На протяжении последних трех лет профсоюз серьезно занимался проблемой изменения правового статуса бюджетных учреждений, участвуя в многочисленных дискуссиях, выражая свою принципиальную позицию и представляя конкретные предложения к проектам федеральных законов по этому вопросу.
3 ноября 2006 года был принят Федеральный закон №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», который в основном вступил в силу с 8 января 2007 года. В письме ЦК Профсоюза от 29 января 2007 года даны конкретные рекомендации, связанные с его применением в сфере образования, поскольку закон носит рамочный характер и распространяется на все основные сферы бюджетного сектора: наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт.
Для его практической реализации необходимо принять подзаконные нормативные правовые акты как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В соответствии с поручением Правительства РФ от 9 января 2007 года №АЖ-П13-8 должны быть подготовлены 8 постановлений Правительства РФ, направленных на обеспечение реализации этого закона. Ключевыми среди них являются два документа, которые уже приняты:
– постановление Правительства РФ от 28 мая 2007 года №325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»;
– постановление Правительства РФ от 31 мая 2007 года №337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» (без их определения вообще не может идти речи об изменении типа существующего учреждения).
Среди восьми документов есть и такой, как перечень федеральных государственных учреждений, тип которых не подлежит изменению. В своем письме ЦК Профсоюза рекомендовал территориальным профсоюзным организациям принять участие в формировании региональной и местной нормативной правовой базы по реализации этого закона и высказать свою позицию о перечне государственных и муниципальных образовательных учреждений, статус которых не может быть изменен.
Что касается принятых постановлений Правительства РФ, то необходимо иметь в виду следующее.
Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 года №325 утверждена форма предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. При этом Минэкономразвития России поручено в месячный срок утвердить методические рекомендации по заполнению указанной формы (официальных сведений об утверждении этого документа пока нет).
Предложение о создании автономного учреждения готовит соответствующий орган власти, в ведении которого находится государственное или муниципальное учреждение, по согласованию с органом власти, на который возложено управление соответствующим имуществом. Вместе с тем следует учитывать, что данное предложение подготавливается по инициативе или с согласия самого учреждения, то есть установлен принцип добровольности и учета интересов коллектива, который является одной из важных гарантий соблюдения прав в этой сфере.
Предложение о создании АУ в обязательном порядке должно содержать сведения об одобрении изменения типа учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения (при его наличии). Возможные проблемы, связанные с применением этого положения в системе образования, подробно изложены в письме ЦК Профсоюза от 29 января 2007 года №22.
Согласно утвержденной форме, при отсутствии коллегиального органа в документ вносятся реквизиты решения руководителя учреждения об одобрении изменения типа.
Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007 года №337 установлен порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения, которым оно не вправе распоряжаться без согласия учредителя.
Предусматривается, что виды особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений определяются совместным решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, и федерального органа исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом. То есть в сфере образования виды этого имущества будут определять Министерство образования и науки РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество). На основании этих видов Рособразование по согласованию с Росимуществом будут принимать решения об отнесении движимого имущества конкретных федеральных автономных образовательных учреждений к категории особо ценного.
Установлено, что при определении видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений в его состав включается:
– движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тысяч рублей;
– иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;
– имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.
При этом предусмотрено, что к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального автономного учреждения, а также имущество, приобретенное им за счет доходов, полученных от уставной деятельности.
С учетом тех же требований, согласно постановлению Правительства РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны установить порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося соответственно в собственности субъекта РФ и в муниципальной собственности.
По мнению профсоюза, эти проблемы требуют дополнительного рассмотрения и оценки с точки зрения обоснованности стоимостных критериев особо ценного движимого имущества, возникающих при этом экономических рисков, а также других вопросов.
Комментарии