Внимательно просмотрев этот «антипедагогический» проект, можно легко убедиться, что добрую половину из предложенных к сокращению учебных заведений составляют именно педагогические университеты и институты. Если учесть, что сейчас их немногим более 60, станет понятно, что останется от педагогического высшего образования, если 40 из них закроют, то есть, извините, сократят.
В 2011 году Воронежскому педагогическому университету исполняется 80 лет, доживет ли вуз до этого события, пока неясно. Так же туманна и судьба остальных педвузов страны.
Год учителя в Воронежском педагогическом университете ознаменовался большим педагогическим форумом. Гостей было много: первый зам. губернатора Галина Агапова, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, руководство областного Департамента образования, главы муниципалитетов и руководители районных отделов образования, школьные директора и учителя, приехавшие из районов области, – всего более 300 человек. Зал был полон, а подготовленная студентами и преподавателями яркая, интересная выставка «ВГПУ – школе» еще раз напомнила присутствовавшим о том, сколько сделано Воронежским педагогическим вузом для системы образования области.
Говорили об этом и участники форума – и на открытии, и на проблемных «круглых столах», посвященных наиболее острым вопросам сегодняшнего педобразования. Но была еще одна тревожная проблема, о которой каждый выступающий посчитал своим долгом высказаться, – обещанное министерством слияние высших учебных заведений и, по сути, ликвидация педагогических вузов.
Николай Булаев, главный автор проекта «Программа развития сети подведомственных высших учебных заведений на 2010-2011 годы…», возглавлявший недавно ликвидированное Агентство по образованию, теперь стал депутатом Госдумы. Отказался ли он, а самое главное Министерство образования и науки, от внедрения в жизнь нового проекта – это вряд ли. В любом случае оставлять без внимания этот документ нельзя уже хотя бы потому, что одним из ожидаемых результатов «изменения структуры сети и ее элементов» названы «ликвидация избыточной сети образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов низкого качества», и «рациональное использование бюджетных средств… путем концентрации материальных и трудовых ресурсов в укрупненном образовательном учреждении». Как значится в служебной записке на имя министра образования и науки РФ, по результатам реализации программы сеть подведомственных высших учебных заведений может сократиться с 344 до 230-250 вузов.
Внимательно просмотрев этот «антипедагогический» проект, можно легко убедиться, что добрую половину из предложенных к сокращению учебных заведений составляют именно педагогические университеты и институты. Если учесть, что сейчас их немногим более 60, станет понятно, что останется от педагогического высшего образования, если 40 из них закроют, то есть, извините, сократят.
Действительно, по проекту планируется 40 учреждений высшего педагогического образования присоединить к другим вузам, а на их базе создать 27 центров педагогического образования. Что это за центры такие, по каким критериям отбирались те вузы, к которым будут присоединять другие, об этом в служебной записке ничего не говорится. Зато вопросов после ознакомления с проектом появляется великое множество. Например, почему остаются нетронутыми, то есть ни к кому не присоединенными, такие, мягко говоря, небольшие педагогические вузы, как Мурманский педуниверситет (общая численность студентов – 4200), Калужский педагогический университет (5300 учащихся) и Елабужский (5200 студентов). И если по мурманскому вузу еще можно строить какие-то догадки (он показан как единственный в области вуз, и его, видимо, просто не к кому присоединить), то почему так повезло двум другим, неясно. Но про Татарстан хочется сказать особо, здесь к Приволжскому федеральному университету, созданному на базе Казанского университета, планируется присоединить Казанский финансово-экономический институт и Татарский гуманитарно-педагогический университет. Елабужский педагогический университет сохраняет свою самостоятельность, и это, видимо, заслуга региональной власти, пожелавшей оставить в республике специализированный вуз, готовящий педагогические кадры.
Как будут работать центры педагогического образования и что это такое, пока никто не знает. Проект говорит о формировании эффективной системы высшего педагогического образования «путем включения ряда педагогических вузов в структуру классических университетов в виде филиалов и факультетов», а также «через создание центров педагогического образования на базе ведущих педагогических и классических университетов… с включением в структуру этих центров на договорной основе региональных институтов повышения квалификации работников образования и педагогических колледжей». Все вместе это должно способствовать повышению качества предоставляемых населению образовательных услуг.
В одном из районов Воронежской области уже есть опыт слияния педколледжа с другим учреждением СПО, результат – образовательное учреждение педагогического профиля просто растворилось, а преподавателей поувольняли, вот и все качество образовательных услуг. Не получится ли нечто подобное в масштабах если уж не страны, то отдельных регионов?
Возникает очередной вопрос: почему вообще надо присоединять педагогический вуз к классическому, а не наоборот? (Кстати, такая точка зрения тоже не раз высказывалась известными деятелями науки.) Потому что в классическом больше студентов? Не всегда – например, в Дагестанском госуниверситете, запланированном под создание Центра педагогического образования, обучаются 19600 студентов, а в Дагестанском педагогическом университете, который собираются присоединять, – 24000 студентов. Министр образования говорит, что многие из нынешних университетов возникли из педагогических вузов и ничего страшного не будет, если им доверят готовить учителей. В Воронежской области все происходило наоборот: педагогический вуз вырос из факультета классического университета, и за почти 80 лет, прошедших с того знаменательного момента, в педагогическом вузе появились свои научные школы, традиции, история и высококлассные выпускники-специалисты. Первый заместитель губернатора Галина Агапова тоже оканчивала Воронежский педагогический, и руководитель областного Департамента образования, науки и молодежной политики Олег Мосолов его выпускник. Если посмотреть муниципальные органы управления образованием, там все еще нагляднее. Как рассказала в своем выступлении на форуме начальник Отдела образования опеки и попечительства Аннинского района Евгения Чабанова (тоже выпускница педагогического), более 70 процентов учителей района окончили именно этот вуз, а среди школьных управленцев эта цифра достигает 90 процентов. Что может быть лучшим доказательством эффективности работы педагогического вуза? И зачем «запихивать» обратно в материнское чрево ребенка, которому со дня на день исполнится 80 лет! Ведь это уже давно не факультет классического университета, здесь воспитываются и обучаются внуки студентов, получавших свой учительский диплом перед Великой Отечественной. А учительским семейным династиям, чьи представители учились в Воронежском педагогическом, в сумме по 200 и более лет.
Министерство намеревается создавать на базе Воронежского госуниверситета Центр педагогического образования, основа для которого, по сути, уже существует в Воронежском педагогическом: на его базе в 2004 году была создана ассоциация «Региональный округ непрерывного педагогического образования», в рамках которой вуз сотрудничает с учреждениями среднего и начального профобразования педагогической направленности и со школами. Осталось включить в эту работу Борисоглебский пединститут и областной институт повышения квалификации учителей – вот это и будет Центр педобразования. Участники форума обратились к администрации области с предложением о создании центра на базе педагогического университета.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко в своих интервью не раз подчеркивал, что вопросы о слиянии вузов будут решаться в индивидуальном порядке, а результат во многом будет зависеть от позиции региональной власти. Видимо, власти Татарстана свою позицию уже продемонстрировали, сохранив Елабужский педагогический университет. Педагогическая общественность Волгограда тоже надеется на поддержку своих руководителей и депутатов Государственной Думы и намерена побороться за свой педагогический университет, который, несмотря на его известность и величину, планируется сделать «дочерним предприятием» классического вуза.
Кстати, еще раз о неразгаданности выбора федеральных чиновников: почему такие крупные педвузы, как волгоградский (11500 студентов) или челябинский (17600 студентов), присоединяют, а, например, Оренбургский педагогический, в котором 8600 учащихся (чуть больше, чем в воронежском), или тоже далеко не самый крупный Пермский педагогический делают самостоятельными центрами педобразования? Где логика? Или ответы надо искать в других плоскостях, например, в биографиях наших руководителей: Оренбургский педагогический в свое время оканчивал зам. министра образования и науки Исаак Калина. Неужели это важно при определении дальнейшей судьбы того или иного вуза?
Воронежцы, как и волгоградцы, тоже надеются на своих депутатов, а главное, на губернатора Алексея Васильевича Гордеева. Уж ему ли, возглавлявшему Министерство сельского хозяйства, не знать, что только сельская интеллигенция, в основе которой, как правило, учителя, все еще бьется, пытаясь удержать трезвую, культурную и нравственную основу деревенского бытия. И сколько ни ездишь по селам, сколько ни говоришь с местными учителями, все они, за исключением редких-редких единиц, – выпускники педагогических вузов, и в основном воронежского.
И в сельском хозяйстве, и в любом производстве нужны вузы, обучающие специалистов для своей отрасли. Если предложенную программу реализуют, в Черноземье – а это 6 областей с населением в 8 миллионов человек – не останется ни одного педагогического вуза! Под сокращение и слияние подпадают Воронежский и Липецкий педагогические университеты, Мичуринский и Борисоглебский педагогические институты. Министерство не оставляет ни одного педвуза на такую большую и населенную территорию, только два абстрактных Центра педобразования, причем и в Воронеже, и в Тамбове их планируют открывать на базе классических университетов. Неужели это должно пойти на пользу развитию регионов? И неужели лет через десять, когда детей в школах снова станет больше (вспомните о многотысячных очередях в детские сады, которые сейчас есть в каждой из областей Черноземья), чтобы стать учителем, надо будет ехать учиться из Воронежа в Москву, или Татарстан, или Оренбург?
Комментарии