Виталий РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета: – Один из важнейших пунктов программы «Столичное образование-4» – работа по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов. Это сейчас особая проблема нашего города, поэтому с самого момента создания МГППУ университет уделял большое внимание детям с ограниченными возможностями. При этом ориентация на создание полноценной образовательной и оздоровительной среды с самого начала была основным фокусом работы с таким контингентом детей. Такой подход использовался нами при обосновании особенностей психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в школе надомного обучения №365 Зеленограда, при обучении студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата на факультете специальной психологии МГППУ. Первые студенты этого факультета уже закончили обучение и идут работать в образовательные учреждения Москвы. Это огромное достижение, что дети с такими серьезными нарушениями работают в школах, с которыми мы очень тесно сотрудничаем, где обучаются такие же дети, и чувствуют себя нормальными специалистами. Это результат огромной работы Департамента образования и городских педагогических вузов, в результате которой мы даем возможность таким детям получить профессию.
С 2001 года в нашем университете на факультете информационных технологий реализуется целевая программа по обучению студентов-инвалидов компьютерным и математическим специальностям: «Прикладная информатика в психологии» (такая специальность есть пока только в Санкт-Петербургском университете) и «Математическое обеспечение администрирования информационных систем». В прошлом году на этом факультете обучались 59 студентов-инвалидов: слабовидящие и незрячие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С 2003 года мы проводим целевой набор 15 студентов-инвалидов, студенческие группы формируются по 5 человек. В этом направлении у нас проделана очень серьезная работа, мы набрали весь необходимый базовый комплект по основным дисциплинам, и слабовидящие обучаются с помощью специального языка.
Для учащихся 11-х и 12-х классов специализированных коррекционных образовательных учреждений (это школы-интернаты №№1, 2, 5, 15, 30, 52) на факультете работает школа информационных технологий, готовящая к поступлению на факультет информационных технологий МГППУ. Мы проводим специальную московскую городскую олимпиаду по математике, информатике среди обучающихся с ограниченными возможностями, причем первый тур олимпиады проводится в базовых школах, а второй – в университете. Для победителей и участников второго городского тура олимпиады открыта прямая дорога для поступления в наш вуз.
Нам удалось сформулировать принципы, которые необходимы для обучения этого контингента детей. Первый принцип – подход к обучению как к простой профессиональной реабилитации, включающей в себя экспертизу потенциальных профессиональных возможностей, профессиональной ориентации и подготовку, а также трудоустройство. Момент трудоустройства включается в процесс обучения с самого начала как необходимое условие профессиональной подготовки такого ребенка. Второй принцип – принцип совместного обучения инвалидов и здоровых учащихся, который уже доказал свою эффективность во многих странах мира и позволяет на деле сохранить высокие стандарты высшего образования для детей с ограниченными возможностями, ориентировать их на общий рынок труда, развивать их социальные навыки, снижать реальную высоту стоимости обучения. Третий принцип – принцип непрерывности образования детей-инвалидов, мы делаем такое обучение фактически преемственным через школу информационных технологий.
Для решения всех этих важнейших задач программа «Столичное образование-4» предполагает при поддержке правительства Москвы создать в структуре университета самостоятельный институт для образования и реабилитации молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Создание такого учреждения навсегда поставит точку в долгом споре о том, почему наши высшие учебные заведения не обучают детей-инвалидов по тем стандартам, которые сложились в мировом образовательном процессе. Думаю, при поддержке Департамента образования и правительства Москвы мы сможем решить эту трудную задачу. Во всяком случае, задел для этого у нас есть.
Комментарии