Бабушку я помню с самого раннего детства. Помню сначала ее руки, всегда занятые какой-то работой. От их прикосновений становилось тепло и сладко. Помню одуряющие запахи ее знаменитых на всю округу пирожков с капустой и картошки «с сыринкой». Помню дядю и теть, приезжавших со своими детьми домой при первой возможности. И это ощущение праздника, когда наша единственная комната в полуподвале коммуналки становилась самой лучшей, самой светлой на свете. И этим светом была для всех моя неграмотная бабушка Анастасия Родионовна.
Другие нынче времена. И бабушки, как правило, образованные. Настолько, что не желают ни заниматься, ни знать своих внуков. К счастью, это не относится к тем, у кого в детстве была своя Арина Родионовна. К тем, кто и сегодня, как с котятами, возятся с маленькими, надеясь, что они пронесут через годы эту эстафету добра и любви. Вот поэтому мы открываем в «Ладе» новую рубрику: «Записки бабушки». Ждем откликов от читателей всех возрастов.
Елена КОМАРОВА
Соседка наша растит сына одна и, что называется, всю душу вкладывает в его воспитание. Мальчик ее – ровесник моей внучки, и мы часто обмениваемся впечатлениями о детях, о школе, где они учатся в параллельных классах. Первые годы – и в детском саду, и в школе – мама нарадоваться не могла на своего Сашеньку. Умненький, послушный, он был очень привязан к ней и – на мой соседский взгляд – как-то не по-мужски впечатлителен, зависим от ее настроений. Конфликт у них начался неожиданно. Годам к 10 сын, по словам мамы, стал просто невыносим. «Приходит из школы и молчит, слова из него не вытянешь. В дневнике то пятерки, то двойки. Учителя жалуются, что на уроках он смотрит в окно, не слушает, что ему говорят, невнимателен, замкнут». Мама ударилась в панику. Несколько раз я слышала, как ужасно она кричит на Сашу, потом сама плачет.
Кончилось тем, что кто-то посоветовал ей обратиться к школьному психологу. Она долго стеснялась, считая невозможным, унизительным для себя вмешательство постороннего человека в их отношения с сыном. Их любовь была главным содержанием и смыслом ее жизни. Как можно обсуждать это с чужими, пусть даже и специалистами? И все-таки после очередной взаимной истерики, когда мальчик убежал из дома и несколько часов бродил по городу, она решилась. Пошла, правда, не к тем психологам, которые работают в нашей школе, а к другим, чтобы учителя не обсуждали потом этот факт, не смотрели бы на ее Сашу как на неблагополучного.
Несколько дней после этого визита мы не виделись. Может быть, не повезло, разговор не сложился, думала я. Специально нашла книжку нейрофизиологов В. Еремеевой и Т. Хризман «Мальчики и девочки: два разных мира». Этим авторам – Тамары Петровны Хризман, к сожалению, уже нет в живых – я очень доверяю. Их советы помогли многим воспитателям разобраться в отношениях с разными детьми. И когда, наконец я опять встретила соседку на лестнице, она отнеслась к этой книжке как к хорошей знакомой: «Давайте-давайте! Я, кажется, кое-что поняла!»
В том, что сказали ей психологи, не было ничего особенного. Вроде бы каждый из нас знает, что девочки и мальчики по-разному развиваются, по-разному ведут себя. Каждый, если постарается, вспомнит массу любопытных деталей, подчеркивающих эти различия. Ну и что? Значит ли это, что мальчик-мужчина не должен слушаться маму-женщину? Должен, конечно, но и маме следует помнить, что они – разные, у них с сыном по-разному организована психика. Мальчик и так подавлен в школе многочасовым воздействием женщин-учительниц. Оглушен бесконечными словесными потоками. Девочки переносят многословие легче. У них левое полушарие, где находится центр речи, развивается раньше, чем у мальчиков. Есть еще одна особенность, важная в быту: мальчики плохо переносят повторение одного и того же назидания. У них просто отключается восприятие. Приходит такой страдалец из школы, где ему бесконечно что-то говорили, повторяли, указывали.
А дома мама, едва он дверь открыл, начинает командовать: шапку – на место, вымой сапожки. Руки мыл? Что сегодня было на математике? Саша, например, от этого потока команд и вопросов просто садился на корточки под вешалкой и, не двигаясь, молчал. А мама заводилась все больше и больше.
Психологи посоветовали ей в первые часы после школы дать сыну отдохнуть в тишине. Сказали, что лучше самой положить его шапку на место. Это будет не столь вредно для воспитания мальчика, как поток слов. Пусть поест, займется чем хочет. Потом можно и о математике спросить, и о русском. Да он и сам расскажет. Движение, действие, поступок – вот его стихия. Не стоит также считать, что мальчики, если они молчат, не реагируют, менее чувствительны, чем девочки. Часто – наоборот. Просто девочки больше о чувствах говорят, иногда даже больше, чем чувствуют. Слова у них не всегда наполнены смыслом. Мальчики больше молчат, но, по наблюдениям нейрофизиологов, изучающих биотоки мозга, чувствуют часто острее, больше переживают. Однако долго удерживать эмоции не могут. Мама кричит: тупой, бесчувственный! А он уже отключился, не слышит. Не потому, что бесчувственный, а потому, что сработала естественная защита, мозг сбросил напряжение. Левое, рационально-логическое и речевое полушарие еще недостаточно развито, и это слабое звено при усталости выпадает. Уставший мальчик «не соображает». А девочки, когда устают, страдают эмоционально, могут расплакаться. У них слабее, как правило, правое, эмоционально-образное полушарие.
Это, конечно же, самые общие сведения. В жизни – сколько детей, столько вариантов. Мозг работает тоже по-разному, полушария его взаимодействуют многообразно, постоянно развиваются, дополняя, а то и взаимозаменяя друг друга. Так что неправильно было бы считать мозг компьютером, который должен действовать безотказно, в соответствии с вложенными в него программами. Но общие закономерности хорошо бы знать всем. Иначе можно на всю жизнь испортить отношения даже с самыми любимыми своими детьми.
Санкт-Петербург
Комментарии