search
main
0

Кто он, современный классный руководитель?

В понедельник стартовал Всероссийский съезд классных руководителей. Среди ключевых тем двухдневного форума – реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, работа классных руководителей в современных условиях, их методическое сопровождение и профессиональное развитие. Меняются ли сегодня задачи и функции классного руководителя? В какой поддержке он нуждается? Слово нашим экспертам и читателям.

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– Сегодня мы все чаще говорим о клас­сном руководстве как об отдельном направлении деятельности педагога, требующем подготовки и педагогического опыта. Классный руководитель должен быть хорошим психологом, медиатором, организатором. Он является связующим звеном между семьей и школой.
В условиях вынужденного дистанционного обучения на первый план у педагога выходят поддержка и мотивация детей. Часто ребенок на «удаленке» находится дома один, без родителей. Как настроить его на работу, как помочь справиться с тревогами и переживаниями? На все эти вопросы сейчас также ищут ответы классные руководители.

Дополнительную нагрузку и обязательства в виде классного руководства готовы брать на себя далеко не все педагоги. Это показал опрос, проведенный экспертами проекта ОНФ «Равные возможности – детям» и фондом «Национальные ресурсы образования» среди 2,5 тыс. учителей из 84 регионов России в сентябре – октябре 2020 года. Так, 8% учителей, уже ведущих классное руководство, согласились взять класс только после долгих уговоров. А 14% отметили, что их фактически заставила это сделать администрация. Более 6% педагогов не хотят быть классными руководителями ни при каких условиях. Как правило, в вузах будущих учителей к этому никак специально не готовят. 45% педагогов указывают, что главная проблема воспитательной работы в школе – это отсутствие времени на воспитательные мероприятия, 33% – что растет количество обязательных мероприятий при снижении общего качества воспитательной работы: «Чем больше навязываем детям всяких акций, встреч, ВПР, олимпиад, конкурсов, тем хуже результат…»

Классное руководство – это огромная ответственность и тяжелая работа, требующая особого внимания и поддержки со стороны государства. Именно поэтому с этого учебного года в нашей стране на федеральном уровне введена доплата за классное руководство с сохранением всех действующих региональных надбавок. Необходимо делать и следующие шаги: восстанавливать институт наставничества и методической поддержки, создавать доступ к курсам повышения квалификации по вопросам воспитания, выстраивать сбалансированную систему внешних и внутренних мероприятий.

Алла ВОЛКОВА, победитель конкурса «Учитель года России»-2015:

– Я работаю классным руководителем 19 лет. Несколько лет назад школы сами выстраивали воспитательные системы. В гимназии №12 Липецка уже много лет действует воспитательная система «Гармония», воспитательная система класса разрабатывается и реализуется совместно с учениками и родителями. Стратегия развития воспитания определяет главные направления, общие для всей страны. Это позволяет сформировать не только единое образовательное пространство, но и воспитательное. Я бы сказала, идеологическое пространство.

Сейчас мы находимся в условиях новой образовательной среды, и нам необходимо научиться решать задачи в этих новых условиях.

Классное руководство должно стать возможностью повлиять на жизнь ребенка.

Игорь КЛОЧКОВ, директор Таловской школы Кантемировского района Воронежской области:

– Ответственность классного руководителя сегодня многократно возросла. Дистанционное обучение изменило взаимодействие между учителями и родителями, учителями и учениками, администрацией и учителями – оно ускорилось. Этому способствуют Интернет и цифровые технологии. Во время дистанционного обучения именно классный руководитель ежедневно собирал всю информацию по каждому ребенку из своего класса: какой у него урок в данный момент, кто из учителей проводит, получил ли ученик домашнее задание, смог его выполнить или нет. Здоров ли ребенок, не отстал ли в предмете – классный руководитель должен быть в курсе. У нас последнее время было смешанное обучение: начальные классы ходили в школу на уроки, среднее звено училось и в школе, и дома, а старшеклассники занимались дистанционно. 30 декабря все классы вышли на уроки, и классные руководители теперь взаимодействуют с ребятами и вживую, и онлайн. За это время у всех учителей появились свои группы в соцсетях, дети к этому привыкли и никогда от этого не откажутся. Поэтому классным руководителям сегодня необходима и моральная, и методическая, и экономическая поддержка.

