search
main
0

Кто получит миллион. Методические рекомендации по организации и критериям формализованного конкурсного отбора образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы

Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется на основании двух групп критериев: критериев квалификационного отбора (далее – критерии участия) и критериев конкурсного отбора (далее – критерии отбора). Критерии участия и отбора устанавливаются на федеральном уровне, являются фиксированными и обязательными.

3.1. Организационный механизм проведения конкурса общеобразовательных учреждений

Организации-заявители направляют в региональную Организационную группу (экспертную комиссию):

документы для экспертизы по критериям участия (перечень см. в Приложении 2);

заявку на участие в конкурсе (Приложение 1).

Первичный просмотр заявок, поступивших на конкурс, осуществляется региональной Организационной группой (конкурсной комиссией). Каждая поступившая заявка проходит регистрацию, проверяется соответствие заявки условиям конкурса, наличие необходимых документов.

В результате первичного отбора исключаются заявки, которые:

– не соответствуют критериям участия;

– не имеют полного комплекта необходимой документации.

После технической экспертизы документации по критериям отбора направляются в региональный Экспертный совет (экспертные комиссии) для проведения второго этапа экспертизы.

Экспертная оценка результатов деятельности общеобразовательного учреждения гражданскими институтами заключается в анализе реализации Программы развития общеобразовательного учреждения по критериям отбора.

Члены региональных экспертных комиссий не имеют права участвовать в экспертизе заявки общеобразовательного учреждения, если гражданская организация, к которой они принадлежат, является заявителем данного образовательного учреждения.

Затем заявки возвращаются в региональную Организационную группу (конкурсную комиссию), где на основе результатов экспертной оценки формируется общий список Претендентов с определением их рейтинга, который направляется в Региональный совет ПНПО. Он в свою очередь определяет итоговый список общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, для предоставления государственной поддержки на основании рейтинга и в соответствии с квотой, установленной субъекту Российской Федерации, и в установленный срок представляет на утверждение губернатору.

Губернатор направляет утвержденный список общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, для предоставления государственной поддержки в Минобрнауки России в соответствии с сетевым графиком.

Общий список общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, для предоставления государственной поддержки утверждается приказом Минобрнауки на основании документов, представленных государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Составляется выписка из приказа Минобрнауки России об утверждении общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, для предоставления государственной поддержки, которая доводится до победителя конкурса.

Победитель конкурса награждается Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

После того как победитель конкурса истратит выделенные ему средства, он может предоставить в региональный Совет по ПНПО добровольный отчет о том, насколько эффективно, на его взгляд, были потрачены средства, куда они пошли, как повлияло данное поощрение на развитие образовательного учреждения.

3.2. Критерии участия общеобразовательных учреждений

Участники конкурса определяются на основе оценки по критериям участия, подтверждаемых документами правоустанавливающего, нормативного и иного характера в соответствии с перечнем, представленным в Приложении 1.

Критерии участия общеобразовательных учреждений:

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицензию и государственную аккредитацию;

в Учреждении функционирует орган государственно-общественного управления;

в деятельности Учреждения не зафиксированы в течение трех последних лет нарушения законодательства в сфере образования и трудового законодательства;

в Учреждении разработана и утверждена программа развития;

Учреждение является ресурсным (методическим, опорным, социокультурным) центром для других образовательных учреждений (или местного сообщества) муниципалитета (региона) по ряду направлений развития общего образования; пилотной, экспериментальной, инновационной или другой площадкой федерального, регионального или муниципального уровня;

Учреждение полностью укомплектовано педагогическими кадрами;

в Учреждении оборудован компьютерный класс;

в Учреждении имеется собственный сайт или электронная страница на сайте иного учреждения, например, местного органа управления образованием или муниципалитета (при отсутствии технических возможностей критерием участия может быть предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета, обеспечивающего открытость и прозрачность деятельности Учреждения).

Перечень документов, предоставляемых в региональную конкурсную комиссию для экспертизы по критериям участия:

заявка органа государственно-общественного управления общеобразовательного учреждения, зарегистрированного в его уставе, на участие в конкурсе;

копии правоустанавливающих документов (лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, устав Учреждения);

бюджет, финансовый план или бизнес-план Учреждения;

программа развития Учреждения;

справка, подтверждающая отсутствие нарушений законодательства в сфере образования и трудового законодательства в Учреждении в течение последних трех лет, заверенная учредителями;

справка, подтверждающая наличие в Учреждении компьютерного класса, заверенная учредителем;

справка, подтверждающая, что Учреждение является пилотной, экспериментальной, инновационной или другой площадкой федерального, регионального или муниципального уровня; ресурсным или методическим центром, заверенная учредителем.

Одним из ключевых действующих лиц конкурсной процедуры является организация-заявитель, которая утверждает и направляет документацию претендента в региональную конкурсную комиссию. Это может быть либо общественная организация, которая обязательно должна быть зарегистрирована и соответственно иметь юридическое лицо, либо попечительский совет образовательного учреждения, полномочия и механизм работы которого прописаны в уставе школы. Таким образом, общественные организации и объединения, участвующие в национальном проекте, обязаны находиться в правовом поле.

3.3. Критерии отбора общеобразовательного учреждения

Экспертная оценка результатов деятельности Претендентов производится представителями общественных организаций по критериям отбора на основании анализа содержания действующей программы развития образовательного учреждения с обязательным представлением в ней планов работы школы на 2006 год.

При конкурсном отборе школ предполагается определить те учреждения, которые проявляют наибольшую активность по внедрению инновационных образовательных программ, эффективность которых подтверждается высокими показателями образовательной деятельности школы по критериям отбора. В связи с этим желательно, чтобы программа развития учреждения, представляемая Претендентом на конкурс, содержала все необходимые данные, на основании которых общественные эксперты могли бы достаточно полно судить о степени соответствия деятельности Учреждения критериям конкурсного отбора. Эти данные могут присутствовать в программе развития Учреждения в различных вариантах:

быть включенными в информационную или аналитическую части данного документа;

представлять собой основное содержание программы развития;

служить приложением к программе развития Учреждения в виде информационной карты или справки.

Желательно также, чтобы программа развития учреждения имела также информацию, позволяющую общественным экспертам оценить активность учреждения по внедрению инновационных образовательных программ, включая программы обучения по отдельным учебным предметам и направлениям воспитательной работы школы.

Образовательное учреждение должно приложить все усилия для предоставления максимально полной информации, позволяющей проводить экспертизу по установленным критериям в соответствии с представленными в данном разделе комментариями. Отсутствие информации может трактоваться экспертами как отсутствие результатов и деятельности по соответствующему направлению и вести к снижению балльной оценки.

При оценке деятельности образовательного учреждения на основе анализа его основного инновационного документа, программы развития общественным экспертам важно будет установить:

1. Обеспечивает ли содержание программы развития достижение более высоких значений по критериям конкурсного отбора;

2. Повлияла ли инновационная деятельность Учреждения на улучшение его показателей по всем конкурсным критериям; наблюдается ли в школе положительная динамика изменения показателей по каждому критерию за последние 3 года.

При оценке деятельности школы следует учитывать также объективную взаимосвязь и взаимозависимость критериев конкурсного отбора между собой и соответственно проводить экспертизу работы школы комплексно.

В отличие от критериев участия, представляющих собою перечень формальных и легко фиксируемых требований, которым конкретное учреждение либо удовлетворяет, либо не удовлетворяет, в критериях конкурсного отбора есть ряд оценочных, «качественных» позиций, нуждающихся в дополнительных комментариях. Не исключено, что содержание конкурсных материалов именно по этим позициям вызовет наибольшие трудности как при их составлении Заявителями, так и при рассмотрении членами конкурсных комиссий и экспертами.

В связи с этим для оптимизации работы экспертов, представляющих гражданские институты, а также облегчения задачи Претендента по подготовке конкурсных материалов (программы развития школы) целесообразно также добиться единого и четкого понимания как содержания самих критериев отбора, так и способов оценивания по каждому из них. На это и направлены данные методические рекомендации, построение которых основывается на следующих общих принципах:

минимизация необходимой документации, подтверждающей описание деятельности школы, соответствующей данному критерию отбора (во избежание бюрократизации и «бумажной волокиты»);

опора на традиционные (пусть и несовершенные) диагностические показатели при оценивании результативности (в силу невозможности разработки и апробации принципиально новых показателей за столь короткий срок);

максимальное доверие гражданским институтам, выступающим в роли заявителя; учет мнения родителей, учащихся, выпускников, коллег, местного сообщества как полноценного «измерителя» результативности претендента по тому или иному критерию.

3.3.1.Критерий «высокое качество результатов обучения и воспитания»

Содержание критерия

Под «высоким качеством результатов обучения и воспитания», как правило, понимается полнота реализации учащимися школы действующих требований Государственного образовательного стандарта. Однако так как экспертам предстоит отобрать школы, активно внедряющие инновационные образовательные программы, при экспертизе особое внимание следует обратить не только на степень достижения школой обязательных образовательных результатов и наличие положительной динамики в их улучшении, но и на постановку, а также успешность достижения актуальных инновационных целей общего образования. Особенно важно обратить внимание, насколько успешно школа реализует новые цели, определенные Федеральной программой развития образования России и регионов, такие как: формирование готовности школьников к продолжению образования после окончания школы, формирование информационно-коммуникативной и социальной компетентности учащихся, сохранение психического и физического здоровья школьников и др.

Содержательно высоким в науке и практике считается то качество обучения и воспитания, которое способствует личностному развитию школьников. Это, например, цели развития личности как субъекта творческой деятельности, реализуемые школами в рамках программ развивающего обучения дидактической концепции В. В. Давыдова.

Для оценки качества получаемого школьниками образования в Учреждениях – претендентах на победу в конкурсе экспертам предстоит оценить инновационность и актуальность содержания поставленных школами целей с точки зрения интересов для развития личности школьника, а также решения проблем общества и государства и определить, имеется ли положительная динамика их достижения за 3 года.

Измерения и способ подтверждения критерия

Результаты обучения и воспитания школьников, то есть реализации целей общего образования, обычно измеряются количеством учащихся, успешно освоивших учебные программы, что соответствует балльной шкале «4» и «5». Однако эти показатели, а также результаты единого государственного экзамена представляют собой данные о выполнении школами лишь действующего образовательного стандарта, что для оценки инновационной активности и результативности школ может оказаться недостаточным. В связи с этим претендентам рекомендуется представить, а экспертам оценить достижение школой высоких результатов по критерию «качество образования» и по другим показателям. Ими могут быть данные об успешности освоения школьниками инновационных образовательных программ, например, развивающего обучения, полученные на основе внутришкольного контроля и оценки хода реализации экспериментов. При этом школами может быть использована как пятибалльная оценочная шкала, так и другие показатели учебной успешности.

Помимо них школы могут использовать различные так называемые косвенные показатели высокого уровня образования учащихся, такие как:

количество учащихся, победивших в различного уровня конкурсах и олимпиадах;

число учащихся, проявляющих социальную и творческую активность, подтверждаемую участием в различных акциях социального характера, работе общественных и творческих организаций, в реализации социальных проектов и др.

Одним из показателей, характеризующих высокий уровень функционирования школы как единой целостной системы, могут служить данные о численном сохранении учеников, успешно усвоивших учебные программы при переходе на новую ступень образования: из начальной в основную школу; из основной школы в школу старшей ступени.

При рассмотрении общественными экспертами объективности информации, содержащей данные о состоянии образования в Учреждении, претендующем на победу в конкурсе, важным показателем будет выступать наличие внешних оценок результатов обучения, полученных с помощью единого государственного экзамена, а также международных исследований PIZA, TIMAS и др. Международное исследование результатов образования PIZA одновременно с этим является надежным измерителем для оценки сформированности у школьников предметных и общих компетентностей, то есть показателем достижения инновационных целей, оцениваемых в мире как содержательно прогрессивные.

Важным внешним показателем высоких результатов образования выпускников школы является показатель поступления учащихся в вузы, главным образом – на бюджетные отделения престижных учебных заведений, имеющих высокий конкурс, а также показатель успешности обучения выпускников в избранных учреждениях, если такие данные могут быть получены школой.

Содержание представленных школой показателей, свидетельствующих о достижении высоких результатов образования школьников, может в свою очередь послужить общественным экспертам дополнительным материалом для оценки работы учреждения, свидетельствующим о степени и характере понимания школой через используемые измерители содержания реализуемых целей.

Оценивание

Высокой оценки будут заслуживать Учреждения:

показывающие наиболее высокие результаты в реализации действующих Государственных образовательных стандартов и в достижении новых образовательных целей;

имеющие положительную за три года динамику по критерию «высокое качество результатов обучения и воспитания», состоящую либо в увеличении количества учащихся, успешно усваивающих прежние программы, либо в увеличении числа учащихся, успешно усваивающих инновационные образовательные программы.

При этом наиболее высокой оценки заслуживают те Учреждения, в программах развития которых определяются и в практике которых успешно реализуются качественно новые цели развития общего образования, определяемые педагогическим сообществом России как наиболее прогрессивные.

3.3.2. Критерий «эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе».

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

разноуровневое обучение;

коллективную систему обучения (КСО);

технологию решения исследовательских задач (ТРИЗ);

использование исследовательского метода в обучении;

проектные методы обучения;

технологию «дебаты»;

технологию модульного и блочно-модульного обучения;

лекционно-семинарско-зачетную систему обучения;

технологию развития «критического мышления»;

технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

систему инновационной оценки «портфолио»,

технологию дистанционного обучения и др.

При оценке образовательного учреждения по этому критерию можно выделить:

– общее количество и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе ОУ в целом и по ступеням образования;

– долю педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии, в том числе по ступеням образования, а также долю педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий;

– динамику этих показателей.

О реальном уровне использования информационных технологий в учебном процессе можно также судить по оснащенности компьютерной техникой (количество учащихся на персональный компьютер), готовности преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий (доля преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере).

В программе развития Учреждения данные об использовании современных образовательных технологий могут содержаться в аналитической части программы и в описании концепции развития школы, а также в стратегических и тактических планах с указанием конкретных сроков их введения в массовую практику работы Учреждения у разных групп учителей.

При оценке работы Учреждения по критерию «эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе» общественным экспертам следует уделить внимание не только количественным показателям их реализации в практике, но в большей степени тому эффекту, который получен учреждением от их внедрения. Данные о результативности освоения новых технологий могут содержаться в аналитической части программы или в специально подготовленной претендентом информационной справке-приложении к программе. Таким образом, экспертную оценку по данному критерию следует проводить с учетом данных по первому критерию: «высокое качество результатов обучения и воспитания»

3.3.3. Критерий «обеспечение доступности качественного образования»

В контексте реализации данного направления национального проекта под доступностью качественного образования предлагается понимать совокупность условий, созданных общеобразовательным учреждением для того, чтобы обучающиеся в нем дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с особенностями возрастного этапа, индивидуальными склонностями и предпочтениями, а также психо-эмоциональными и интеллектуальными особенностями.

Следовательно, об уровне доступности качественного образования для школьников, созданном в Учреждении, можно судить

по характеру реализуемых им образовательных программ (содержанию и технологиям);

наличию вариантов программ для разных групп школьников, обучающихся в данном Учреждении, то есть полноте удовлетворения их образовательных запросов;

а также по качеству их выполнения, которое в свою очередь обусловливается качеством преподавания, зависящим от мастерства и заинтересованности учителей в достижении высоких результатов.

Внутренним условием, обеспечивающим качественную реализацию школьных образовательных программ, является также их преемственность и завершенность, которая обеспечивается использованием учебно-методических комплектов одной линии.

Таким образом, чем более дифференцированной и вариативной будет система образования Учреждения, целостней и завершенней реализуемые в ней программы и выше квалификация, а также заинтересованность в качественной работе его учителей, тем выше будет степень вероятности того, что обучающиеся в нем дети будут являться «потребителями» качественного образования.

Доступность качественных образовательных программ или «образовательных траекторий» обеспечивается также выполнением школой Закона «Об образовании» Российской Федерации, гарантирующим право ребенка на получение образования в любом общеобразовательном учреждении. В связи с этим доступность обеспечивается наличием в школе открытых и прозрачных процедур зачисления учащихся на все ступени школьного образования и во все классы согласно имеющемуся в школе количеству посадочных мест и наличию у родителей и учащихся возможностей для осуществления их выбора образовательной программы.

Кроме этого, в содержание критерия «доступность качественного образования» включается понятие финансовой доступности образовательных услуг и транспортной доступности образовательного учреждения для уже обучающихся и потенциальных школьников.

Критерием финансовой доступности служит бесплатность образования или наличие платы за дополнительные образовательные услуги в размере, не превышающем ту сумму, которую семья ребенка может заплатить за образования без ущерба для своего семейного бюджета. Естественно, что в различных территориальных муниципальных образованиях и регионах эти суммы различны и выявляются при помощи специальных исследований. Желательно, чтобы общественные эксперты владели данной информацией.

Транспортная доступность Учреждения обеспечивается наличием надежного и безопасного для учащихся транспортного сообщения или организацией специального подвоза школьников. Время, за которое дети доезжают от места своего проживания до образовательного учреждения, не должно превышать 20 минут.

