search
main
0

Кто, если не я?..

Рассуждения активного педагога-пенсионера

Прошу не воспринимать эту статью как желание личного пиара, жалобу на сложившийся порядок дел, надежду на наказание нерадивых чиновников и решение частных вопросов. Мой возраст, жизненный опыт, удовлетворенность достигнутыми результатами педагогического труда, увиденный мной в путешествиях мир – все это не предполагает пустых наивных надежд на то, что затронутые здесь проблемы разрешатся после публикации. Я просто размышляю и делюсь своим видением проблем.

 

Рассуждающий педагог-пенсионер – явление вполне естественное, но моя активность заключается не в брюзжании и митинговании, а сводится к практике реальных соответствующих силам и возрасту дел.

В маленьком городке Тверской губернии ни о какой профессиональной востребованности педагога-ученого речь идти не может. В городе несколько лет пустует здание закрытого финансового колледжа, имеющего значительный фонд студенческих общежитий. Здания других закрытых колледжей и техникумов уже сгнили. Мои предложения Министерству просвещения РФ, районной и региональной администрации использовать эту инфраструктуру и открыть новый колледж-вуз для подготовки востребованных в регионе специалистов в сферах экологии, туризма, охраны природы не были восприняты и даже не обсуждались. А молодежь после школы продолжает активно разъезжаться по крупным городам или пополняет ряды праздно живущих сверстников. Да и в крупных городах не все просто. Заявляю об этом как специалист, руководивший более пятнадцати лет лабораторией в НИИ профессионального образования и более тридцати лет социально ориентированным НКО, более пятидесяти лет отдавший педагогическому труду, и, наконец, как москвич, живущий в Тверском регионе.

В период перестройки, когда массово закрывались внешкольные учреждения, обеспечивающие развивающий содержательный досуг, допрофессиональную подготовку, организованный детский отдых, стали повсеместно возникать общественные организации, заполнившие эту нишу. В плане предоставления помещений и эпизодической финансовой помощи они поддерживались на государственном уровне. В Москве стали функционировать Комитет по делам семьи и молодежи (позднее ставший Департаментом семейной и молодежной политики), Комитет общественных связей. Это был период расцвета социально ориентированного некоммерческого сектора.

В этот же период (1991 год) была создана и наша общественная организация, которая успешно функционирует в социально-педагогической (социокультурной) сфере в настоящее время. Мы реальные свидетели процесса перерождения некоммерческого сектора в коммерческий без изменения его названия. Сейчас социально ориентированные некоммерческие организации вынуждены оказывать платные услуги для оплаты занимаемых для социальной же работы помещений, даже если они осуществляют работу с социально уязвимыми группами населения (малоимущими, инвалидами, многодетными и др.). А если занимаемое помещение находится в ведении районной управы, то приходится выполнять без всякой оплаты еще и их работу: проводить районные мероприятия на открытых площадках, помогать при проведении выборов и пр. Иными словами, НКО превратили в вассалов управ. Вот такое положение дел с НКО сегодня.

Борьба за жизнь социально ориентированного НКО против чиновничьего беспредела в интересах живых людей, пусть даже в виртуальном варианте, – это одна из форм активности пенсионера-педагога.

Но вернемся в Тверскую область, на озеро Селигер. На инициативной основе на частные средства здесь построен Дом путешественника как вариант возрождения закрытой двадцать лет назад станции юных туристов. Предполагался формат частно-государственного партнерства, но государство осталось в стороне. Сейчас ремонтируем отдельное помещение для размещения активных путешественников, в том числе и маломобильных, учитывая тех, кто пострадал в локальных военных конфликтах. И снова все своими силами, без поддержки и даже простого внимания районной власти. Это притом что СМИ постоянно рассказывают о мерах государственной поддержки социального туризма, но на нас они, к сожалению, не распространяются. Опять все делаем сами. Вот вторая форма активности педагога-ветерана.

Лето на Селигере – особый период. Озеро по праву считают жемчужиной Северо-Запада России. В былые годы оно было Меккой для любителей активного отдыха, равноудаленной от двух российских столиц. А сколько школьников были участниками водных походов по Селигеру! Сейчас детских групп почти нет.

Но мы нашли свой вариант. Помогаем семьям любителей активного отдыха проводить время на озере на условиях самоорганизации, самообслуживания и самообеспечения. И не просто праздно отдыхать, а прививать детям культуру отдыха на природе, участвовать в посильных природоохранных работах, приобретать туристские навыки. Возрождаем старые и прокладываем новые маршруты по местам боевой славы, укрепляем памятные знаки на сохранившихся ДЗОТах. Иными словами, делаем то, что раньше успешно выполняли школа и внешкольные учреждения с привлечением целевых бюджетных средств. А мы эту же работу выполняем по собственной инициативе и за свои деньги.

Сейчас считается, что можно участвовать в конкурсах на получение грантов. По собственному опыту знаю: это фикция. Поддерживаются проекты-помпы, отвлекающие большие средства на оплату сторонних организаций, например аренду концертных залов, оплату аниматоров и проч., в том числе и откаты (не случайно же при объявлении конкурсов открыто предлагают свои услуги посредники). Выигрывают в большинстве не те, кто представил достойный социальный проект, а те, кто выдержал все формальные условия составления заявки. Ведь оценивать эти заявки будут, к большому сожалению, не специалисты-эксперты, имеющие практический опыт, а наспех подготовленные молодые люди, которые могут только разносить баллы по таблицам, не вникая в суть проекта.

В порядке отступления. Сейчас много наших граждан участвуют в СВО на Украине, а это предполагает жизнь в полевых условиях. Выяснилось, что у абсолютного большинства мобилизованных нет никакого опыта организации быта. Даже при наличии продуктов питания все всухомятку. Вроде бы и мелочь, но раньше этому учили в туристских походах. Вот и третья форма активности педагога-пенсионера – наставничество. Наши воспитанники – это подготовленные бойцы, несущие службу в элитных войсках, жалко только, что командуют ими не Суворов и Нахимов.

Вот об этом и рассуждает педагог на заслуженном отдыхе. На стене Дома путешественника в городе Осташкове Тверской области создан своеобразный Пантеон славы педагогов-путешественников, в том числе и участников Великой Отечественной войны, воспитавших тысячи достойных граждан России, среди которых и педагоги (я один из них).

Только вот что я смог бы один, без поддержки жены и детей, бывших воспитанников, коллег и сослуживцев, друзей-соратников?! Так и живем на лоне природы, трудимся, рассуждаем, переживаем за Отечество…

Александр МИНДЕЛЬ, кандидат педагогических наук, заслуженный путешественник России

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте