Дети не виноваты в том, что политики не могут договориться, что их родители вынуждены покидать свои страны и перебираться туда, где их семьям по крайней мере не угрожает смерть. Взрослым помогает государство, а вот, детей поддерживает, обучает и воспитывает система образования.
Юрий ГОРЯЧЕВ, заместитель руководителя Департамента образования Москвы:
– Поддержка детей беженцев и мигрантов – дело очень сложное, потому что речь идет не только о том, чтобы определить ребенка в школу и дать ему возможность обучаться в том или ином классе, а о создании целого комплекса поддерживающих мероприятий. Конечно, для начала родители должны получить регистрацию, а затем в дело вступаем мы. Работой с такими детьми занимается городской центр «Этносфера», у которого есть специальная служба. Ее координатор – талантливый этнолог Елена Омельченко, есть научный совет, в который входят психологи, педагоги, ученые РАО, РАН, МГУ, преподаватели русского языка как иностранного и другие специалисты.
ООН, Департамент образования и центр «Этносфера» заключили трехстороннее соглашение. Нам помогают Верховный комиссар по делам беженцев и ЮНЕСКО. В соответствии с этим соглашением мы берем на обучение в московские школы детей беженцев, лиц, ищущих убежище (больше всего афганцев). У нас есть пять базовых школ, где проводятся регулярные методические занятия, специально готовим для этих школ педагогов русского языка как иностранного. Всей этой работой мы занимаемся уже около пяти лет. В этом году к пяти школам прибавляется детский сад, педагогическое училище, профессиональное училище, вечерняя школа.
Работа с мигрантами началась пятнадцать лет назад, когда в Москву стали приезжать семьи из Грузии, Армении, Азербайджана и других постсоветских республик. Тогда в столице стали возникать первые этнокультурные школы для мигрантов. Этнокультурные школы – это наши обычные русские школы, но с этнокультурным компонентом, который позволяет обучать детей родным языкам, изучать им родную литературу, историю. За пятнадцать лет уже наработана методика педагогического сопровождения, созданы педагогические технологии. Казалось бы, должно быть понимание того, как важно оказывать поддержку детям беженцев и мигрантов. Но, к сожалению, сегодня некоторые политики считают, что помощь детям – не наше дело, что все мигранты и беженцы должны уехать туда, откуда они приехали. Думаю, что такая позиция не отвечает ни традициям российского образования, ни политике нашего государства.
Комментарии