Главная цель обучения – формирование гармонично развитой личности. Поэтому урокам литературы отводится одно из главных мест в развитии нравственно-этических норм, способности образного и логического мышления, умении оформлять и высказывать мысли молодого поколения.
Но, решая обучающие и воспитывающие задачи, учитель не должен ни на минуту упускать внутреннюю сверхзадачу урока, то, что дает ему “душу”, смысл общения ученика с учителем, – “позволить человеку всесторонне раскрыться, в том числе и для самого себя, обнаружить в себе самом такие качества, которые живут подспудно”.
Как разбудить в сознании ученика информационный интерес к книге, чтению? И не просто к книге, а к классике? Они вроде бы и готовы ее принять, но от сознания, что это надо читать, в их душах растет протест и неприятие к такой литературе. Конечно, читать современную литературу легче – ведь все понятно: вот он – герой, вот – его противник. И герой, как правило, эталон силы воли, мускулов, выдержки, для которого все четко и ясно: куда идти и что делать.
Как увлечь “сложной литературой”, которая поможет понять окружающий мир и себя?
Чтобы преподавание литературы велось посредством самой литературы, необходимо пробудить в ребятах жажду творческого поиска, органическое неприятие общих мест, прописной морали. Необходимо дать возможность ученикам войти в художественный мир писателя путем напряжения интеллекта, творческих мыслей. Именно для этого нужен проблемный вопрос, задача или задание. Такие вопросы будят сознание ребенка, заставляют реагировать его на прочитанное, высказывать свою точку зрения, спорить; он перестает быть сторонним наблюдателем.
Методические пособия для учителей с радостью и готовностью публикуют всевозможные разработки уроков, сценариев, семинаров и т.д., где широко используется проблемный вопрос. Но какова его природа, как он “рождается” и используется в методике преподавания литературы, таких материалов ничтожно мало.
Следовательно, главное – “ощутить” природу проблемного вопроса (ПВ), технологию его появления, определить сферу поиска решения ПВ и место его употребления.
ПВ можно классифицировать по аспектам изучения художественного произведения.
1. ПВ о художественном произведении в целом (ПВп).
2. ПВ о композиции, сюжете и фабуле произведения (ПВс) – структура.
3. ПВ постижения идеи и авторского замысла художественного произведения (ПВа).
4. ПВ о системе художественных образов в произведении (Пво).
5. ПВ об особенностях стиля, языковых средствах произведения (ПВя).
Изучаемые аспекты позволяют нам составить схему художественного произведения с точки зрения значимых аспектов:
Попробуем рассмотреть пути поиска и постановки ПВ во всех указанных выше аспектах изучения литературного произведения.
I. Первый способ составления ПВ тесно связан с изучением художественных произведений в узком круге литературоведов и знатоков. Художественное произведение всегда рождает множество точек зрения критиков, читателей, почитателей творчества того или иного писателя. Какая точка зрения истинна? Из столкновения этих мнений о художественном произведении может появиться ПВп. Стоит только найти высказывания противоположных точек зрения, и поле деятельности у вас есть.
Например, при изучении романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” ученикам приводят точку зрения Писарева (“Роман Тургенева современен и отличается новизной”) и Аграновича (“Ничего нового и нужного для современной молодежи в романе нет”).
Проблема заключается в решении вопроса: “Кто из критиков прав? Чью точку зрения поддержите вы и почему?”
Итак, первый тип ПВ основывается на множестве точек зрения о художественном произведении, всех его аспектах.
Второй путь рождения ПВ связан со знанием и анализом особенностей композиции, сюжета и фабулы художественного произведения, влияния их на проблематику произведения.
Часто авторы создают противоречия внутри композиционного строя, чтобы с особой силой выделить или подчеркнуть глубину событийного, идейного плана произведения, как это сделал М.Ю.Лермонтов. Вот ряд ПВ о романе “Герой нашего времени”:
1. а) В.Г.Белинский утверждал, что роман “Герой нашего времени” нельзя читать в том порядке, в каком расположил его сам автор. Согласны ли вы с этим?” Что изменится в постановке и разрешении проблематики романа при перестановке его частей, перестройке той художественной конструкции, которую создал писатель?
б) Попробуйте прочитать роман согласно хронологии происходящих событий. Как расположатся в этом случае составляющие его повести – главы?
Как вы думаете, почему в романе нет сквозного сюжета?
в) Почему глава “Фаталист”, рассказывающая не о последнем приключении Печорина, помещена в конце романа?
2. Вопросы к рассказу А.П.Чехова “Дама с собачкой”.
В композиционном центре рассказа звучит контрастное противопоставление: “И в эту минуту он вдруг вспомнил, как тогда вечером на станции, проводив Анну Сергеевну, говорил себе, что все кончилось и они уже никогда не увидятся. Но как еще далеко было до конца”.
Какое значение имеет это противопоставление? Найдите в тексте подобное противоречивое по тексту, но логическое по смыслу противопоставление.
3. Вопросы к комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
а) Не кажется ли вам, что эпизод, связанный в произведении с Репетиловым, может быть без ущерба удален, ведь он никак не движет основную сюжетную линию?
Если же данная сцена, по вашему убеждению, выглядит органичной и необходимой для звучания мысли, то объясните, благодаря чему это происходит.
б) В 1832 году критик Д.С.Рунич писал о “Горе от ума”.
“Это не комедия, ибо я не нашел в ней ни плана, ни завязки, ни развязки, ни единства в действии”. Так ли это? Определите внутреннюю логику, действия, ее экспозицию, завязку, основной ход событий, развязку. Проанализируйте сцены, которые связаны с перечисленными сюжетными элементами.
4. Вопрос к роману А.С.Пушкина “Евгений Онегин”.
Как вы считаете, с какой целью А.С.Пушкин начинает I главу романа “Евгений Онегин” с конца?
5. Вопрос к поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”.
Раскройте композиционную роль пейзажных описаний в их связи с образным миром произведения: описание старого, запущенного сада перед встречей Чичикова с Плюшкиным.
II. ПВя, связанные с языковыми средствами произведения, на мой взгляд, самые любопытные, потому что они помогают оценить психологическое состояние героя, особенности характера.
1. Например, в рассказе
А.П. Чехова “Толстый и тонкий” в речи тонкого появляется звук “с”. Как характеризует тонкого появившийся призвук “с”? Что этот призвук обозначал в общении людей?
2. Многие писатели наделяют “говорящими” фамилиями и именами своих героев: Очумелов, Плюшкин, Герман и т.д.
Что может сказать о герое его фамилия?
Какую роль играет фамилия в восприятии образов?
III. ПВа, связанные с идеей произведения и авторским замыслом и отношением автора и персонажа.
Выявление авторской позиции и идейного замысла произведения очень важно в обучении формирования мировоззренческих взглядов учащегося. Для них взгляд писателя на мир, его оценка, осмысление и отношение являются примером определения целой постановки и решения художественных задач – это необходимо для умения выстраивать монологическую, письменную, устную речь.
Например, вопросы, связанные с названием произведения:
1. Роман И.С.Тургенева “Инсаров” в окончательной редакции стал называться “Накануне”. Покажите, как изменение первоначального названия расширило идейно-философское, социальное, нравственно-эстетическое значение произведения.
2. В ходе работы над романом “всей своей жизни” М.А.Булгаков постепенно менял названия: “Черный маг”, “Гастроль Воланда”, “Копыто инженера”, “Консультант с копытом”, “Мастер”, “Мастер и Маргарита”.
Как процесс изменения названия связан с идеей романа?
3. Название романа “С кровью и потом” М.А.Шолохов под давлением цензуры был вынужден заменить на “Поднятая целина”.
Какое название точнее отражает замысел автора и идею произведения?
IV. Особое место в понимании художественного произведения, авторского замысла и сюжетных коллизий играют художественные образы героев, природы, предметного мира.
Например, В.Г.Маранцман предлагает поставить учеников в ситуацию выбора и аргументации своей точки зрения.