Ирина ВЕЛЕСЛАВОВА, заслуженный учитель Республики Карелия, учитель Пряжинской средней школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой:

– Меняются ли сегодня задачи и функции классного руководителя? Безусловно! И контроль за успеваемостью учеников, и общение с их родителями, и организация воспитательной деятельности – все по-другому осмысливается в свете главного предназначения современной школы: не просто способствовать развитию детей и подростков, а помогать им выстраивать личный образовательный маршрут, уже на школьной скамье определять свою индивидуальную жизненную траекторию. Если мы это поймем, большинство родителей будут нашими союзниками. А классный руководитель станет помощником, тьютором, менеджером в детском коллективе.

Для этого, во-первых, необходимо подключить психологическую науку и практику, чтобы помочь учительству перестроить себя. Согласитесь, сейчас подавляющее большинство стоит на старых позициях накопленного опыта. Заучили основные положения ФГОС, но не поняли или не приняли его. Во-вторых, необходимо провести серьезную ревизию форм и методов воспитания. Мы много говорим об инновационных технологиях, но в реальной практике проекты учеников отталкиваются от представлений учителя, а не от интересов и потребностей самих детей. В-третьих, в деле классного руководства хотелось бы гармонично объединить усилия педагогической науки и практики. Один из новых форматов такой интеграции – создание базовых кафедр, которые в последние два года активно действуют у нас в Карелии на базе Петрозаводского государственного университета. И наконец, есть необходимость в создании серьезного контента по классному руководству (менеджменту) на общероссийской цифровой платформе. Здесь могут оттачиваться педагогические идеи, обсуждаться самые животрепещущие вопросы.

Иван ХЕОРХЕ, учитель истории и обществознания Гимназии имени К.Д.Ушинского, Гатчина, Ленинградская область:

– Классный руководитель работает по трем основным направлениям: коммуникация с родителями; организационная работа с детьми (успеваемость, поведение, разбор конфликтных ситуаций, мотивация); внеклассные мероприятия и воспитательная работа (поездки, профориентация, классные часы и т. д.). В общем и целом его ключевые задачи сохраняются. Другое дело, что меняются формы работы. С переходом на электронные журналы и дневники уже нет необходимости постоянно информировать родителей об успеваемости детей, зато нужно подробно разъяснять, как пользоваться данными сервисами. В условиях пандемии резко сокращается количество внеклассных мероприятий, родительских собраний, а порой и уроки уходят в онлайн. Классному руководителю приходится часами сидеть на телефоне, пытаясь организовать онлайн-обучение класса, объяснять родителям и детям, как пользоваться той или иной платформой, куда отсылать домашнее задание. Отсутствие четкого регламента дистанта приводит к двойной работе для классного руководителя.

Наталья Л., учитель, классный руководитель, Великий Новгород:

– Задачи и функции у хорошего клас­сного руководителя никогда не меняются. Я работаю в школе 40 лет, и всегда мои классы находятся в авангарде событий, происходящих в городе, области и даже стране. Ни одно значимое городское событие не обходится без моих учеников, будь то патриотическое, спортивное или культурное мероприятие. Мы часто защищаем честь региона на всероссийском уровне.

Нужна ли поддержка классному руководителю? Методическая помощь, думаю, окажется не лишней, особенно для молодых. В каждом образовательном учреждении для этого должна быть создана система наставничества и межшкольного обмена опытом. Финансовой поддержки хотелось бы больше. В нашем регионе педагоги получают две выплаты за классное руководство – пять тысяч рублей из федерального бюджета и полторы тысячи – из местного. Если вычесть налоги, остается не так уж много. При этом классный руководитель, который работает активно, получает столько же, сколько ленивый и недобросовестный.
Выплаты из стимулирующего фонда за участие класса в мероприятиях в школах фактически свелись к нулю.

Наталья БУРЦЕВА, учитель русского языка и литературы школы №302, Санкт-Петербург:

– Задачи и функции классных руководителей меняются. Во время дистанционного обучения на них лежала ответственность за его организацию в классе. Сейчас, когда часть детей переходят на смешанное обучение, классный руководитель контролирует и этот процесс. Наблюдение за состоянием здоровья своих подопечных тоже на нем. А еще строгая отчетность о тех, кто отсутствует. Организация проветриваний кабинета по графику. Организация питания. Все более важной становится организация постоянного дистанционного общения с родителями и детьми. Классный руководитель не должен оставаться в одиночестве в сложных условиях, поэтому необходимо объединение сил всего педагогического коллектива.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте