Повышение квалификации и дополнительное профессиональное образование сегодня становятся одними из наиболее важных задач. Хотя так считают далеко не все руководители системы образования. В рамках Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием субъектов РФ, прошедшего на днях в Москве, состоялся «круглый стол» под названием «Региональная система дополнительного профессионального образования для задач общего и профессионального образования». В этой сфере очевидны отсутствие нормативных документов, несоответствие уровня повышения квалификации потребностям сегодняшнего дня, проблема старения учительских кадров, что актуально для Москвы. В Департаменте государственной политики и нормативно- правового регулирования в сфере образования Минобрнауки готовится перечень программ, что придаст дополнительному образованию официальный статус, и намечается к 2008 году выпуск стандартов третьего поколения во всех уровнях образования.
В то же время Российский союз промышленников и предпринимателей создал уже в своей структуре агентство по развитию системы квалификации. Таким образом, роль общественных организаций в аттестации и признании дополнительного профессионального образования будет значительной, считает заместитель начальника отдела департамента Наталья Гунявина.
Поднять систему профессионального образования на новый уровень ректор МИОО Алексей Семенов предлагает путем информатизации, а первый проректор АПК и ППРО Ирина Чечель считает, что сегодня особенно актуальна учеба всех управленцев на всех уровнях, и предлагает создать школу современного управления.
Школа завтрашнего дня
Информатизация – приведение образовательной системы в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества. Оно характерно тем, что требует от человека на рабочем месте новых качеств, в том числе обучения в течение всей жизни, принятия ответственных решений, и использования для этого максимума информации, работы по ее сбору, анализу и т.д.
В системе дополнительного образования, с одной стороны, нам нужно готовить учителя, управленца, администратора к работе в новой информационной среде, с другой – организовать работу учащихся. У учителя должны быть эффективные инструменты работы с информацией. Он выступает консультантом самостоятельной работы ученика и человеком, демонстрирующим, как он сам чему-то учится. Парадокс состоит в том, что мы хотим научить детей учиться, а в то же время ставим учителя на пьедестал как человека, который уже знает ответы на все вопросы. Этот парадокс сейчас начинает преодолеваться. Естественно, что система дистанционного обучения по-новому организует этот процесс.
Мы даем ученику взрослые инструменты информационной деятельности. Если мы делаем его не пассивным приемником информации, которая дается учителем, а предоставляем ему активную роль, то надо дать и соответствующие инструменты.
Разработанная нами школа информатизации – модель дополнительного профессионального образования. Здесь вся школьная жизнь проходит в единой среде информационного процесса. Итогом профессионального образования мы называем профессиональную ИКТ компетентности педагога. Приобретение ИКТ-квалификации – процесс неминуемый, и то, насколько быстро и эффективно он будет идти, зависит от региона, от позиции руководства региональной системы образования, от позиций руководителей системы повышения квалификации. Первое, что необходимо, – умение набрать текст на клавиатуре. Это пока остается проблемой для многих учителей и для многих учителей информатики. Вторая очевидная задача – находить нужную информацию в интернете. Сейчас у 12-летних такой проблемы нет, если есть компьютер, он становится основным источником любой информации.
Третье, что мы требуем от наших учителей и директоров, – умение создавать визуальное сопровождение своего выступления. Это самые первые вещи из области ИКТ-квалификации.
Информатику мы преподаем, но широко она не распространена. Москва вложила в это огромные ресурсы. Здесь практически в любой школе есть доступ в интернет. Но добиться, чтобы на уроке шла активная работа в информационной среде, удается не всегда.
Мы построили модель школьной информатизации: это школа, которая бы действительно обеспечивала информационную поддержку образовательного процесса. Она уже есть в документах.
Все курсы сегодня поставить на компьютер нереально. Но если в школе есть учитель-энтузиаст, то школа информатизации должна дать ему возможность воплотить свои идеи и обеспечить все необходимое. От энтузиаста требуется, чтобы он этот процесс планировал, как обычный учитель планирует свою работу в классе. Педсовет ее принимает, методическое объединение поддерживает, а учитель имеет исходную квалификацию.
Результаты этой деятельности могут быть видны – презентация урока должна быть размещена на сайте школы, домашние задания там также должны быть зафиксированы, как и оценка с комментариями учителей, и сообщения родителей. Получается, что сайт школы оказывается таким информационным окном, через которое родители, учителя, руководители системы образования могут видеть, что там происходит. Школа станет намного более прозрачной, что захочет не всякая школа.
Для системы дополнительного профессионального образования и высшего профессионального образования мы имеем такую же модель, когда весь ход учебного процесса имеет аналогичную информационную поддержку. Интернет-поддержка для педагога будет становиться все более и более актуальной.
В Московском институте открытого образования стараемся блоки дистанционного обучения вводить в самые разные курсы в работе с учителями. Тем самым это пространство повышения квалификации и дополнительного образования оказывается с электронной формой. Возникает тематическое планирование всех курсов, и дальше у отдельных блоков по отдельным занятиям возникают информационные ресурсы, задания и работы учащихся.
Для решения этих задач информатизации учебного процесса и в общем образовании, и в дополнительном профессиональном образовании, основное, конечно, люди. Это руководители региональных систем образования. Без их воли в образовании ничего не происходит, а начинает работать только по инерции. Те же самые директора школ, если их не обеспечили дополнительно, придут к ним же за финансированием информатизации, как и ректоры, и директора институтов повышения квалификации.
Что касается непосредственно учителей, то нам нужна будет нормативная база, должностные инструкции, квалификационные характеристики, может быть, даже новые стандарты и много чего еще.
В нашей работе по нормативной базе есть несколько десятков нормативных документов, начиная со служебных инструкций и нового регламента работы школы, правила, нормы и образовательные стандарты. Технология при этом оказывается необходимым, но очень и очень недостаточным условием всего этого процесса.
Что касается федеральной нормативной базы, то у нас нет практически ничего. Есть общенегативное письмо Болотова, и имеется общепозитивный приказ Фурсенко, из которого мало что можно извлечь. У нас есть большая надежда на поддержку генеральных структур, чтобы наша модель стала не индивидуальным экспериментом на страх и риск руководителей, а официальной регламентированной формой деятельности образовательных учреждений. Сегодня это еще не так.
Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского института открытого образования, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, заслуженный работник высшей школы РФ
Национальный проект ставит оценки
Отбор лучших школ для поощрения в рамках национального проекта привел к некоторым выводам.
Когда эксперты стали изучать программы развития и нормативную документацию школ, то оказалось, что, во-первых, директора плохо знают все правовые акты, и локальные акты организаций не выдерживают никакой критики. Уставы школ имеют грубейшие нарушения Закона «Об образовании» и т. д.
Второй блок – проблемы экономические. Сейчас актуальный вопрос – нормативное финансирование. И очевидно, что директору надо иметь экономические знания: время сейчас такое.
Третье – мониторинг, с социальной нагрузкой и без, особенно когда речь идет о повышении эффективности и качества образования. В нашей отрасли почти нет специалистов, которые бы занимались этими вопросами в институтах повышения квалификации и в педагогических вузах.
Четвертое – программы развития школ. Они составляются так – либо пишут сами педагоги, либо школа приглашает какого-то ученого, которому оплачивается его труд.
Я провела три дня, читая программы развития школ. Слова общие, одни и те же, причем геополитика закрывает напрочь смысл, конкретики почти никакой. Я не преувеличиваю, были и достаточно конкретные, результативные программы, но общее впечатление таково: наши директора не умеют стратегически планировать, не умеют выверять оперативные цели в общей стратегической линии.
Два года назад общественное управление считали явлением, которое в данный момент никому не нужно. Оно и в нацпроект вошло формально. Но нужно учить правильно пользоваться этим инструментом и правильно его внедрять. Сегодня же не все гражданские эксперты готовы воспринимать те критерии, которые заданы, их нужно не столько учить, сколько просвещать.
С обучением учителей справятся регионы. А для руководителей нужна, наверное, федеральная помощь, нужно вытащить все самое-самое и научить директоров.
Сейчас у нас есть несколько пилотных проектов, мы проверили их на 23 школах. «Открытый школьный доклад директора» – новый механизм управления в школе, причем, когда мы начинали, директора сельских школ говорили о том, что очень высокая планка поставлена. Но какие же классные доклады они нам приготовили этим летом! Мы же прежде не учили директора предъявлять свои успехи комплексно. Обычно, когда он представляет школу, то сообщает, сколько у него победителей олимпиад и сколько выпускников поступили в вузы, а не сколько он заработал, сумел построить и т. д. А сколько сил нужно, чтобы троечника подтянуть! А сколько в Москве многонациональных школ! Поэтому критерии оценки и мониторинговые маячки в школе другие. Это все сложнее, чем с победителями олимпиад.
У нас сейчас готовы обучающие команды по нескольким направлениям: экономика – право, статистика – мониторинг, стратегическое управление. Какие-то вопросы решаются на местном уровне, что-то – на федеральном, но всему этому руководителей нужно учить.
Национальный проект плюс два проекта НФПК помогли высветить те болевые точки, которые сегодня существуют. А министерство обещало обратить внимание и в течение двух лет создать такую школу современного управления, которая была бы очно-заочно-электронной.
Ирина ЧЕЧЕЛЬ, первый проректор АПК и ППРО, доктор педагогических наук, профессор
Информация к сведению
В МИОО работает Центр непрерывного математического образования. Вот некоторые из его «открытий»:
В Москве один из самых востребованных видов повышения квалификации – …навыки устного счета из-за того, что здесь много высокотехнологичных складов и крупные фирмы хотят, чтобы их грузчики умели считать в уме количество коробок в штабелях.
Организована аттестация в 9-м классе. За последнюю неделю на сайте центра работали 4 тысячи московских девятиклассников. Они получают круглосуточные консультации по решению задач. Здесь есть библиотека и копилка материалов. Очень важны проверяемые результаты и для учителей.
Возможна добровольная анонимная система проверки квалификации учителей.
В интернет запущена комплексная система аттестации образовательного учреждения.
Комментарии