Сколько вопросов задает учитель за урок? Было подсчитано, что в среднем два вопроса каждую минуту, то есть 100-120 в час. Вопросы эти разные. Все ли достали свои карандаши? Почему мы говорим, что Колумб открыл Америку, если здесь уже жили, когда он сюда приплыл? Учителя в основном сами придумывают вопросы или берут их из методических пособий. Вопросы как средство обучения используются при работе с группами учащихся и отдельными учениками.
Какие вопросы чаще всего задаются? Их можно разделить на семь типов:
1. Вопросы, вызывающие интерес у учащихся и привлекающие их внимание.
2. Вопросы, помогающие оценить уровень знаний.
3. Вопросы, возвращающие к основной теме обсуждения.
4. Вопросы, помогающие вести занятие.
5. Вопросы, помогающие более углубленно подойти к теме занятия.
6. Вопросы, переключающие внимание учащихся.
7. Вопросы, апеллирующие к эмоциям учащихся.
Выбор типа вопросов
Учителям приходится многократно в процессе занятия решать, какого типа вопросы задавать. Правильно подобранные вопросы могут помочь учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, повысить их активность на уроке. Вопросы могут подтолкнуть их к участию в дискуссии, помочь организовать системное изучение материала.
В свою очередь вопросы учащихся помогают учителю выяснить, что из изучаемого материала им непонятно или пропущено учителем при планировании занятия. Такие вопросы способствуют развитию мыслительных способностей детей, развивают их речевые навыки.
Подбор вопросов определяется целями занятия. Одни вопросы особенно полезны при организации обсуждения учащимися изучаемой темы, другие помогают оценивать уровень усвоения материала, способствуют творческому подходу к работе над ним.
Роль временного фактора
Задайте вопрос приятелю и заметьте, через какое время он вам ответит. Время ожидания ответа играет важную роль в этой методике. Если приходится долго ждать, учитель снова задает вопрос, перефразируя его, или сам отвечает на него. Считается, что в среднем учителя ждут около трех секунд ответа на свой вопрос. Однако в работе Тобина (1987) утверждается, что у большинства педагогов среднее время ожидания ответа составляет 2-0,9 секунды.
А теперь представьте себе, как трудно, скажем, ученикам второго класса в течение полсекунды выслушать вопрос, обдумать ответ, скоординировать желание ответить с необходимостью поднять руку. Поэтому неудивительно, что большинство детей не хотят участвовать в игре вопрос-ответ. Они считают, что у них нет никаких шансов на выигрыш.
Последствия увеличения времени ожидания ответа
В работе Роув (1969) показано, что, если учитель увеличивает среднее время ожидания ответа до пяти секунд и больше, ученики отвечают более обстоятельно. И, наоборот, при уменьшении времени ожидания ответы становятся короче.
Роув также увидела, что умеющие ждать ответа учителя получают от обычно неразговорчивых учеников многословные ответы, содержащие новые идеи. Да и сами учителя, как только увеличивают время ожидания ответа, начинают задавать более разнообразные вопросы.
Содержание вопросов
Говоря о содержании вопросов, надо сказать, что они должны быть ясными и конкретными. Простота общения, внимательное отношение к деталям позволяют не уклоняться от темы и способствуют развитию критического подхода к материалу у учащихся. Все это также помогает учащимся сравнивать, находить причинно-следственные связи, взаимосвязи изучаемого материала с собственным опытом.
Составление комплекса вопросов
Необходимо уметь составлять комплекс вопросов, стимулирующих развитие мышления учащихся. Применение логических правил позволяет определить порядок, в котором задаются вопросы. Это помогает учащимся увидеть связи между новым и пройденным материалом.
Готовясь к занятию, учитель должен выстроить последовательность вопросов или сценарий. Учитель должен определить, как будет сформулирован вопрос и когда он будет задан учащимся. Это делается для того, чтобы помочь ученикам перейти от фактов к обобщениям, к более высоким уровням мыслительных процессов.
Наличие сценария позволяет надеяться, что продуманные учителем вопросы не забудутся и помогут ему контролировать ход рассуждений учеников. В отличие от вопросов, возникающих у учителя в течение урока, сценарий позволяет вести занятие по плану.
В сценарий обычно включается немного вопросов – от трех до пяти. По ходу к ним могут быть добавлены и другие, позволяющие прояснить или обобщить материал.
Структуризация вопросов, задаваемых учащимся
Примеры построения последовательности вопросов в зависимости от уровня мыслительных процессов, на которые они рассчитаны, можно найти в работе Блума и его соавторов, посвященной таксономии целей. Наиболее часто используемая в обучении таксономия различает шесть уровней познания: от простого (знание фактического материала) до высшего уровня (оценка явления).
Для большинства учеников, чтобы они достигли наивысшего уровня, требуется время. Ускорить этот процесс могут задаваемые на занятии вопросы, которые ставят перед учениками все более сложные познавательные задачи. При этом учитель не должен забывать, что у школьников должно быть достаточно времени для обдумывания.
Представьте, что мы с вами только что посмотрели фильм “Унесенные ветром”. Выходя из кинотеатра, мы начинаем обсуждать увиденный фильм. Мой первый вопрос будет: “Ты запомнил, как зовут главных персонажей?”
Возникает вопрос: “Какие эпизоды из фильма тебе больше всего понравились?”, а затем, в середине обсуждения, я спрашиваю: “Не напомнил ли тебе этот фильм какие-нибудь другие фильмы?” В конце обсуждения уместен вопрос: “Что ты можешь сказать об основной идее фильма “Унесенные ветром”?”
Сравните такой сценарий обсуждения с другим вариантом. Мы с вами выходим с просмотра трехчасовой эпопеи, и я говорю: “Как бы ты в одном предложении выразил основную идею фильма?”
В первом случае последовательность вопросов помогла мне понять, что я думаю о фильме, и подготовила к последнему сложному вопросу. Ответить на вопрос, прозвучавший в самом начале другого разговора, представляется сложным. И даже если ответ будет, то он окажется менее продуманным и полным, чем в случае, когда есть возможность упорядочить свои мысли и впечатления.
Точно так же вопросы, задаваемые на уроке, должны соответствовать уровню дискуссии в классе. Это достигается путем проб и ошибок. Часто учитель по реакции учащихся понимает, что он должен понизить уровень задаваемых вопросов.
Приведем пример проведения урока, на котором учителю пришлось понизить уровень задаваемых вопросов после того, как класс не смог ответить на первый вопрос. Позже учитель подвел учащихся снова к первому вопросу.
Учитель: В чем значение изобретения самолета?
Класс: (класс молчит)
Учитель: Как человечество использует самолеты?
Ученица: Люди используют самолеты для переездов и на войне.
1-й ученик: Для того чтобы следить за другими странами.
2-й ученик: А по-моему, на них перевозят почту.
3-й ученик: А с вертолетов следят за дорожным движением и спасают людей при катастрофах.
Учитель: (после пятиминутного обсуждения). Какой бы была наша жизнь, если бы не было самолетов и вертолетов?
Метод Таба
Хильда Таба в 1969 году на основании своих исследований разработала ряд сценариев, которые могут быть применены при изучении всего курса граждановедения. Две методики, в которых используются такие сценарии, приведены ниже.
В этих методиках даны вопросы, которые следует задавать ученикам в указанном порядке. Первая методика предназначена для того, чтобы:
определить, что ученики знают по теме, которую предстоит пройти;
оценить знания, которые они получили в результате изучения темы;
привлечь к обсуждению изучаемой темы всех учащихся в классе.
В первой методике используется сценарий, состоящий из трех вопросов: вопрос, открывающий обсуждение темы занятия; вопрос, позволяющий провести обобщения; вопрос, позволяющий дать определения изучаемым фактам.
Примеры
Назначение вопроса
Вопросы, открывающие обсуждение
Что вам приходит на ум, когда вы слышите слово “свобода”? Сбор информации по заданному вопросу дает возможность всем ученикам в классе принять на равных условиях участие в обсуждении.
Что вы увидели в фильме?
Что вам приходит на ум, когда вы слышите имя Джорджа Вашингтона?
Вопросы, позволяющие сделать обобщения
Просмотрите перечень фактов. Можно ли их объединить и по каким признакам? Вынуждает учеников упорядочить информацию по теме на основании увиденных ими общих и несхожих признаков и привести обоснование принятой классификации.
Вопросы, позволяющие дать определения изучаемым фактам
Рассмотрите первую группу фактов. Могли бы вы дать им название из одного или двух слов? От учеников требуется проведение обобщения материалов по теме и более глубокого изучения фактов.
Помимо трех вопросов, указанных в сценарии, во время дискуссии по мере необходимости должны задаваться нижеследующие дополнительные вопросы.
Проясняющие вопросы
Пример: Что вы имеете в виду, говоря, что участник событий был одет странно?
Вопросы, влияющие на ход обсуждения
Пример: Я хочу повторить свой вопрос. Вы помните, что я спросил?
Вопросы, подводящие итог обсуждения
Пример: Что мы можем написать на доске как итог нашей дискуссии? Могли бы вы сказать это одним предложением?
Применяя метод Таба, учитель, не оценивая ответы, записывает их на доске или бумаге. Ученикам также не разрешается оценивать ответы одноклассников. Рассуждения учащихся по возможности записываются дословно. Если ученик многословен, его просят дать краткий итог своего выступления. Учитель должен также записать обоснования учеников, почему именно так они разбивают факты на группы.
Цель второй методики Таба: научить детей обобщать и интерпретировать факты, делать выводы на их основе (Таба, 1969). Как и в первой методике, используется сценарий, содержащий три вопроса: вопрос, открывающий обсуждение темы занятия; вопрос, позволяющий проводить сравнения изучаемых фактов; вопрос, позволяющий подвести итог обсуждения.
Примеры
Назначение вопроса
Вопрос, открывающий обсуждение темы занятия
Что вы узнали во время поездки? Что вы узнали о русских? Сбор информации по заданному вопросу дает возможность всем ученикам в классе принять на равных условиях участие в дискуссии.
Вопрос, позволяющий проводить сравнения изучаемых фактов
Какие отличия вы увидели между этими двумя странами? Побуждает учеников проводить сравнения, сопоставлять известные им факты.
В чем отличались подходы к изучаемой проблеме президента Рузвельта от подходов президента Трумэна?
Вопрос, позволяющий подвести итог обсуждения
Какие выводы мы можем сделать на основании наших исследований? От учеников требуется подведение итогов обсуждения, проведение обобщений.
После нашего исследования что мы можем сказать об институте семьи?
При проведении занятия по второй методике Таба при необходимости можно задавать дополнительные вопросы, подобные приведенным ниже.
Проверка полноты охвата темы
Пример: Не упустили ли мы что-нибудь?
Вопросы, направляющие внимание учеников на факты
Пример: Как они были одеты? Скольких человек непосредственно коснулось это событие?
Вопросы об основаниях высказанного мнения
Пример: Что вы увидели в фильме, что дало вам основание так подумать? Почему вы так говорите?
Питер МАРТОРЕЛЛА
Комментарии