История России неразрывно связана с историей русских кадетских корпусов. Со времен Петра воспитанники кадетских корпусов составляли славу и гордость русского народа. Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских было в том, что юношей готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще. К 1917 году в России насчитывалось 29 кадетских корпусов, Морской, Наследника Цесаревича корпус и Пажеский Его Императорского Величества корпус.
Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году.
Первые кадетские корпуса стали появляться сначала в Москве и Новочеркасске, затем в Воронеже и Санкт-Петербурге, Новосибирске и Ростове-на-Дону. К 1999 году кадетские корпуса уже были воссозданы в Краснодаре, Кронштадте, Оренбурге, Омске, Калининграде, Кемерове. Только в Красноярском крае создано 5 кадетских корпусов. Кадетские корпуса открыты также в Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Мурманске, Твери, Орле, Волгограде и Екатеринбурге. На сегодняшний день только в столице уже действуют Первый и Второй Московские кадетские корпуса, Морская кадетская школа, создаются Третий Московский кадетский корпус и Четвертый морской корпус, а через год появится Пятый Московский кадетский корпус, и это не считая кадетских классов при обычных общеобразовательных школах. Интерес к кадетскому движению огромен, востребованность в кадетских корпусах высокая. Более 30 регионов заявили о своей готовности создать подобные учебные заведения.
Кадетские корпуса создаются не только при Министерстве обороны, а в своем большинстве образуются прежде всего в системе Минобразования, хотя ранее подобные учебные учреждения создавались только при военном ведомстве. Вот почему нужна единая государственная политика. Ведь главная на сегодняшний день проблема – это отсутствие централизованного руководства кадетским движением. Исходя из государственной важности данного вопроса, каждый человек, прошедший усиленную военную подготовку, должен быть на особом учете у государства, а учебное заведение, в котором реализуется та или иная Программа военной подготовки, должно находиться под жестким контролем государства. Думается, что нашему правительству должно быть далеко не безразлично, в чьих руках может оказаться руководство данным процессом.
Не на пользу делу и ведомственная разобщенность. Практически все силовые структуры имеют в своем подчинении кадетские учебные заведения, есть частные заведения, и весь этот процесс практически пущен на самотек. Разумным выходом из положения может стать двойное учредительство кадетских образовательных учреждений силовыми структурами и Минобразованием.
Много дискуссий ведется вокруг вопроса, допустима ли специализация при формировании кадетских корпусов. А тем временем уже созданы артиллерийские, космические, железнодорожные, пожарные, пограничные кадетские школы и интернаты. Закрывать их не разумно, эти учебные заведения востребованы, конкурс в них составляет от 5 до 15 человек на место. Вместе с тем наиболее приемлемой может стать модель кадетских корпусов, сформировавшаяся к началу XX века. Наиболее полно она реализована при создании “Первого Московского кадетского корпуса” – Кадетской школы интерната N 1 (директор полковник В.В.Кирсанов), который представляет собой закрытое учебное заведение для мальчиков, интернатного типа, находящегося в системе Московского комитета образования.
По непонятным причинам из Типового положения исчезло название “Кадетский корпус”, и речь в нем ведется только о кадетской школе-интернате (кадетской школе). Исходя из названия “школа-интернат”, идет и обеспечение учебного заведения. Постоянно возникает вопрос, как обеспечить кадетский корпус не шапками и пальто, а шинелями и фуражками, обмундированием парадным и повседневным, да еще и погонами, эмблемами, кокардами и т. п. Для упорядочения деятельности кадетских школ необходимо разработать и принять единый пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих жизнедеятельность и быт образовательных учреждений данного типа.
Нужны единая государственная программа обучения и воспитания кадетов, специальные учебники. Настало время подумать и о подготовке офицеров-воспитателей для кадетских учебных заведений.
Не простой вопрос и о религиозном воспитании кадетов, учитывая, что церковь по закону отделена от государства.
Есть и чисто финансовые проблемы. Сегодня стипендии для учащихся кадетских корпусов выделяют и “Общество ветеранов войны Нидерландов”, и сын бывшего кадета, и глава группы “Спутник” Б.А.Йордан, но только не государство.
А ведь сегодняшние кадеты – это завтрашние защитники нашего Отечества, ученые, строители, юристы, экономисты, предприниматели, врачи и учителя.
Юрий ГАЛАНИН, ведущий специалист по кадетским образовательным учреждениям Центра военно-патриотического и гражданского воспитания МКО
Комментарии