Для анализа степени доступности качественного образования в Учреждении, подавшем документы на конкурс, экспертам необходимо будет проанализировать:

потенциальный контингент учащихся школы-претендента, содержащийся в информационной справке, и определяемый миссией школы;

механизмы набора и комплектования классов, содержащиеся в Уставе школы;

движение контингента учащихся, количество и причины выбытия школьников, не достигших 15-летнего возраста, на основании информации, содержащейся в информационной справке программы развития школы;

состав, полноту и вариативность реализуемых школой образовательных программ, содержащихся в концепции и планах программы развития школы;

соответствие квалификации педагогических кадров реализуемым школой образовательным программам;

размер платы за дополнительные образовательные услуги;

наличие транспортных сообщений в микрорайоне школы.

О полноте образовательных программ, предлагаемых образовательным учреждением с целью удовлетворения разнообразных запросов школьников, общественные эксперты могут судить по тому, реализуются ли в школе:

программы предшкольного образования, выравнивающие стартовые условия для получения начального образования и делающие доступным качественное обучение на первой ступени;

программы начальной школы;

программы основного среднего образования;

программы предпрофильной подготовки для девятиклассников;

программы профильного обучения на третьей ступени, реализуемые на основе базисного учебного плана 2004 года и нового образовательного стандарта;

программы углубленного изучения отдельных предметов, реализуемые на основе базисного учебного плана 1998 года;

блок программ дополнительного образования;

программы для детей с особыми образовательными потребностями: одаренных, имеющих проблемы в состоянии здоровья, программы коррекционно-развивающего обучения, программы для детей, желающих обучаться на родном языке и др.

О степени индивидуализации обучения эксперты могут судить по:

использованию разноуровневых учебных программ;

индивидуальным учебным планам;

предоставлению всех возможных форм освоения образовательных программ (очная, экстернат, дистанционная, домашнее обучение и др.);

личностно ориентированным педагогическим технологиям.

При оценке числа выбывших учащихся до достижения ими 15-летнего возраста высокие оценки могут получить те Учреждения, в которых процент выбывших по сравнению с региональными показателями является минимальным.

На получение наивысших баллов могут претендовать те учреждения, причины выбытия из которых не связаны с неудовлетворенностью школьников получаемым качеством образования, финансовой доступностью образовательных услуг и транспортным сообщением с Учреждением.

Наиболее высокие баллы должны получить учреждения, реализующие наиболее полный для удовлетворения образовательных запросов обучающихся в них школьников перечень образовательных программ и обладающие для этого высококвалифицированными педагогическими кадрами.

3.3.4. Критерий «продуктивность реализации программы развития»

Под продуктивностью реализации программы развития Учреждения понимается достижение целей программы развития в соответствии с установленными в ней планами и показателями результативности, а также ее содержательное соответствие Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации.

Для оценки деятельности Учреждений по критерию «продуктивность реализации программы развития» рекомендуется использовать два вида показателей: по одному из них рекомендуется оценить содержание программы развития, а по другому – качество программы как документа школы, который является основным инструментом управления инновационной деятельностью общеобразовательного учреждения и основным фактором успешности процесса развития.

Оценка содержания программы может проводиться экспертами на основе его соотнесения с основными целями и приоритетными направлениями развития системы общего образования в России. При оценке содержания программы развития школы экспертам можно предложить ответить на следующие вопросы.

1. Включает ли программа развития меры по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста?

2. Планируется ли в Учреждении введение продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода?

3. Расширяются ли в учреждении образования программы дополнительного образования?

4. Переходит ли Учреждение к профильному обучению учащихся в старших классах и предполагается ли проводить обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам?

5. Будут ли реализованы в школе меры по снижению учебной нагрузки учащихся, сохранению их физического и психического здоровья?

6. Будет ли в процессе реализации программы развития осуществляться переход школы к самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, расширению числа источников и объема средств внебюджетного финансирования?

7. Будет ли осуществляться переход школы к системе общественно-государственного управления? Какие органы общественно-государственного управления школой будут создаваться? Будет ли у них достаточно полномочий для оказания реального влияния на решение проблем улучшения жизнедеятельности школы?

Поскольку оценку программ развития проводить силами общественных экспертов сложно, возможно сформулировать для проведения экспертизы ряд вопросов, направленных на выявление и оценку качественных характеристик программы и, соответственно, ее продуктивности, а также на анализ опыта работы учреждения по аналогичным программам развития. Это могут быть следующие вопросы.

1. Какова общая длительность периода работы Учреждения по программам развития?

2. Имеется ли у учреждения положительный опыт реализации программ развития в предыдущие годы?

3. Обосновано ли в программе развития, что решаемые Учреждением проблемы являются для него актуальными?

4. Обосновано ли в программе развития, что для решения поставленных в ней проблем у образовательного Учреждения имеются необходимые возможности: кадровые, научно-методические, материально-технические и другие условия?

5. Обоснована ли в программе развития надежность, перспективность и эффективность внедряемых инновационных программ и других изменений инновационного характера?

6. Имеются ли в программе развития четко обозначенные цели и детально проработанные планы их достижения?

7. Имеются ли у Учреждения надежные источники финансирования, обеспечивающие успешную реализацию программы: бюджетные средства; внебюджетные средства учредителя; средства от коммерческой деятельности Учреждения; спонсорские средства – родителей, выпускников, социальных партнеров и др.; целевое финансирование по грантам, проектам и др.

8. Насколько полно учреждение образования справляется с реализацией намеченных в программе планов и достижением запланированных результатов: укладывается ли в отведенные программой сроки; в полном ли объеме реализует запланированные цели?

9. Является ли программа развития школы, с точки зрения экспертов, тем реально действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы?

Наивысший балл рекомендуется выставлять учреждениям образования, имеющим качественные программы, являющиеся действенными инструментами их развития, согласно поставленным в них целям, что подтверждается наличием у школ положительного опыта реализации аналогичных программ и успешным опытом выполнения действующей программы.

3.3.5. Критерий «сочетание принципов единоначалия с демократичностью школьного уклада»

Содержательной стороной критерия является реализация базовых демократических ценностей, осуществляемая в школе через создание системы общественно-государственного управления и работу ее органов; через содержание и технологии обучения и воспитания школьников, основанные на отношении к ребенку как субъекту учебно-воспитательного процесса.

Базовыми ценностями демократического уклада школьной жизни являются также: равенство возможностей для получения качественного образования всеми учащимися школы, свобода выбора, терпимость, справедливость, плюрализм, уважение истины, гражданское общество, коллектив, долг, честь, ответственность перед коллективом и школьным сообществом и др.

О развитии государственно-общественного управления в общеобразовательном учреждении можно судить, прежде всего, по наличию, составу органов общественного управления и переданным им полномочиям.

Существенным моментом является включение в управление школьной жизнью всех участников образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов. Соответственно, целесообразно оценивать:

– наличие разных органов общественного управления, отражающих интересы каждой из этих групп, а также наличие единого Совета образовательного учреждения.

– наличие управляющего совета;

– наличие попечительского совета;

– наличие и область полномочий на принятие самостоятельных решений у отдельных органов общественного самоуправления (рекомендательные решения, консультативно-экспертные решения, право вето на решения администрации и др.);

– динамику развития форм участия общественности в принятии управленческих решений;

– наличие нормативной базы по общественному самоуправлению в школе;

– формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о ситуации в школе (школьная пресса, сайт или страничка в интернете, ежегодные отчеты, открытые школьные доклады перед школьным сообществом и др.);

– наличие практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни с помощью социологических опросов, интервьюирования, «горячих линий», дней открытых дверей, форумов на школьном сайте и других мер работы с общественностью и получения обратной информации;

– наличие раздела по демократизации управления в программе развития образовательного учреждения.

В качестве количественных измерителей данного критерия могут быть использованы показатели численности участия представителей различных групп (родителей, учащихся, учителей, социальных партнеров школы) в органах общественно-государственного управления.

Показателем эффективности системы общественно-государственного управления школой могут являться данные о результатах работы органов общественного управления и системы в целом:

– решение реальных проблем образовательного учреждения;

– улучшение материально-технических условий работы школы,

– финансовая и кадровая поддержка учреждения образования;

– количественные показатели поддержки администрацией школы различных инициатив, исходящих от учителей, учащихся, родителей, социальных партнеров школы, свидетельствующих о реальном функционировании демократических механизмов управления.

Информация об укладе школьной жизни и характере управления может содержаться в аналитической части программы, в концепции развития школы или в специальном разделе по мерам демократизации системы внутришкольного управления, а также в разделе, описывающем организационную структуру управления реализацией программы развития.

В результате проведения общественной экспертизы должны быть поддержаны школы, активно реализующие демократические принципы управления школой: переходящие к общественно-государственному характеру управления, имеющие децентрализованные организационные структуры управления школой, активно привлекающие к участию в управлении родителей, учителей, учащихся, социальных партнеров; имеющие организационную культуру, базирующуюся на демократических ценностях и традициях школь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте