаться, даже интуитивно, что верный ответ 2 и 4, но это решение снова можно «потрогать руками», сделав его совершенно понятным даже для слабых в математике ребят.

В седьмом классе заданий снова становится больше, их целых 16. При этом часть заданий имеет очень большое текстовое условие, которое некоторые ребята просто не решаются начать читать.

Например, в задании 15 может быть такое условие:

Приливы и отливы — периодические колебания уровня воды в прибрежных зонах морей и океанов, которые обусловлены гравитационным притяжением Луны и Солнца и вращением Земли. За уровнем воды в морских портах следят специальные службы. Для людей, чья профессия связана с морем, важны даже незначительные колебания уровня воды. Изменения уровня воды отсчитываются относительно некоторого условного уровня —нуля глубин — низшего уровня моря, при котором судоходство считается безопасным. Во всех крупных портах ежедневно ведутся замеры уровня воды.

По приведенному ниже описанию схематично постройте график уровня моря в порту Петропавловска-Камчатского в течение суток с 00:00 часов 7 февраля до 00:00 часов 8 февраля.

В морском порту Петропавловска-Камчатского в 00:00 местного времени 7 февраля 2019 г. уровень воды составил 0,6 м по отношению к нулю глубин. Для этого порта характерен небольшой перепад высот прилива. Через 4 часа высота прилива достигла 1 м, а еще через 5 часов 1 м 90 см. Начался отлив, и уровень воды начал снижаться, достигнув значения 1 м 30 см по отношению к нулю глубин в три часа дня. К 19:00 вода поднялась вновь, теперь до отметки 1 м 60 см, а к полуночи высота прилива снизилась до первоначального уровня 0,6 м.

Совершенно ясно, что такие задания есть и в учебнике, только обычно мы строим график по некоторой формальной таблице некоторых данных, и это не составляет труда для большинства ребят. Однако извлечь нужную численную информацию из трех абзацев текста уже труднее!

Восьмиклассникам предстоит решить уже 19 заданий, в том числе и геометрических. Многие задания представляют несплошные тексты с таблицами и графиками, например, в шестом задании предлагается проанализировать по диаграмме цен на билеты и небольшой текстовой информации о динамическом ценообразовании, по какой причине происходили рост или падение цен на билеты в разные промежутки времени. Без хотя бы небольшой практики в анализе подобных данных трудно ждать от большинства ребят внятных обоснованных ответов.

Задание 15 ставит конкретную практическую задачу, с которой можно встретиться в жизни.

Само по себе решение нетрудное, достаточно помнить формулу площади круга, однако такие задачи дают ответ на самый, наверно, популярный вопрос: зачем мне учить математику?

Ответ простой: для того, чтобы уметь принимать разумные обоснованные решения, уметь мыслить логически, да и в целом дружить со здравым смыслом. А умение работать с числами, формулами, графиками – очень полезный инструмент для этого.

А вот насколько нам удалось научить ребят пользоваться этими инструментами, покажут осенние ВПР. Как говорится, цыплят по осени считают. Народные мудрости и пособия издательства «Экзамен» нам всем в помощь!

Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики средней школы №1 имени В.П.Леонова, ст. Зеленчукская, Карачаево-Черкесская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте