search
main
0

Кто он – учитель, идущий в ногу со временем?

​Говорят, если мы сегодня будем учить так, как учили вчера, то мы украдем у наших детей завтра. Тема современности учителя всегда интересна и актуальна, потому что очень спорна.

Елена БОЙЦОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №22 Ставрополя, участник конкурса «Учитель года России»Ставропольский край

Какого учителя можно назвать идущим в ногу со временем? Давно ушел в прошлое учитель – монополист знаний. Самообразование сегодня – необходимость. Учитель уже не является непреклонным авторитетом в определении того, что хорошо, а что плохо. Это ребенку с удовольствием объяснят сегодняшние массмедиа и популярные блогеры.Так что же значит «идти в ногу со временем»? Сложно представить несовременного, отстающего учителя, ведь педагог ежедневно общается с детьми. Этот пестрый, шумный круговорот затягивает тебя в гущу самых свежих событий, заставляет всегда быть в курсе всего нового.Подлетела Виктория: «Елена Сергеевна! А вы смотрели новый фильм? Нет? Обязательно посмотрите, Вам должно понравиться!» И я, конечно же, смотрю, чтобы узнать, почему она отдала предпочтение этому фильму, почему решила, что мне должно понравиться, что ее затронуло, взволновало?Стоит Данил, мнется, ждет, когда все выйдут из класса, чтобы спросить: «А вы слушали…?» И называет какую-то неизвестную мне группу. «Нет, не слышала. А что? Нравится? Запиши название». Вечером дома веселье: мама слушает рок. Да, слушаю, потому что мне доверились, в меня поверили, решили, что я достаточно современна. И вот я слушаю скрежет, грохот и что-то похожее на слова… Стоп-стоп-стоп! Что-то очень знакомое. Да это же Маяковский! «Лиличка»! Здравствуйте, Владимир Владимирович, вот и вы оказались современным и уместным сегодня, не сбросили нас еще с «парохода современности». Значит, завтра мой урок начнется с рок-композиции.Безусловно, есть риск поддаться фальшивой современности. Да, я знаю, кто такой Ивангай, а как же, все-таки кумир всех подростков. Я не буду восхищаться им, я не буду обсуждать тонкости взаимоотношений в передачах типа «Дом-2». Не смогу быть равным собеседником при обсуждении модной браузерной игры, я честно признаюсь: «Мне жалко, безумно жалко тратить бесценные часы своей уникальной и неповторимой жизни на это!» Доказывают, спорят, пытаются переубедить. Им по пятнадцать лет – они чувствуют себя бессмертными. Я несовременна в эту минуту?Я очень хочу быть современным учителем, поэтому одна из первых приобрела навыки работы с компьютером, освоила интерактивное оборудование, могу флипчарт сделать, могу видеоролик смонтировать и в YouTube выложить, могу… да что я могу? Сегодня компьютером никого не удивить, он есть у каждого, а иногда и не один. Доски интерактивные в каждом классе, учителя обученные. А есть ли у ребенка человек, который скажет: «Ты чудо! Ты тайна! Ты величайшая загадка! Ты не зря родился на свет!»?Когда я пришла в школу 16 лет назад, дали мне кабинет с деревянными партами (нашла даже ту, за которой сама сидела), стенды, шкафы, проигрыватель, включишь его – дети смеются, говорят: «Треск такой, будто котлеты жарят». А еще были голод и жажда, жгучее желание всему научиться, все освоить. Проигрыватель вскоре сама поменяла на магнитофон, потом администрация в качестве поощрения и поддержки молодого специалиста и компьютер в класс выделила, через пару лет и интерактивную доску установили. Как я радовалась: презентации, флипчарты, видео, аудио – вот разгуляюсь! И вот стою я у интерактивной доски, держу в одной руке волшебную указку, в другой – самопишущую ручку, на столе планшет с текстом, музыка из колонок льется. Стою, сама на себя со стороны смотрю и любуюсь – современный такой учитель, не учитель, а факир-фокусник.И опять звучит этот вопрос: я современный учитель? Владеющий в совершенстве ИКТ? Говорящий на одном языке с подростками? На мой взгляд, мне как учителю нужно больше заботиться не о своей современности, а о своей своевременности. Задумывался ли Януш Корчак о своей современности, когда добровольно заходил со своими подопечными в газовую камеру? Насколько был озабочен своей современностью Иисус, продолжавший свои уроки, точно зная, что этот сегодня предаст, а этот отречется, и все до одного испугаются и спрячутся. У Аристотеля не было сегодняшних информационно-технологических возможностей, но именно о нем Александр Македонский сказал: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие».Каждый из них был в своем времени и каждый шел быстрее своей эпохи. Но остались в памяти человечества эти великие учителя не потому, что использовали новейшие технологии, методы и приемы, а благодаря вере, огромной вере в то, что их ученики – это дар им, а не наоборот.Возможно, секрет в том, что каждый великий учитель несет в себе какие-то вневременные качества. Быть добрым современно? А честным? А искренним, порядочным? Сегодня над подобными вопросами смеются даже взрослые, смеются, а потом грустно вздыхают.Время меняет страны, технику, но не меняет человека. Ему по-прежнему хочется веры в себя, сочувствия к своим проблемам. Именно поэтому учитель всегда будет современным, он вне времени и моды. Именно от меня, скромного учителя, зависит будущее. И пусть я похожа на Дон Кихота, но продолжу беспрестанно бороться с мельницами равнодушия, только их я считаю страшной проблемой современности. Равнодушие не сдвинешь с места новыми приемами и методиками, программами и оснащением. Диалог, чуткий и внимательный взгляд, «удивись со мной» и «удиви меня» вместо «посмотри и послушай» – мои главные рабочие инструменты. Только любовь к уникальному творению под именем Жизнь, уважение к факту рождения могут быть современны в школе всегда.Безусловно, мой ученик, выходя из школы, должен быть востребован. Что это значит? Он должен уметь ориентироваться в многообразии ситуаций, уметь совершать выбор и нести ответственность за него, противостоять отрицательным воздействиям. А еще быть саморазвивающимся, самодисциплинированным, само-, само-, само… Только думаю, что я вряд ли смогу этому научить, ведь все это уже есть в нем, заложено самой природой. А что я могу? Только посредством искусства и диалога подтолкнуть, разбудить все прекрасное, что уже есть в моем ученике. И мне на помощь приходят Куприн, Достоевский, Солженицын, Бетховен, Моцарт, Серов… Спасибо вам за вашу нетленную современность.

Перечитывая тему эссе, вижу гигантского человека, гордо шагающего вперед: чеканящий шаг, целеустремленный взгляд и ни тени сомнения в себе. Такая ли я? Нет. На цыпочках, тихо-тихо стою я у тайных дверей и стучу: вдруг откроют, вдруг я нужна? Иду ли я в ногу со временем? Не знаю. Интересно ли со мной? Надеюсь. Я страстно хочу много знать и уметь, герой моей любимой сказки говорит, что если мы стоим на месте, то в это время все равно движемся, движемся назад. Понимание этого заставляет торопиться, с жадностью осваивать все новое, бежать, бежать… и вот добегаю до класса. Стоп! Вдох! Выдох! Посчитай до десяти. Открывай дверь и заходи. Что ты видишь? Глаза? Правильно: ты на своем месте и в свое время.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте