search
main
0

Кто исправляет наши ошибки? Счастье – это когда тебя понимают

​Вспоминая многих из своих учеников, задумываясь над тем, какими они выросли и чего в жизни достигли, задаешь себе вопрос: чему мы научились у наших учеников?

Гении тайм-менеджментаБыла у нас одна девочка – Кристина. Необыкновенный человек! Что называется, с активной жизненной позицией. Ее жизненным кредо было и остается – помощь людям. Особенно тем, кто остро в ней нуждается, – детям, оставшимся без попечения родителей. В 11-м классе (когда у всех выпускников на уме только ЕГЭ) она находила время гулять с малышами в доме малютки, организовывать акции помощи детским домам и интернатам, вывозить гимназистов на шефские концерты. У нее мы учились сопереживанию, сочувствию, пониманию того, как нужно помогать людям. Не секрет, что нас тоже засасывает наша повседневная жизнь, нам порой некогда. В таких случаях я стараюсь вспомнить Кристину, у которой всегда находилось время на тех, кому она была нужна.Вспоминаем другую выпускницу – Надежду. Вот кому можно было позавидовать в целеустремленности! С детства решила, что будет детским врачом. Ей было очень трудно и учиться, и просто жить. Семья ниже среднего достатка, никаких репетиторов, пришлось самой подрабатывать уже в 11-м классе. Но цель в жизни была. И большая цель. Поэтому все было подчинено этой цели: «Через 10 лет я окончу институт и уже буду работать по специальности, возможно, буду учиться в аспирантуре…Через 20 лет я уже высококлассный специалист, работаю в хорошей клинике, пациенты… И обязательно семья, дети…» У Нади можно было научиться потрясающей организации своего времени. Она гений тайм-менеджмента. Девизом Надежды было высказывание: «Прежде чем что-либо бросить, вспомни, ради чего ты все начинал». И у Нади все получилось. Недавно, когда она взяла сына на дежурство в больницу, мама другого ребенка, которого Надежда вытащила из тяжелого заболевания, сказала ее сыну, что его мама лучшая на свете, потому что спасла ее сына, что у его мамы лучшая профессия в мире. Чему еще мы учимся у своих детей? Думаю, что мы этого даже не замечаем! Кто учит нас пользоваться гаджетами? Совсем недавно мне пришлось обратиться к одному из старшеклассников с просьбой помочь разобраться в отправлении неотправляющегося сообщения. А у кого мы научились фотографировать на телефон, а не записывать информацию со слайдов на совещании? Кто, в конце концов, приучил нас пользоваться google-диском? Кто посоветует вам посмотреть новый фильм или прочитать новую книгу, о которой спорят все старшеклассники? Кто исправляет наши ошибки в ударениях или новых заграничных словах, проникающих в наш язык? Вообще-то я счастлива, когда дети замечают мои ошибки.Наши ученики учат нас видеть проблему под другим углом, в другом ракурсе. Давайте честно признаемся себе, что мы делаем так, как нас учили, так, как мы привыкли. И вдруг новое, нестандартное решение задачи! Новый, совершенно оригинальный аргумент, который вам и в голову не приходил! И как-то начинаешь понимать, что они видят сегодня все в несколько ином свете – свежо, ярко, небанально. И испытываешь к ним за это благодарность и уважение.А какие идеи рождаются в их головах! Чего только стоит идея подарков на Новый год всем учителям-женщинам! Десятиклассницы своими руками изготовили брошки, причем ни одна не повторялась.А главное, чему мы у них учимся, – учимся меняться. Вместе с нашими учениками мы учимся жить в этом стремительно меняющемся мире. Учимся узнавать, что означают новые слова, что представляют собой их новые профессии (бренд-менеджер, хедхантер, лайф-коучер…). Учимся говорить с ними на одном языке…Мы старше. Мы уже пожили на этом свете. Мы опытнее. Мы больше знаем. Мы знаем, что и как. Мы очень многое умеем. Мы умеем держать себя в руках, строить отношения, разрешать конфликты, решать неразрешимые задачи… Мы убеждены в том, что имеем правильное мнение. А главное – мы все уверены в том, что мы умеем учить.Однако сегодня, если думаешь, что действительно умеешь учить, то это значит, что осознаешь тот факт, что умеешь учиться у своих учеников. Все-таки это улица с двусторонним движением…Елена СТЕРЛЯГОВА,зам. директора гимназии №1530 «Школа Ломоносова», учитель обществознанияИное решениеЗачем я больше полувека затемно, в дождь и снег иду в одно и то же большое здание, где меня ждут крики и вопли детей на переменах, журналы, дневники, планирование, педсоветы, чем-то недовольные родители и… тетради, тетради, тетради, которые вечно нужно срочно проверить к завтрашнему утру?Зачем мне это? Да просто я люблю детей, свою работу, знаю ее важность и вижу итоги своего труда. Я получаю много положительных эмоций в общении с детьми. Я молодею, заряжаюсь позитивом, энергией. Да, я их учу, но и учусь у них не меньше. Чему учусь? Наверное, перечислять можно долго.У детей можно научиться свежему взгляду на, казалось бы, привычные вещи. Они не ограничены рамками и стереотипами. Например, решаем в классе привычную задачу, которую я рассказываю уже два десятка лет, о которой, как мне казалось, все уже известно. И вдруг голос с места: «А я бы по-другому сделал…» И мне предлагают совершенно иное решение, которое я своим замыленным глазом не увидел за много лет. И если научиться этому замечательному качеству – смотреть на мир глазами ребенка, то можно увидеть множество необычного в самых привычных вещах…Я постоянно получаю от детей уроки творчества. То интересно смонтированный видеоролик, то собранная из стикеров модель звездчатого многогранника, то мозаика из гречки, фасоли и гороха, то красиво сплетенное украшение. И каждый раз я тоже загораюсь: «А я так смогу?» И вот поэтому мне пришлось осваивать видео- и фоторедактор, делать мультфильмы, наносить узоры на стекло, пробовать создавать 3D-модели.Дети учат меня постоянно совершенствоваться. Вот один ученик подошел с задачей, которую задали на курсах. Второй принес нерешенную задачу с олимпиады. Третий… Можно просто с каждым разобрать непонятное решение и посчитать свою миссию выполненной. Но я вижу, что эти задачи связаны между собой. Что есть интересная теорема, которая поможет в решении, но не изучается в школьном курсе. Но просто так вывалить эту теорему на голову ученикам и сказать: «Дарю, пользуйтесь!» – нельзя. Поэтому приходится сначала подобрать комплект задач, подводящих к идее использования этой теоремы, затем собрать несколько несложных задач на ее применение и только потом перейти к сложным олимпиадным задачам. И в результате получается разработка двух-трех новых уроков…Дети заряжают энергией, они постоянно находятся в движении, бегают и прыгают на перемене, могут даже «колесом» пройтись. И, попадая в этот шумный, галдящий поток, я сразу забываю о больной коленке и бегу на третий этаж, перепрыгивая через две ступеньки. А потом в свое «окно» спускаюсь в спортивный зал, где у моих детей идет физкультура, и весь урок играю с ними в волейбол. Правда, в последнее время я стал замечать, что уже не в той форме, чтобы жить в том же ритме, что и мои ученики. Поэтому пришлось сделать над собой усилие и записаться в тренажерный зал…Дети постоянно дают нам уроки. Естественности и искренности, терпения и оптимизма.И вот поэтому-то я и хожу в школу уже четверть века.Дмитрий НЕВИДИМЫЙ, учитель математики гимназии №1530 «Школа Ломоносова»Шепот валеяВ одном из рассказов Григория Горина папа, герой, конечно, мира взрослых, узнав о том, что сын Славка обменял выигрышный лотерейный билет на ежа, искренне сожалеет, «что ему уже никогда не вернуть то блаженное время, когда с легкостью необыкновенной меняют холодильник на ежа». И нынешние школьники меняют! Проверяла! Вот этой «легкости необыкновенной» тоже, пожалуй, можно поучиться.Как и той непосредственности в выражении своих чувств. Будучи учительским ребенком, воспитанным в определенных табу, я всегда была на расстоянии от небожителей – учителей. А сейчас я с готовностью принимаю «обнимашки»…Не могу не сказать о совместной работе над проектами, когда ученики тебя увлекают, или, как говорит моя коллега, обращают в свою веру. Так, например, по-новому я взглянула на когда-то чуждые мне комиксы. И «Маус» тоже был прочитан! Ну и многие другие примеры… Несколько лет назад мне довелось участвовать в телепередаче под знаковым заглавием – «Я б в учители пошел…». Одной из героинь была совсем юная особа, на тот момент дублер министра образования в детском Правительстве Москвы! Добавлю к этому дни самоуправления в школе, уроки, проводимые учащимися. Вот еще одна возможность посмотреть на наши проблемы глазами ученика! Посмотреть по-новому, непосредственно! Так, чтобы то самое педагогическое не мешало человеческому! Чтобы в основе нашего учительского самозабвения лежали открытость, взаимное уважение, коллективизм, сотворчество! При этом не перестаю восхищаться тем буйством идей (и их воплощением!), когда готовим урок-концерт, урок-игру. А дополнительные творческие задания по русскому языку порой идут дальше предполагаемых результатов (как было с магазином «Все для счастья!»).Ведь дети – образец нестандартных решений, радости постоянных открытий, искренности, художественного отношения к миру. Думаю, именно поэтому однажды в 5-м «Г» появился «валей». В словарном диктанте ученица написала «шепот валея», а не диктуемое мною словосочетание «шепот в аллее». Вот так ошибка и детская фантазия сослужили добрую службу. «Валей» второй год живет в верхнем левом углу зеленого поля доски… Как живут и многие другие истории, герои, созданные в содружестве учителя – ученика и ученика – учителя!..P.S. Как-то пятиклашка в рабочей тетради написала: «Я люблю падежи и Ирину Александровну!» Просто взяла и написала. Этой способности вот так, без затей, просто выразить свои чувства тоже стоит поучиться…- Дети, я люблю вас… и падежи!..Ирина ЧАЙКИНА, учитель словесности гимназии №1530 «Школа Ломоносова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте