Чем лучше живет Воронежская область, тем больше долги по учительским зарплатам. Почему попытки правительства реформировать систему межбюджетных отношений пока не дают результатов?
Федеральный инспектор по Воронежской области Юрий Хорошильцев обратился к областному прокурору с просьбой провести в районах проверку расходования средств, выделяемых из области на учительские зарплаты.
Напомним читателям, что федеральный инспектор сегодня – это президентская власть на местах. Над ним – только представитель президента и сам глава государства.
По большому счету подобное обращение – это почти объявление войны местному чиновничеству. Хотя сам Хорошильцев, похоже, этим не сильно озабочен. Считает, что каждый должен выполнять свою задачу:
– Моя – добиться того, чтобы все педагоги получали свою зарплату вовремя. А как это практически сделать – пусть думают чиновники областного комитета по образованию, областного и районного финуправлений, местных властей, в конце концов.
А дело все в том, что учителя Новоусманского района прислали Юрию Александровичу письмо, в котором попросили помочь в получении зарплаты и накопившихся долгов. Чтобы прояснить ситуацию, федеральный инспектор обратился в областной комитет по образованию, а оттуда ответили, что так, мол, и так, все, что было, роздали, но налогооблагаемая база в районах и области мала, потому не хватает и дайте денег из Москвы. Хорошильцев сделал по-другому: затребовал отчет об учительских зарплатах по всем сельским районам и, увидев, что общий долг дорос уже до 142 миллионов рублей, а погасить его обещают не раньше чем “по окончании первого квартала 2001 года”, обратился к областному прокурору. Не будем цитировать все письмо, приведем лишь некоторые выдержки: “…Как следует из пояснений заместителя председателя правительства области по социальным вопросам Кобяшева В.Г., средства на погашение задолженности по зарплате из областного бюджета выделены и поступили в район. С его слов, дальнейшую ответственность за использование выделенных средств по назначению несет глава администрации Новоусманского района Чернышев В.В. Информация, представленная на мое имя областным комитетом по образованию, ясных ответов о причинах задержки выплат задолженности по зарплате учителям Новоусманского района при наличии перечислений из областного бюджета также не содержит. Одновременно в письме сообщается о фактах задержек с выплатой зарплаты работникам образования и в других районах области”. Дальше – просьба провести проверку, дать правовую оценку и принять соответствующие меры.
– Решить, есть состав преступления или нет, – это прерогатива прокурора, я этого сказать не могу. Но то, что происходит в Воронежской области, – безобразие из безобразий! В Курской ставят вопрос не о выплате зарплат вовремя, а об их повышении. В Липецке, Белгороде – то же самое, даже в Тамбове. Чем хуже воронежские учителя?!
Разумеется, ничем. За последние четыре года они настрадались и навоевались столько, что врагу не пожелаешь. Испробовали все мыслимые и немыслимые способы протеста, стали профессионалами в сфере защиты собственных прав на зарплату. Достаточно вспомнить несколько примеров: эртильские забастовки “наоборот”, когда работали с утра до вечера без выходных, массовые многодневные забастовки борисоглебцев, когда полностью прекращались занятия в школах, голодовки учителей, заканчивавшиеся на больничной койке, бесконечные обращения к районным властям, президенту, в Думу, лично к губернатору (однажды после резких высказываний рамонцев он даже вышел из зала). Хоть что-то изменилось?! Да. Город Воронеж на сегодня не имеет долгов перед местными учителями. Но даже слепой разберет, что в этом заслуга мэра и городских властей. А в районах – по пальцам можно пересчитать тех, кто платит своим педагогам. И снова накатывает волна забастовок. Эртильцы, борисоглебцы, кто следующий? Одновременно с этим чиновники областного правительства заявляют, что дотации районам выданы полностью, деньги ищите на местах, а значит, крайние – районные власти. Примечательно то, что и год, и два назад ответы были такими же. Разница лишь в том, что тогда руководство области ссылалось на Москву, которая не перечисляет вовремя трансферты, а сегодня это делать неприлично – другой президент, можно и в немилость впасть. Круг замкнулся: учитель идет к главе района, тот кивает на областное начальство, которое не дает (или дает, но маленькую) дотацию, область отвечает, что никому ничего не должна – ищите деньги в районах.
Напрашивается вопрос: если районное руководство такое плохое, что из года в год не справляется со своей первейшей обязанностью – платить зарплату бюджетникам, – почему его не увольняют? Если оно хорошее и ему просто не хватает денег, почему не помочь району и не переложить часть ответственности на областные “плечи”? Вот, к примеру, приезжает спикер Госдумы Геннадий Селезнев в Воронеж и говорит о зарплатах учителям (“Молодой коммунар” от 23 ноября 2000 г.): “Это проблема проблем, и здесь надо проявлять постоянную разворотливость: в бюджете области постоянно должны быть деньги, надо постоянно вести диалог с правительством, потому что именно правительство выделяет субсидии на школьные зарплаты”. Кто в области постоянно ведет диалоги с федеральным правительством? Глава Рамонского района, Бутурлиновского или, может быть, Таловского? Нет, губернатор их ведет, и субсидии правительственные приходят в областное финуправление. Если дальше эти деньги в виде дотаций перечисляются районам, а там исчезают в неизвестных направлениях, так и не дойдя до учителей (причем ни комитет по образованию, ни заместитель председателя правительства по соцвопросам, вообще никто в области не в силах с этим разобраться!), так не давайте то, что причитается педагогам, в руки районному начальству! Платите сами! Платите из областного бюджета.
Эта идея не вчера родилась. Наоборот, многие учителя и даже главы районов неоднократно обращались к руководству области с такой просьбой. Того же требуют депутаты-педагоги в Воронежской областной Думе. В частности, депутат Владимир Мочалов, директор Углянской гимназии, не раз и не два поднимал этот вопрос на заседаниях областной Думы. Федеральный инспектор тоже считает, что проблему надо решать на областном уровне:
– Государственный бюджет не будет заниматься проблемой каждой школы в отдельности, как не будет выпускать один федеральный закон для Центрального округа, а другой – для Дальневосточного. В Магадане своя проблема – проблема территории, там до некоторых школ только на вертолетах добираются. В Воронеже – проблема численности населения. Там платят “северные”, у нас – “коммунальные” сельским учителям, по ним, кстати, тоже огромные долги. Различий очень много, поэтому вопрос должен решаться здесь, на месте, областной Думой совместно с областной администрацией и с учетом мнений всех районов.
В чем же дело? Может быть, в том, что при финансировании учителей из облбюджета все шишки в случае чего будут сыпаться прямиком на областное руководство, минуя глав районных администраций? И не скажешь тогда ни прокурору, ни федеральному инспектору, что во всех несчастьях виноваты 25 или 30 глав районов – хотите правды, идите и разбирайтесь с каждым в отдельности. Крайним окажется губернатор, ну, может быть, еще зам. по социалке. И сразу всем станет понятно, как работает областная власть. Ведь сегодня социальное положение учительства – чуть ли не главный показатель успехов или неуспехов региона. И одновременно – козырная карта в предвыборных баталиях. Приехал спикер Госдумы, похвалил область и за 17 процентов промышленного роста, и за 23,4 процента роста объема валовой сельхозпродукции, а как дошло до учительского благосостояния – говорить не о чем. Ну никак все эти приросты и увеличения на учителе не отражаются! Получается, жить стали лучше – долгов стало больше.
Как долго это будет продолжаться? У нынешнего руководства области за годы его работы так и недостало политической воли взять на себя решение социальных проблем учительства. В области в декабре состоятся выборы губернатора. Пока ни один из кандидатов не предложил ничего кардинально нового для решения “зарплатного” вопроса.
Татьяна МАСЛИКОВА
Комментарии