Задание по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”: “Софья – человек лагеря Чацкого, который в силу сложных причин движется от передового лагеря к лагерю староверов”. Это мнение известного ученого академика Н.В.Печкиной, выдвинувшей гипотезу, что Софья влюблена в Чацкого, но скрывает это. (Что вы думаете по этому поводу?). Концепция Печкиной была по многом подсказана образом Софьи, созданным актрисой В. Мичуриной-Самойловой. Она играла Софью, любящей Чацкого, но скрывающей свое чувство, борющейся с Чацким и страдающей от этого. Другую Софью играла актриса А. Степанова. Это умная, капризная и коварная московская барынька с резко негативным отношением к Чацкому, искренне верящая, что Молчалин дойдет до “степеней известных”, и дальновидно поставившая на него в своей партии. Т. Доронина показала героиню, которая, как и Чацкий, переживает в пьесе “мильон терзаний”, а в финале испытывает крушение нравственного чувства, боль от обманутых надежд. Какая из сценических трактовок вам ближе и почему? Найдите в тексте высказывание героини, подтверждающее вашу точку зрения.
Задания и вопросы такого типа помогают ребятам в оценке художественного произведения, учат формулировать и доказывать свою точку зрения.
Огромным подспорьем в формировании проблемного вопроса или задачи играют высказывания критиков, писателей по поводу того или иного произведения, героя и т.д.
Например:
1. А.Н.Толстой (русский советский писатель), рассматривая образ Печорина, пришел к выводу, что это “герой времени, продукт страшной эпохи, опустошенный, жестокий, ненужный человек, со скукой проходящий среди величественной природы и простых, прекрасных, чистых сердцем людей”. Согласны ли вы с подобным суждением?
2. Проблемы в постижении этого образа ставит перед нами и произведение А.Н.Островского “Гроза”.
Катерина Кабанова в своем последнем монологе говорит:
“А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, нет, не надо… нехорошо!”
Объясните, почему героиня произносит именно это слово, ведь ничего “нехорошего” окружающим она вроде бы не сделала. Как это характеризует героиню?
Огромное место в восприятии и понимании этих образов занимают художественные детали. Деталь – это что-то незначительное, малое, несущественное, но убери ее с места, принадлежащего и отведенного ей, и разрушатся связи бытия, исчезнет гармония мира, жизнь станет неуютной.
Все писатели – Пушкин, Достоевский, Гоголь, Толстой создали свои детали. У Пушкина она многоплановая, у Толстого – психологически точная, у Лермонтова – “говорящая”, у Чехова – “характерологическая и социально значимая”. Художественная деталь помогает своей информацией дополнить и углубить понимание образа. Деталь окружающего предметного мира помогает понять характер героя, привычки, образ жизни.
Анализируя творчество А.П.Чехова, Л.М.Мышковская писала: “Рисуя отдельные житейские случаи, Чехов изображал бытие своих героев сквозь призму частностей, и оно становилось ощутимым, видимым, ясным. Большое просвечивало через малое. Для Чехова воплощать правду жизни значило показать действительность в ежедневном ее чтении…”
А.П.Чудаков продолжает:
“Предметный мир, которым окружен персонаж – его жилье, мебель, одежда, еда, способы обращения персонажа с этими вещами, его поведение внутри этого мира, его внешний облик, жесты, движения, – все это служит бездоказательным средством характеристики человека. Все без исключения подробности имеют характерологическую и социальную значимость”.
Необходимо, чтобы ученики видели эти детали, обращали на них внимание, умели связать их информацию с образом и разрешать смысл этих деталей.
Приведем несколько примеров заданий проблемного характера на раскрытие многозначности художественной детали и рассмотрение ее связи с проблематикой произведения.
1. В чем смысл лермонтовской детали и как она характеризует Печорина, который как бы мимоходом записывает в своем журнале: “Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голоду да вдобавок меня хотели утопить!”
2. Покажите, в чем связь между обликом героя, характеризующей этот облик деталью, вещью и идейным замыслом писателя: шкатулка Чичикова, чубук Манилова, ноздревский турецкий кинжал, на котором по ошибке было вырезано “Мастер Савелий Сибиряков?”
3. С какой целью А.П.Чехов в рассказе “Ионыч” дважды упоминает о том, что в доме Туркиных пахло жареным луком?
4. Какую особенность в жизни и характере героя открывает одна из деталей портрета Евгения Базарова – красная рука?
Марина ПУГОВКИНА,
преподаватель русского языка и литературы лицея N 1
Усолье-Сибирское,
Иркутская область
Комментарии