Свершилось… Опубликован Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ на 2011-2012 учебный год. О федеральном государственном образовательном стандарте не говорит сейчас только ленивый, но споры в основном идут вокруг старшей школы. И если горячо, громко и так рьяно обсуждаемые изменения старшей школы – это перспектива, то ФГОС начального общего образования приходит во все первые классы страны уже 1 сентября этого года.
Один из самых конкретных и понятных каждому человеку независимо от его профессиональной принадлежности и семейного положения инструментов введения стандарта – учебник. Экспертиза и утверждение учебников для начальной школы в 2010-2011 годах шли под девизом соответствия стандарту. По результатам всех мероприятий профильного министерства общество делает вывод о том, какие учебники, точнее, системы учебников и учебники завершенных предметных линий, соответствуют стандарту и разрешены к использованию в школе. И уже на этом этапе возникают вопросы. Всем, кто знаком со стандартом начального общего образования, известно, что теория его основана на идеях деятельностного подхода, подтвержденного прежде всего практикой образовательных систем Д.Эльконина – В.Давыдова и Л.Занкова. Но странным образом после экспертизы в перечень не попадает ни один учебник математики образовательной системы Д.Эльконина – В.Давыдова, по которым многие годы работали педагоги. Выстроить весь стандарт на теории В.Давыдова и вычеркнуть из перечня учебников, рекомендованных для его реализации, книгу В.Давыдова! Абсурд? Недомыслие? Но еще большее удивление вызывает то, как развиваются события после обнародования перечня. Оказывается, что содержание приказа Минобрнауки РФ и реальная жизнь – это далекие друг от друга объективные реальности. Впрочем, это не новость, к сожалению, мы уже давно привыкли к невыполнению законов в родном отечестве. Сейчас по всей стране идет масштабная процедура заказа учебников на будущий год. И здесь, как на плохом базаре, все средства хороши. Для продвижения тех или иных учебников включаются все ресурсы – административные, рекламные, сетевой маркетинг. И практически повсеместно вопреки утвержденному перечню, то есть закону, чиновники в самой настойчивой форме не рекомендуют, а фактически обязывают школы выбирать те учебники, которые, на их взгляд, более соответствуют новому стандарту. О том, какие мотивы движут служащими при откровенном лоббировании учебников крупнейших российских издательств, говорить не хочется. Это на поверхности. Возникает другой вопрос: на какой аргументации строят чиновники свои просветительские речи, выделяя среди учебников, приказом министра включенных в ФП, достойные и недостойные?Оказывается, сама структура и оформление Федерального перечня учебников дают повод такую аргументацию изобрести. В списке учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году, особо выделены системы учебников. Но что такое система учебников? Это новое понятие в приказе Минобрнауки не раскрывается. Легко заметить, что «система учебников» в новом перечне носит чисто формальный характер и не имеет ничего общего с использовавшимся ранее в подобных документах понятием «образовательная система». Образовательная система – содержательное понятие, ее реализовывали комплекты учебников, объединенные прежде всего общей психолого-педагогической концепцией обучения. Легко догадаться, что в новом перечне в системах оказались издательские комплекты от издательства, просто имеющего учебники по всем без исключения учебным предметам, включая музыку, изо, технологию, основы духовно-нравственной культуры и даже физкультуру. Таких «систем» в новом перечне четыре. Заметим, что две из них – продукт крупнейшего издательства-монополиста «Просвещение». Именно словом «система» жонглируют государственные чиновники, обязывая общеобразовательные учреждения выбирать учебники, входящие в системы. Начальное образование – та ступень, где по результатам международных исследований Россия среди первых. Многие авторитетные эксперты одной из причин этого успеха называют вариативность программ и учебников начального образования, а она, как известно, следствие развития разных образовательных систем: традиционной, образовательной системы Л.Занкова, образовательной системы Д.Эльконина – В.Давыдова – до недавнего времени. Происходят странные вещи: с одной стороны, концепция нового стандарта создает условия для дальнейшего развития вариативности, провозглашает это как особую задачу, механизм саморазвития, это ее принципиальная установка. Но то, что сейчас происходит с учебниками ( они пока главный носитель содержания образования в школе), уничтожает идею выбора программ начального образования, лишает педагога свободы этого выбора, возвращает обратно его в сугубо исполнительскую позицию, фактически сводит на нет достижения последних двадцати лет. Совершенно ясно, что, как только будет разрушена содержательная конкуренция педагогических подходов, технологий, методов, произойдет общий откат уровня начального образования. На фоне кипящих вокруг выбора учебников страстей сам собой напрашивается и такой вопрос: когда-нибудь появится хоть какая-то статистика, отражающая соотношение между показателями качества образования (например, начального) и учебников, по которым занимаются дети? Все, кто работает в школе, знают, какое количество различных статистических данных собирается в течение учебного года, и особенно если школа выходит на процедуру аккредитации или участвует в проверке контроля качества образования. По окончании этих процедур дается заключение о качестве образования, одна из составляющих которого – результаты выполнения учащимися проверочных работ, выраженные в процентах по соответствующему предмету. Пусть кто-нибудь из чиновников хоть один раз соотнесет эти проценты и наименования учебников! Или соотнесет результаты российских учащихся, участников PIRLS, и учебники, по которым они учатся! С этими данными можно говорить о большем или меньшем соответствии утвержденных учебников. Если же такие рекомендации раздаются без этого элементарного анализа, это по меньшей мере некорректно и непрофессионально. И не получится ли так: под давлением сверху учителя, школы, много лет работавшие по учебникам образовательной системы Л.Занкова, Д.Эльконина – В.Давыдова, официально перейдут на так называемые системы учебников, но из-под полы будут продолжать работать по сознательно выбранным ими когда-то учебникам. (Так уже было однажды – в середине 80-х годов – с системой развивающего обучения: дети держали учебники под партами, и они выжили!) Это оптимистичный вариант развития событий. Снова школу толкают на путь лицемерия. Сколько же можно?! Неужели сегодня единственным инструментом установления законопорядка и справедливости станет 200 тысяч подписей граждан России?! Алексей Воронцов, председатель правления Международной ассоциации «Развивающее обучение», председатель Комиссии по дошкольному, общему и дополнительному образованию Общественной палаты по образованию Москвы, кандидат педагогических наук; Эльвира Александрова, доктор педнаук, профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО; Елена Барсова, учитель школы «Лосиный остров» №368; Зинаида Новлянская, ведущий научный сотрудник ПИРАО, лауреат Премии Правительства РФ в области образования; Елена Чудинова, ведущий научный сотрудник ПИ РАО; Владимир Кудрявцев, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии имени Л.С.Выготского РГГУ, научный руководитель школы «Лосиный остров» №368; Маргарита Каминская, профессор Института психологии имени Л.С.Выготского РГГУ, научный руководитель экспериментальной площадки Департамента образования «Средства педагогической поддержки детских учебно-предметных компетенций в инновационной сети школ развивающего образования»; Наталья Терентьева, заслуженный учитель РФ; Николай Веракса, профессор, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, заместитель директора НИИСО МГПУ, руководитель Центра развития ребенка МГПУ; Наталья Конышева, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольного и начального образования МГПУ, лауреат Премии Правительства РФ в области образования; Вероника Захарова,Татьяна Корешкова, Татьяна Баранова, Елена Макарова, Любовь Земченкова, Татьяна Тимофеева, Алена Погорнова, Мария Молчанова, Марина Куваева, Татьяна Капранчикова, Галина Збарацкая, Наталия Николаева, Татьяна Перминова, Людмила Карпышева, Ольга Якушкина, Татьяна Яковлева, Вера Калмыкова, Елена Воробьева, Ольга Манцурова, Светлана Бадмаева, Елена Кожевникова, Ольга Коконова, Светлана Курцева, учителя начальных классов, и другие.
Комментарии