search
main
0

Кто поедет на Аляску

Их встречали, как космонавтов. Неделю ребятня праздновала победу

Девчонки – юные гимнастки – называют Лилю “зубастиком”. Не в глаза, конечно, а за спиной шушукаются. Мамы их одергивают: как не стыдно! Она больше вашего старается!.. Лиля действительно очень старается, словно назло непослушным булавам, которые излишне часто шлепаются на пол в самый неподходящий момент, или скакалке-предательнице, которая вдруг непонятно как завязывается узлом в середине выступления.

И Лиля, торопясь, вновь и вновь подбирает булавы, распутывает скакалку, бежит за мячом – и никогда не плачет. Может, потому, что среди зрителей всегда обязательно сидит ее мама, улыбаясь, подбадривает, а потом, как с настоящей взрослой гимнасткой, обсуждает с ней, что удалось выполнить чисто, а где были ошибки. Лиле 10 лет, перенесенный в совсем еще маленьком возрасте ДЦП отразился и на внешности девочки, и в ее поведении – излишнюю медлительность в считанные секунды сменяет нервная торопливость, да и координация движений подводит. На мой вопрос, когда ты чувствуешь себя по-настоящему счастливой, она смущенно отвечает: “Когда мне все хлопают после выступления. Хочется сделать еще лучше”. Тренеры Лилю любят за упорство и доброту, а кроме того, у нее хорошая растяжка и есть умение сливаться с музыкой, подчиняя ей сложные гимнастические пассажи.

Глядя на эту девочку, занимающуюся в обычной спортшколе, спрашиваю себя, а есть ли в Воронеже место, где ребенок с физическими или даже умственными недостатками смог бы попробовать себя в спорте? Одних только специальных школ-интернатов в области 22, в них живут 2895 воспитанников, причем большая часть – около двух тысяч – являются умственно отсталыми.

– Занятия спортом дают ребенку возможность почувствовать свое тело, – рассказывает Владимир Кузнецов, директор детско-юношеской школы адаптивной физической культуры инвалидов. – Упражнения помогают задействовать различные группы мышц, дать им работу, и ребенок постепенно учится управлять собой.

Школа, которой руководит Владимир Яковлевич, открылась в сентябре прошлого года. Учредителем стал Комитет по физической культуре. Хорошо то, что, несмотря на финансовые трудности, в которых пребывает нынче Воронежская область, деньги на спортшколу для детей-инвалидов все-таки нашлись. Сейчас в ее штате 56 сотрудников – тренеры, методисты, медики. Юных спортсменов – а их число день ото дня растет, и в мае уже будет около 500 человек – распределяют по группам, за каждой закреплен врач. Он следит за состоянием детей и дает рекомендации тренерам. Велика роль методистов, они проводят семинарские занятия и разрабатывают адаптивные программы по различным видам спорта. Ведущие методисты школы – мастер спорта международного класса по акробатике Тамара Бегидова и батутист, мастер спорта Геннадий Бармин. Вообще-то спортшколы для инвалидов обычно “специализируются” на отдельных видах спорта и, как правило, ориентированы на узкий круг тех или иных заболеваний. Отличие воронежской, по словам Кузнецова, в том, что это комплексная школа, решившая объединить всех детей-инвалидов вне зависимости от диагнозов.

– Объять необъятное, конечно, невозможно. Но тем не менее мы не отступаем.

Тренеры ведут занятия в городских школах-интернатах. С каждой из них заключен договор о предоставлении спортзалов и площадок. Мальчишки и девчонки тренируются после уроков, как говорится, на своей территории. Воспитатели довольны – дети при деле, время проводят с пользой. Вид спорта ребята выбирают по своему желанию и в зависимости от состояния здоровья. Слабовидящие отдают предпочтение плаванию, легкой атлетике, шахматам, шашкам, есть даже поклонники дзюдо. В интернате для слабослышащих в большом почете футбол и спортивная гимнастика. Сложнее всего ребятам, страдающим ДЦП. Но и они занимаются плаванием, легкой атлетикой, даже гимнастикой. Главное – не допускать слишком больших нагрузок, это может навредить ребенку.

– Спорт для наших детей, – говорит Кузнецов, – это, конечно, не спорт высших достижений. Это адаптация к нормальной жизни, закалка и для тела, и для психики. В этом смысле занятия дают детям очень много.

В феврале несколько ребят из девятой школы-интерната ездили в Саратов на российское первенство среди детей-инвалидов. В итоге двое лыжников вошли в состав сборной России, которая будет участвовать во Всемирных специальных олимпийских играх в январе 2001 года на Аляске. Представляете, что было, когда новоиспеченные медалисты вернулись из Саратова домой? Их встречали, как космонавтов! Неделю ребятня от мала до велика праздновала победу, интернат гудел, как улей. Теперь спортсменами хотят быть абсолютно все. Кузнецов эту победу считает закономерной, своего рода – знак судьбы. Дело в том, что победителей в подобных соревнованиях определяют по жребию. И это справедливо, потому что одно лишь преодоление лыжни от старта до финиша – уже победа для каждого из детей. Не сошел с дистанции, хватило сил и упорства – ты победитель! Ну а когда стали тянуть жребий, две золотые медали достались воронежскому интернату. А еще – три серебряные и две бронзовые.

Татьяна МАСЛИКОВА

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте