Маленькая зарплата, дефицит кадров – не последние барьеры в истории взаимоотношений государства и системы образования. Четыре года назад к ним добавился еще один: пенсия по выслуге лет.
В 1999 году вышло постановление Правительства РФ за номером 1067, утвердившее новые Список и Правила, касающиеся назначения пенсий за выслугу лет. «Благодаря» данному документу многие заведующие дошкольных образовательных учреждений лишились возможности получить после двадцати пяти лет педагогической деятельности льготную пенсию. На взгляд чиновников, они перестали считаться педагогическими работниками, поскольку не вели преподавательской деятельности. Насколько это несправедливо, говорят частые сетования «пострадавшей стороны». Людям, отработавшим на местах более двадцати с лишним лет, непонятна позиция государства, обесценившего их труд. Вот одна из историй, которые, к сожалению, становятся типичными.
Лидия Ивановна прошла весь путь от няни до заведующей детским садом, имеет высшую квалификацию, награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования», ветеран труда. Ее педагогический стаж насчитывает 27 лет. Та «четверть», что была положена для начисления пенсии по выслуге лет, стукнула еще в 2000 году. Однако тогда в Пенсионном фонде ей сразу предъявили постановление 1999 года и «обнадежили»: надежды нет. Лидия Ивановна, человек не конфликтный, ничего добиваться не стала.
Вторая ее попытка отстоять свое право на пенсию совпала с выходом нового документа от 29 октября 2002 года, где злополучное постановление за номером 1067 объявлялось «утратившим силу». Однако в этом же документе оговаривалось, что заведующая детским садом теперь является не педагогическим работником, а… администратором. Следовательно, пенсии по выслуге лет ей по-прежнему не видать.
Это показалось обидным, потому что годовой план развития ДОУ составляет заведующая, контролирует работу воспитателей тоже она, то есть образовательный процесс мимо руководства не проходит. А то, что помимо проблем, связанных с содержанием образования, ей приходится заниматься противопожарной безопасностью, охраной труда, сигнализацией, так это прямое следствие хронического недофинансирования сферы образования.
Лидии Ивановне неведомо, почему, считая должность заведующей детским садом административной, от нее тогда требуют высшего педагогического образования. Не целесообразнее ли в таком случае управленцам заканчивать финансово-экономический вуз? Почему делопроизводитель не может быть педагогом? И что теперь делать людям, кому до пенсии оставался год, полгода, не выйди постановление, лишающее их этой заслуженной привилегии? Судиться с Пенсионным фондом? Однако тот, как в примере с Лидией Ивановной, официального отказа не дает и тянет рассмотрение дела долгие месяцы.
Можно, конечно, все бросить и предать забвению двадцать с лишним лет педагогической, а ныне «административной», деятельности, но в этом будет поразительная несправедливость. Невозможно вычеркнуть из жизни человека, всю жизнь проработавшего в педагогике, педагогику.
Дело Лидии Ивановны с февраля 2003 года находится на рассмотрении в Управлении социальной защиты населения. Чиновники обещают положительный результат и то лишь потому, что до заветной цифры «25» Лидии Ивановне в 1999 году оставалось два месяца. Эти месяцы она, кстати, не так давно добросовестно отработала в свой отпуск. Если в педагогической пенсии ей будет отказано, Лидия Ивановна собирается подать в суд и считает это решение единственно правильным, поскольку надеется, что живет в правовом государстве.
Санкт-Петербург
Комментарии