Кто отобрал у нас имя?!
Наша учебная техника инкогнито присутствует во многих школах и вузах мира
Отечественные разработки в области оборудования вузовских и школьных лабораторий пользуются спросом на мировом рынке, – сообщил генеральный директор Российского научно-производственного объединения “Росучприбор” Вячеслав Крынкин. – Ежегодные международные выставки учебной техники демонстрируют искренний интерес зарубежной педагогической общественности к российским приборам, в особенности к их ценам – наши значительно дешевле. Поступают заказы… Однако дальше дело не идет. Слишком труден, а при единичных заказах так просто непреодолим путь от опытного образца, выставленного на зеркальной витрине, до серийного производства.
Наш производственный потенциал сильно ослаб за последние годы. Многие производители учебной техники обанкротились или перепрофилировали свои цеха на производство, например, кладбищенских оград. Из 120 предприятий сейчас реально существуют 53. Именно существуют, этот глагол точно характеризует состояние отрасли.
Статфакт
Картина современного материально-технического оснащения образовательных учреждений такова: в Москве и Санкт-Петербурге – около 20 процентов, в областных центрах – 15 процентов, в районных – 10 процентов, а материально-техническое оснащение сельских школ составляет в среднем 5 процентов от принятых норм.
Учебная техника – продукция весьма специфическая. Ее потенциальные покупатели – российские учебные заведения – в большинстве своем неплатежеспособны. Ориентироваться же на международный рынок весьма рискованно. Во-первых, потому, что продукция должна быть сертифицирована по международным стандартам. Во-вторых, не гарантирован спрос – конкуренты не дремлют. Круг замкнулся, и мы снова возвращаемся к проблеме нерентабельности большинства отечественных предприятий отрасли. Отсутствие спроса ведет серийное производство к гибели. А единичные заказы погоды не делают.
Руководствуясь этими, в общем-то, прописными истинами, зеленоградский завод “Протон” и новочеркасское конструкторское бюро “Ост-Центр”, производящие электронику, в том числе для учебных лабораторий, пошли путем наименьшего сопротивления. Они производят и продают немецкой фирме “Lukos-Nulle” “обезличенные” приборы – не ставят на них свой товарный знак. Причем обезличивание является одним из условий договора. Таким образом, не выходя формально на международный рынок, “Протон” и “Ост-Центр” получают валюту, а “Lukos-Nulle” успешно монтирует российские источники питания на свое оборудование, которое расходится по школьным и вузовским лабораториям всего мира.
– Вячеслав Васильевич, очевидно, что “порочный” круг замыкается на финансовом обеспечении отечественных учебных заведений, точнее, на его отсутствии. Каким, на ваш взгляд, может быть выход из финансового тупика?
– Вы правы. Школы, в особенности сельские, оказались сейчас в таком состоянии, что не то чтобы на оборудование – на зарплату учителям денег нет. Выход мне представляется следующий – создать федеральный внебюджетный фонд, который бы давал беспроцентные кредиты регионам на закупку оборудования.
Процедура следующая. Региональный Департамент образования разрабатывает долгосрочную программу технического оснащения учебных заведений и вносит предложение о выделении на это бюджетных средств в региональный законодательный орган. Если предложение принимается, департамент заключает договор с федеральным внебюджетным фондом на получение кредита со сроком погашения в пять лет. Гарантией возврата кредита является договор, а также решение регионального законодательного органа о выделении в бюджете отдельной строкой финансовых средств на материально-техническое оснащение учебных заведений.
– Все это чем-то напоминает мне безобидную детскую игру “в крысу”. Неужели в наше время даже школьную парту с электрофорной машиной нельзя купить без политической подоплеки?
– Парту – можно. Одну. Но ведь строятся новые школы, их необходимо комплектовать, как говорится, с нуля. На это просто нет денег. А жить в кредит уже давно принято во всем мире. Чисто психологически проще взять кредит с рассрочкой выплаты, чем копить, все равно не накопишь. Учитывая инфляцию.
– А кто будет учредителем фонда?
– Думаю, должно быть несколько соучредителей, в том числе Министерство образования России и Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники.
– Какое отношение НПО “Росучприбор” имеет к последней?
– Мы ее соучредители. После распада Союза наше научно-производственное объединение лишилось своих филиалов на Украине, в Белоруссии, в Грузии, Азербайджане. Поэтому решено было создать межгосударственную ассоциацию.
– Деловые связи не рухнули вместе с Союзом?
– К счастью, нет. В Ровно производят оборудование для лабораторий квантовой физики, в Днепропетровске – теплотехнику… Сейчас ассоциация может предложить заказчику совершенно новое оборудование для двадцати вузовских лабораторий, а также школьных кабинетов физики, химии и биологии.
– Вы планируете “сказать” новое слово в школьной физике? Надеюсь, электрофорная машина останется…
– Вы читали статью в “Известиях” “Кабинет физики – ровесник нашей бабушки”? Нет? Так почитайте, и у вас отпадет желание иронизировать на эту тему.
– Думаю, чем рыться в подшивке “Известий”, лучше зайти в одну из наших школ – все станет ясно.
– Мы объявили конкурс на модернизацию оборудования школьного физического кабинета. Рассмотрели несколько десятков проектов и остановились на одном, который сейчас и воплощается в жизнь.
– Каким образом происходит это воплощение?
– НПО “Росучприбор” готовит документацию, над которой трудятся инженеры и методисты, в том числе преподаватели московских вузов: Бауманского, Энергетического, Инженерно-физического. В результате на свет появляется опытный образец, который мы отдаем на испытание в школу. Разумеется, с таких испытаний образец возвращается слегка “помятый” и с массой замечаний и нареканий, которые мы спешим исправить. После этого суровая комиссия из представителей Минобразования, вузов-разработчиков, НПО “Росучприбор” и завода-изготовителя учиняет над образцом госиспытания и решает, годится он для постановки на производство или нет. Что касается оборудования для физического кабинета, то мы планируем раздать заказы на производство отдельных комплектующих тринадцати заводам. Они были отобраны по результатам конкурса.
Как видите, мысль не стоит на месте. Наши разработки заинтересовали мир. Однако появятся ли они в отечественных школах и вузах или лягут мертвым грузом на полку – зависит, увы, не от нас.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии