Одна из проблем Российского флота – офицерские кадры. По словам начальника Управления кадров ВМФ вице-адмирала Виктора Ярыгина, по сравнению с доперестроечным периодом более чем десятикратно увеличилось количество курсантов, отчисляемых из военно-морских учебных заведений (вмузов) за время учебы. Резко возросло и число выпускников, по собственному желанию покидающих Вооруженные Силы в первые годы службы. В расчеты по комплектованию офицерского корпуса ВМФ закладывали в среднем 6% естественной убыли в год. Реально же увольнялось ежегодно до 9% офицеров.
До распада СССР за 5 лет учебы в военно-морских учебных заведениях отчислялись в среднем около 3% курсантов. А в середине 90-х гг. – около 30%. В 1997 г. усредненный показатель численности курсантов, надевших форму флотского лейтенанта, составил чуть более 50%. В 2001 г. отчислены из высших военно-морских учебных заведений 35% курсантов.
В управлении кадров ВМФ сообщили, что по окончании срока первого контракта добровольно покидают Вооруженные Силы 28,5% офицеров в возрасте до 30 лет. Из выпускников 80-х гг. до предельного возраста дослуживают в среднем 12%. Средний возраст увольняющегося в запас офицера – 37 лет.
Около 20% нынешних курсантов военно-морских институтов прошли суворовские или нахимовское училища, военно-патриотические или специальные учебные заведения, срочную службу матросами. Они сделали осознанный выбор, как правило, и морально, и физически готовы к офицерской службе на флоте. А вот из ребят, направляемых военкоматами, каждый второй не обладает необходимыми моральными качествами и военно-профессиональной ориентацией, почти треть из них, как выяснялось в ходе профессионально-психологических исследований уже после зачисления в военно-морские институты, не пригодны к обучению.
В ходе отбора абитуриентов проверяют по следующим направлениям: здоровье, знания, психологическое состояние. До сих пор поступающие не проходят так называемого “социального отбора”, а это один из путей уменьшения отсева из вузов ВМФ. Как правило, из поля зрения выпадает такое основополагающее направление, как мотивация поступающего. Нынешние психологические тесты убедительного ответа на этот важнейший вопрос не дают. Поэтому зачастую сложно понять: действительно ли молодой человек стремится посвятить жизнь флотской службе или же военно-морской институт для него – лишь возможность бесплатно получить высшее образование или способ избежать срочной службы?
К сожалению, число желающих получить за счет государства высшее образование и уклониться от срочной службы достаточно велико еще и из-за того, что законодательная база оставляет для этого возможность. Несовершенна и система заключения контракта с курсантом. Как считает вице-адмирал Ярыгин, прежде всего необходимо отменить подписание курсантами контракта на службу. Ведь фактически курсант, учась, “работает” лишь на самого себя. Эту деятельность трудно отнести к выполнению воинского долга. Разумеется, государство несколько ограничивает свободу курсантов по сравнению со студентами гражданских вузов. Но в то же время их бесплатно обучают, платят денежное содержание, кормят, одевают, что, согласитесь, по нынешним временам не так уж мало. А от курсанта требуется только углублять знания и повышать профессиональный уровень.
Поэтому начальник Управления кадров ВМФ считает, что с поступающими в военно-морские институты должны заключаться контракты не на прохождение службы, а лишь на получение военного образования. В них должна быть оговорена денежная сумма (затраченная государством), которую нежелающий продолжать учебу должен выплатить при отчислении с любого курса. Лишь после завершения учебы выпускник подпишет свой первый контракт на службу. Что касается выслуги лет, то годы, проведенные в институте, должны добавляться к ней после окончания срока этого контракта на службу.
Необходимо, видимо, вернуться и к старой, испытанной временем организации обучения в военно-морских вузах. Излишняя “демократизация”, как показало время, негативно влияет на моральные качества курсантов и разрушает военную систему. Любой поступающий в военно-морское учебное заведение человек должен твердо сознавать, что он сознательно и добровольно идет на ограничение своих прав и свобод, так как еще не изобретено иного средства для воспитания воина, кроме военной среды. Сегодняшние курсанты, в связи с послаблениями (перевод на положение слушателей с проживанием вне стен вмуза, ношение гражданской формы одежды и т.д.) не до конца представляют характер военной службы и место в ней офицера. Придя на флот и столкнувшись с реальными условиями службы, трудностями, такие люди оказываются неготовыми к ним. Как результат – разочарование и досрочное увольнение в запас.
Еще одну проблему вице-адмирал Ярыгин сформулировал так: “Мы сейчас не подбираем, а выбираем из пришедших к нам кандидатов наиболее, по-нашему мнению, достойных, а это, в зависимости от региона, от 50 до 80% жители города или области, в которой расположен вуз”. Выход он видит в расширении географии подбора тех, кто готов не только учиться, но и служить в будущем.
Андрей ИЛЬЕНКО
Комментарии