Нынешние выпускники сельских школ уезжают подальше от своего родного гнезда. Исследования говорят о том, что лишь 10 процентов наших выпускников согласны жить в селе, и то при условии подходящей работы, хорошей зарплаты и развитой инфраструктуры.
Среди фермеров, индивидуальных предпринимателей, способных обеспечить страну собственной продукцией, очень мало молодежи. Почему? Ответ легко найти. К величайшему сожалению, наши школьники не видят точек роста, нового, прогрессивного в сельском хозяйстве. Не видят того, что агропроизводство сегодня – это интереснейший и захватывающий бизнес. Если раньше сельская школа, колхоз или совхоз были социальными партнерами и вели совместную профориентационную работу, то теперь их пути-дорожки разошлись. И не по вине школы. Как только прекратил существование колхоз «Красный Путиловец», так и позарастали стежки-дорожки «Рус Агро» к нашей Шелаевской школе. Пришел на землю бывших крестьян-колхозников (в том числе и на землю моего деда Якова с его 15 десятинами) новый хозяин, которому чужда и судьба сельской школы, и самой деревни с ее жителями. Такого не было даже при крепостном помещичьем праве. Нынешние выпускники сельских школ начинают свой жизненный путь в переломный для села момент – когда государство активно поворачивается к селу. Казалось бы, национальные проекты «Развитие АПК», «Образование» успешно претворяются в жизнь, это видно на примере нашей Белгородской области. Однако проблема – острый дефицит кадров сельскохозяйственного профиля – становится все острее. Как спасти российскую деревню, кормилицу нашу? В 70-80-е годы ХХ века при каждой центральной усадьбе колхоза или совхоза, а также на крупных производственных участках в обязательном порядке была средняя школа. На Белгородчине их строили даже с перспективой, «на вырост». Колхоз или совхоз был базовым предприятием сельских школ. Вспоминаю свой второй выпуск 1975 года, когда из двух десятых классов все юноши изъявили желание пойти в механизаторы. Восемь новеньких МТЗ-80 специально для них подготовил колхоз для двухсменной работы. Колхоз учил школьников быть хозяевами земли, выделив для этого безвозмездно 26 га земли и необходимую для ее обработки технику. Ученическая производственная бригада стала самостоятельным, самофинансируемым, хозрасчетным подразделением школы со своей печатью и денежным счетом в банке. Это был результат государственной политики по отношению к сельской школе, сельскому хозяйству и селу. Но за окошком XXI век. Мы живем в совершенно ином социально-экономическом устройстве и в совершенно ином государстве. Казалось бы, национальный проект «Образование» должен защищать школу, и в первую очередь сельскую, а получилось наоборот. Давно известно, что только выпускники сельских школ, познавшие сельскохозяйственный труд, могут обеспечить воспроизводство кадров в сельском хозяйстве и закрепляться на селе. Сегодня же наше Министерство образования и науки убрало из учебного плана старшеклассников часы трудового обучения, а слово «труд» стало чуть ли не ругательным и запретным. А ведь именно уроки трудового обучения, как никакие другие, способствуют применению на практике знаний, полученных на уроках физики, химии, биологии, географии, геометрии. Сельская школа должна быть трудовой. Никто, естественно, не собирается сделать сельскую школу заложницей земли, тем более закрепостить сельских школьников. Все должно быть в разумных пределах. Но я считаю позором для сельских школ закупать импортные помидоры, капусту и яблоки, а не растить овощи на своих участках хотя бы частично. В свое время наша ученическая производственная бригада не только полностью обеспечивала школьную столовую своей экологически чистой продукцией, но и безвозмездно отдавала ее больницам, детским садам, дому престарелых. Если мы хотим сохранить сельскую школу и село, то необходимо пересмотреть учебный план с целью введения (и не только на профильном уровне, сельская школа в этом ограничена) уроков трудового обучения и профессиональной подготовки в старших классах. Сегодня необходимо определить в районе 2-3 крупных сельхозпредприятия, на базе которых школьники могли бы проходить практику по новейшим технологиям выращивания сельхозпродукции с использованием новейшей техники и инвентаря. Следует признать одним из главнейших приоритетов развития сельской школы развитие системы трудовой, допрофессиональной и профессиональной подготовки с ориентацией на сельхозпрофессию с учетом новых целей и задач, отвечающих современным требованиям. Необходимо создавать привлекательный образ труженика сельского хозяйства. Надо сделать все, чтобы в сознании школьников и их родителей навсегда исчезло представление о сельскохозяйственном труде как о каком-то примитивном деле. NB! Василий Савельевич Подерягин родился и вырос в селе Шелаево. 51 год работает сельским учителем, 30 лет был директором Шелаевской средней школы.
Василий ПОДЕРЯГИН, народный учитель СССР, с. Шелаево, Валуйский район, Белгородская область
Комментарии