Вот уже четыре года в Юго-Западном округе проводится замечательное мероприятие – «Ярмарка идей», или проще – конкурс ученических проектов. В этом году ярмарка проходила во Дворце творчества на Воробьевых горах (1-6-е классы), в Российском университете дружбы народов (7-9-е классы), в концертном зале «Академический» Российской академии наук (10-11-е классы). Учредители конкурса – префектура ЮЗАО, Юго-Западное окружное управление образования, РАН и Региональный благотворительный общественный фонд имени С.И.Вавилова. На ярмарке работали почти триста экспертов, 30 из них были представлены Московской финансово-юридической академией, которая провела такую ярмарку в 37 своих филиалах и представительствах России. Кроме московских школьников, в ярмарке идей ЮЗАО приняли участие школьники из Эстонии, Карелии, Оренбурга, Кирова, Рязани, Ярославля, Великого Устюга, Сергиева-Посада и других городов России.
Владимир ФИЛИППОВ, ректор РУДН:
– В каждом ученическом проекте есть нечто прагматичное, что потом можно будет использовать на благо округа и города. Мы всегда интересуемся мнением школьников, и на ярмарке было много таких проектов, когда их авторы проводили опросы среди школьников, например, по проблемам курения в школах. Думаю, тот опрос, который проводят дети, честнее и точнее, чем, скажем, предпринимают взрослые. Мне понравился опрос на тему, что дети хотели бы видеть во дворе школы. Человек столетия привыкал к двум успокаивающим моментам: к зелени и воде. Ребята выбирали воду – фонтан в школьном дворе. РУДН важно поддерживать тех детей, которые не идут в маркетинг, менеджмент, экономику, юриспруденцию, а имеют хорошие идеи в области физики, математики и других точных, естественных наук. Мы проводим на базе РУДН ярмарку для 7-9-х классов, потому что заинтересованы именно в этих учащихся: есть время, чтобы целевым образом подготовить их к поступлению в наш вуз, связав с кафедрами и преподавателями. Мы не случайно дали 120 экспертов – кандидатов и докторов наук – для работы на выставке проектов, они заинтересованы в том, чтобы создать базу данных, в которой будет информация о способных учащихся и их работах. Думаю, в скором времени все вузы будут заниматься поиском талантливых ребят, потому что, помимо ЕГЭ, планируется еще внеконкурсный прием в вузы победителей олимпиад и конкурсов. С ЕГЭ и олимпиадами все понятно. Москва их проводит, а вот с отбором талантливых и способных детей по итогам конкурсов дело пока обстоит не лучшим образом – к этому почти никто не приступал. Бауманский технический университет три года проводил конкурс «Шаг в будущее», в результате было написано положение о Всероссийском конкурсе проектов. Многие талантливые дети не сильны в теории, но, может быть, они – будущие Мичурины, будущие – Кулибины и Шуховы, их нужно найти и сделать это можно только с помощью конкурса проектов. Регионы сами должны организовывать эти конкурсы. Сегодня требуется найти технологию проведения таких конкурсов, на Юго-Западе она уже есть.
Павел МЕДВЕДЕВ, депутат Государственной Думы РФ, профессор, доктор экономических наук:
– В начале 90-х я был избран депутатом Верховного Совета РСФСР, и мои помощники стали приглашать ко мне в гости детей. Помню, был очень интересный разговор с одной из детских групп, я спросил их, собираются ли они учиться дальше. Они ответили вопросом на вопрос: «Вы сколько лет своей жизни потратили на учение?» Говорю: десять в школе, пять в вузе, три в аспирантуре, итого – восемнадцать. Дети не унимались: «А какая у вас зарплата?» Сказал – она была выше средней по стране. На это мне собеседники сообщили: «А вот у нашего кореша, который даже школу не закончил, зарплата в несколько раз больше вашей. Так зачем нам учиться?» Сегодня мне таких вопросов дети не задают, они знают, зачем им учиться. Участники нынешней ярмарки идей доставили мне удовольствие своими проектами. Один молодой человек сказал мне: «У нас в стране очень плохо с инженерами, поэтому я хочу быть инженером!» Из того, что он мне рассказал, следует, что он будет хорошим инженером. Другой молодой человек, который описал мне математический алгоритм для решения серии физических задач, сказал, что намеревается стать высококвалифицированным программистом на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ. Я ему говорю: «Это очень трудный факультет!», он об этом знает, но идти туда не боится.
Вадим ПЕШКОВ, ученик 10-го класса школы №4 Великого Устюга:
– Конечно, поначалу я взялся за исследование под влиянием мамы, а потом вся эта работа меня самого очень заинтересовала, поскольку была очень живой и нужной. Мне помогал весь класс, никто не отказывался. Сначала я исследовал состояние здоровья одноклассников, проводил анкетирование, потом пришел к выводу, что нужна какая-то программа улучшения здоровья, составил ее, работал по этой программе. Сейчас я получил новые данные и увидел, что состояние здоровья моих товарищей улучшилось.
Михаил ТИХОНОВ, начальник Юго-Западного окружного управления образования:
– Юго-Запад – округ науки, на его территории расположены более 100 институтов – РАН, РУДН, МИРЭА, институты нефти и газа, геолого-разведочный, рядом МГУ, все это позволяет привлечь квалифицированных экспертов. Эксперт на ярмарке сегодня – человек, заинтересованный духовно, ведь никаких денег за эту работу он не получает. Ребенок, идя на ярмарку, уверен, что его работа будет оценена высококвалифицированными специалистами. В этом году наша ярмарка приняла всех, кто пришел с достойными работами, это ребята из других округов Москвы, из Рязани, Ярославля, Вологды, Великого Устюга, Карелии, Гомеля, Кирова, Сергиева-Посада, Оренбурга. Начиная со второй ярмарки идей, ректоры, проректоры, профессора вузов уже отбирали детей и обеспечивали им особый режим поступления на первый курс. В прошлом году Департамент экологии и природопользования правительства Москвы затребовал у нас более 20 проектов для более детального, углубленного изучения и последующей реализации. Реализуются ученические проекты двух видов – экологические, связанные с Битцевским парком, со школьными территориями, и благоустроительные. Префект ЮЗАО и главы управ берут за основу для серьезной проработки детские предложения по благоустройству школьных дворов. Какие проекты представляют малыши – 1-6-е классы? Тоже серьезные. Например, есть проект четвероклассников «Топонимика Обручевского района Юго-Запада», автор, девочка, рассказывая об улице Пилюгина, говорит: «Ко мне на районном туре подошла внучка академика Пилюгина и поблагодарила за то, что я таким образом сохраняю память о ее деде». Или четвероклассник, у которого папа-химик, в проекте «Очистка воды» сравнил угольный, механический фильтры и фильтр на основе шунгита, показал, используя химические формулы, что шунгит дает лучший вариант очистки воды. Для нас смысл детских проектов прежде всего в том, что идет подготовка поколения будущих ученых и практиков, что им прививается культура исследования и воспитывается умение сформулировать тему, написать (пусть под руководством учителя) аннотацию своей работы, оформить ее. Эти навыки и умения еще никогда никому не помешали.
Ольга ЛАРИОНОВА, первый заместитель префекта Юго-Западного округа Москвы:
– Идея проведения ярмарки идей возникла несколько лет назад по предложению негосударственной школы «Марина», педагоги которой за рубежом видели подобные мероприятия. Мы с окружным управлением образования посмотрели, как это проходит, нам все понравилось, мы поняли, что ребятам предоставляется возможность творчески подойти к проблемам в тех областях, которые их интересуют, к проблемам, которые есть в городе, в округе, и, безусловно, поработать над их разработкой вместе с научными руководителями. Ведь даже, если мы возьмем работы учеников начальной школы, это все равно проекты творческие, а в творчестве важны наставники. В этом году были представлены по 900 работ только в каждой из номинаций, число участников выросло за эти годы в три раза. Если в первый год мы проводили ярмарку на одной площадке – в РУДН, то теперь мы проводим ее на трех площадках, так как работ очень много, и работ серьезных. Победители нашей ярмарки неоднократно становились лауреатами международного конкурса научно-технического творчества молодежи. Среди проектов есть такие, которые имели свое практическое воплощение. В прошлом году очень активно поддержал работы ребят по озеленению города Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Один из проектов, предложенный школой №1161 (по вертикальному озеленению), департамент профинансировал, в этом году для его реализации уже выделена площадка. Есть проекты, которые были отмечены префектурой: на базе одной из школ Ясенева реализован проект по внедрению для охраны окружающей среды всех предметов, которые только есть в школе, и мы этот проект поддержали финансово.
Владимир МОИСЕЕНКО, заместитель руководителя Департамента образования Москвы:
– Система организации творческой деятельности учащейся и рабочей молодежи в советские времена была подкреплена деятельностью мощных ведомств с привлечением для этого их средств. Например, Министерство авиационной промышленности в 1985 году приняло вместе с ЦК ВЛКСМ постановление о развитии авиамоделизма, и каждое предприятие авиационной промышленности было обязано выделять средства на развитие авиамоделизма в образовательных учреждениях. За два года эта работа поднялась на очень высокий уровень, но потом все это, к сожалению, прекратилось по всем известным причинам. Если сравнивать наше время с советским, то обеспечение работы с одаренными детьми несколько отстает от решения задач образования и в материальном, и в финансовом, и в кадровом плане. Это серьезная работа, на мой взгляд, сегодня она еще серьезнее, потому что выявляет будущих звезд, людей, которые поведут вперед нашу науку, экономику, она более перспективна, чем предоставление возможности получить общее среднее образование, но она и более сложна. Я с большим удовольствием участвую в ярмарке идей, потому что при советской власти занимался такими вопросами и вижу, что здесь возрождается тот же подход к работе по поиску и воспитанию будущих наших и научных, и ненаучных звезд. Правда, тут есть много новых проблем. Например, на ярмарке я посмотрел хорошо проработанный проект талантливого парня-одиннадцатиклассника, посвященный созданию электростанций на орбите с передачей энергии для освещения Москвы, обсудил с ним как инженер-электрик некоторые профессиональные вопросы, убедился, что он хорошо знает законы физики, но когда спросил, куда он будет поступать, выяснилось – на экономический. Почему? Так ему сказал папа. Полагаю, ярмарка идей позволит исправить некоторые ошибки семей. Ведь в конце концов судьба все равно каждого приведет туда, куда он должен прийти. Если тебе на роду написано быть физиком, можешь закончить экономический вуз, получить любое образование, но все равно ты к своему призванию придешь. Часто спрашивают, почему опыт Юго-Запада не тиражируется в других округах. Можно, конечно, провести административную работу, чтобы каким-то образом создать подобные ярмарки повсюду. Здесь есть два аспекта. Во-первых, это интересный эксперимент, для проведения которого в этом округе есть все необходимые условия. Во-вторых, работа находится в стадии развития. Да, мы получили много проектов на ярмарке, но эффект самой ярмарки идей будет продолженным. Идея должна быть востребована специалистами, проанализирована экспертами, она должна получить продолжение и в дальнейшем применена. Дети смотрят в завтра, не случайно есть проекты «Школа будущего», «Дом будущего» и так далее, а потому они нуждаются в разговоре с профессионалами и, может быть, должны втягиваться в работу проектных и творческих коллективов. Меня порадовал очень мощный гуманитарный раздел ярмарки, который продемонстрировал и то, что ребята получают хорошие знания в школе, и то, что они получают дополнительные знания вне школы, живо интересуясь самыми различными гуманитарными науками. Мне кажется, ребята должны знать, что они могут приносить пользу, что у них есть такой шанс, что они могут получить деньги, если проект будет реализован на практике.
Надежда ПЕШКОВА, учитель биологии школы №4 Великого Устюга:
– Я приехала на ярмарку идей вместе с сыном Вадимом, учеником 10-го класса, который представил проект «Береги здоровье смолоду». Он стал победителем нашего городского конкурса проектов и получил приглашение на ярмарку Юго-Запада Москвы, ведь наш город дружит со столицей. Эта работа началась четыре года назад, я начала вести в классе, где учился Вадим, кружок, ребята увлеклись научно-исследовательской работой. Вадим стал исследовать здоровье своих одноклассников, влияние на состояние здоровья улучшения окружающей среды и за четыре года получил убедительные данные о динамике улучшения здоровья. Таких ребят, ведущих исследования по разным темам, которые привезли свои проекты в Москву из Великого Устюга, у нас семеро.
Комментарии