search
main
+1

Кто нас выводит в мастера…

О людях, помогающих опериться и стать на крыло

Когда сейчас, имея 8 лет работы в школе, конкурс за плечами, я приезжаю в село, то неизменно замечаю в себе все новые черты, которые когда-то давно, еще школьницей, я переняла у своих учителей. Бесконечный оптимизм, упорство, стремительный поток творчества – от учителя начальных классов Оксаны Анатольевны Теслицкой, спокойную мудрость, принятие и понимание – от классного руководителя Надежды Николаевны Свистуновой, огромный потенциал безусловной теплой любви к ученикам – от учителя физической культуры Виктора Алексеевича Чирвы. И я могла бы перечислить еще много имен. Задумываемся ли мы, учителя, сейчас, какие качества закладываем в своих учеников просто фактом своего существования в их жизни? Приходя на урок, мы уже (осознанно или нет) становимся для них наставниками.
Но кто становится наставниками для нас?

Анастасия ШРАМКО

 

Я поступила в Ставропольский государственный педагогический институт в 2010 году. Именно лекции по методике преподавания русского языка или литературы давали первое понимание структуры урока, логику его наполнения. Да, многое неосознанно я взяла у своих школьных учителей, но без базы, данной педагогами по методике, эти наблюдения долгое время были бы неструктурированным хаосом. Всякий раз, когда я раскладываю урок по этапам, размышляю о методах и технологиях, с благодарностью вспоминаю наши занятия.

В 2015 году, на 5‑м курсе, я участвовала в конкурсе «Учитель года» в номинации «Шаг в профессию». И выиграла во многом потому, что у меня были сильная методическая подготовка и продуктивная практика. А еще у меня был методист, Анна Владимировна Морозова, которая с присущими ей спокойствием и рассудительностью позволяла мне идти своим путем, но опираясь на ее плечо.

Немалую роль сыграла практика в школе, которая началась у нас с 3‑го курса. В этот раз я наблюдала за учителями и брала у них техники, приемы осознанно. Так, например, именно на практике я увидела использование принципа интерференции на уроках русского языка и уже 8 лет применяю его в своей работе.

На практике я впервые услышала о методе «Шесть шляп мышления», приеме «Ромашка вопросов» (собственно, в принципе научилась отличать метод от приема), заинтересовалась развитием познавательной активности учеников. Это стало темой моей дипломной работы и вопросом, который я исследую до сих пор. Школьные учителя, принимающие практикантов, стали источником моего вдохновения и моей мотивации.

И вот я в школе. Да, у меня уже был набор методических принципов, приемов, чувствовала я себя достаточно уверенно. Но уже после первых месяцев работы поняла, что этого мало, нужно еще.

Во-первых, мне очень помог мой учитель-наставник. Она делилась своим опытом, посещала уроки и давала обратную связь. Наставничество необходимо для молодых учителей. Поэтому о нем хотелось бы сказать чуть подробнее. Каким видят наставника молодые педагоги? Это интересный учитель, который интересен в профессиональном плане. Он идет на несколько шагов впереди не только в плане методического мастерства, но и в личностном развитии. Он помогает сориентироваться в нескончаемом информационном потоке и эффективно выстроить работу с детьми и родителями. Важнейшим его качеством является искреннее желание поддержать и помочь. И да, самое главное – у него есть время, чтобы работать адресно, он мотивирован не только своим богатым опытом и духовным содержанием, но и материально. Его ценный труд оплачивается не только благодарностью молодого специалиста и грамотой от директора школы.

Институт наставничества – важнейшее звено в повышении профессионального уровня. Скажу больше: когда я готовилась к конкурсу, то сама выбирала наставников, просила о помощи, советовалась с теми, кто для меня был человеком, у которого хотелось учиться. Те, к кому обращаешься лично, открыты. Мне кажется, один из факторов моего успешного выступления на конкурсе – работа с теми наставниками, к кому хотелось идти. Может, имеет смысл не назначать наставников, а доверить молодым специалистам выбирать их из числа старших коллег? Это немаловажно, ведь отношения с наставником – момент тонкий. Превращать наставничество в череду формальных «послушал, посетил, отчитался» – значит загубить хорошую рабочую идею.

Безусловно, огромный опыт я приобрела, ступив на конкурсный путь. Именно благодаря поддержке моего методиста, а по совместительству коллеги по работе Елены Витальевны Иващенко я успешно смогла его пройти. Структурированность ее знаний помогала выйти из лабиринта моих идей. Для себя я определила (может, у каждого рецепт будет свой), что выстраивать урок следует только после того, как ты определился с его целью и темой. Когда я сама определила тему урока в рамках той, что заявлена в КТП, смогла понять, в каком направлении мне двигаться дальше.

Помогал нам и опыт Елены Витальевны, обретенный в ходе внимательного изучения уроков учителей-конкурсантов. Спасибо организаторам конкурсов профессионального мастерства, организовавшим трансляцию уроков и создавшим медиатеку конкурсных испытаний. Это настоящее методическое пособие для профессионалов, эффективнейший способ распространения передового опыта. Возвращаясь к теме наставничества, хочу сказать, что каждый конкурсант, урок которого я посмотрела, в чем-то мой наставник. Об этом я говорила в своем мастер-классе на конкурсе в Ростове-на-Дону.

Я убеждена, что в любой школе должен работать методист. И не один. Теряя ставки методистов, мы теряем в качестве уроков, в ясности в постановке и достижении целей.

Наверное, я могла бы пройти свой путь и сама, без методической помощи тех людей, что оказывались рядом. Но этот путь был бы более тяжел, тернист и менее ясен. Именно общественные и профессиональные объединения в методическом сопровождении помогают учителю уверенно идти по своему профессиональному пути.

И напоследок немаловажный вопрос: являются ли наставниками для нас сами дети? Мой ответ – да. Их интерес, участие в моих идеях и экспериментах, вовлеченность и радость нашего общения сделали меня именно тем учителем, которым я стала.

Наставниками богата наша земля, есть прекрасные люди и не менее прекрасные специалисты, способные помочь опериться и уверенно стать на крыло. Радует, что система наставничества получает новый виток развития в этот год. А значит, не бойтесь спрашивать, приходить на консультации, педагогические мастерские, фестивали и форумы. Где-то сейчас уже есть человек, который откроет вам ваши новые возможности, покажет новые пути развития, поддержит и направит. Так, может, пора его найти?

Анастасия ШРАМКО, учитель русского языка и литературы, советник по воспитанию лицея №14 имени Героя РФ Н.Н.Нургалиева, призер конкурса «Учитель года России»-2021, Ставрополь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте