search
main
0

Кто должен присутствовать в штатном расписании школы?

​Ответ на этот вопрос искали на одном из заседаний клуба директоров столичных школ, эта дискуссия стала событием уходящего года. Свое веское слово сказала на этом заседании директор школы №554 Майя МАЙСУРАДЗЕ.

– Оптимальное штатное расписание нынешней школе необходимо, так как основополагающая часть работы школы – эффективная организация учебного процесса. Главная задача школы – доступное и качественное образование для каждого ребенка. Это то, ради чего мы работаем. Новые федеральные государственные стандарты дают нам широкий спектр возможностей при распределении количества часов на изучение иностранных языков, разнообразных предметов, на формирование вариативной и инвариантной части учебного плана. Одна из первостепенных задач нашего образовательного комплекса – это поиск оптимальной модели организации учебного процесса. Наша школа проходит этап становления, поэтому мы ищем те механизмы, которые помогут и сделают процесс максимально эффективным.Первым шагом к достижению поставленной цели стало определение того, что с 1 сентября 2015 года должна была работать по модели «здание-ступень», когда в двух зданиях школы дети должны были обучаться с 1-го по 7-й класс, а в третьем здании – с 8-го по 11-й класс. Для чего нам была нужна такая модель, какую цель мы преследуем, когда организуем процесс именно таким образом? Мы создаем для ребенка здоровую, комфортную, безопасную среду, причем для каждой возрастной категории в отдельности. Мы обеспечиваем создание широкого спектра дополнительных образовательных услуг и внеурочной деятельности, которые соответствуют определенному возрасту. Мы обеспечиваем эффективную реализацию предпрофильных и профильных программ, в этом году мы начали работать с детьми в группах сменного состава. Все это механизмы, которые помогают нам давать детям качественное образование. Постепенно мы планируем переход к модели индивидуальных учебных планов, которые удовлетворят потребности каждого ребенка.Еще одно направление совершенствования учебного процесса – изучение одночасовых предметов в течение одного полугодия, когда мы предмет, имеющий один час, не растягиваем на целую четверть и проводим по этому предмету промежуточную аттестацию. Таким образом, наши дети будут глубоко погружаться в изучаемый предмет, и это позволит рационально распределить нагрузку среди учителей. По такой модели мы организуем изучение биологии и географии в 5-6-х классах, информатики и обществознания в 7-8-х классах. Собственно, роль учителя при переходе на новый стандарт, основанный на системно-деятельностном подходе, особенно важна. Учитель становится организатором учебного процесса, у него это совершенно иная роль, акцент смещается на взаимодействие и сотрудничество учащихся между собой, что обеспечивает реализацию интерактивной модели обучения. Таким образом, учебная деятельность учащихся становится главным фактором эффективного урока. Для реализации этой модели нужен новый учитель. Мы внимательно проанализировали те ошибки, которые были допущены в течение прошлого учебного года, вскрыли слабые места, попытались сделать максимум того, чтобы нынешний учебный год стал для наших детей более успешным, привлекли к сотрудничеству учителей из первой сотни московского рейтинга, которые способны обеспечить и профильную подготовку, и помочь своим коллегам работать качественно и эффективно, стали взаимодействовать с проектом «Учитель для России» для привлечения в школу молодых, перспективных учителей – выпускников классических университетов, прошедших серьезную подготовку, нацеленных на результат. Мы уже разработали собственную модель учебного процесса, которая позволит каждому ученику нашей школы сделать шаг на пути своего качественного образования и личностного роста именно в этом году.Конечно, все эти задачи заставляют нас внимательнее отнестись к штатному расписанию, сделать его тоже эффективным. Каждый руководитель образовательной организации перед началом нового учебного года занимается проектированием штатного расписания, которое сможет на протяжении всего года обеспечивать стабильную работу учреждения и реализацию Федерального государственного образовательного стандарта при выполнении требований к кадрам.Основа любого проекта – это анализ исходной ситуации и определение приоритетных задач.Анализ исходной ситуации и постановка задачМы изначально сформулировали для себя такие приоритетные задачи:- оптимизация АУП с одновременным определением четких зон ответственности;- абсолютный и относительный рост численности педагогического персонала (для обеспечения доступного качественного образования). Увеличение доли высокопрофессиональных результативных учителей, получающих высокую заработную плату.Доля административно-управленческого персонала была уменьшена с 3 до 1%, к сентябрю мы планировали рост доли педагогического персонала, уменьшение учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала. Перераспределение нагрузки и четкое определение функциональных обязанностей позволили поднять ФОТ педагогического персонала, и к сентябрю 2015 года он составил 70% от общего ФОТ сотрудников.Численность и заработная платаЗа период с марта по июнь 2015 года нам удалось оптимизировать количество дублирующих должностей и уменьшить численность персонала с 323 до 281 человека. Высвободившиеся средства к сентябрю были разумным образом перераспределены между сотрудниками образовательной организации, что по нашим прогнозам позволило поднять среднюю ЗП педагогических работников до 72 тыс. руб.Проектирование эффективного штатного расписанияМожно говорить о том, что для нашей ОО проектирование эффективного штатного расписания – это:- сокращение численности административно-управленческого персонала и четкое определение зон ответственности;- увеличение доли результативных высокооплачиваемых педагогов;- оптимизация дублирующих должностей, так как распределенная ответственность не становится полноценной ответственностью;- создание внутренней корпоративной информационной сети, которая позволяет сократить время и увеличить результативность работы всех служб образовательной организации;- планируемый к январю 2016 года переход на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг;- мотивационное нематериальное стимулирование. Помимо того что мы закладываем в штатном расписании, существуют и иные механизмы достижения поставленных целей, которые могут быть реализованы за счет мотивационного стимулирования успешных педагогов и назначения их учителями-наставниками, учителями-мастерами, что позволит профессионалам делать успехи, не только продвигаясь по карьерной лестнице вверх, но и выстраивая горизонтальную карьеру.На сегодняшний день в школе работают два заместителя руководителя: по управлению ресурсами и по управлению качеством образования.Следует обратить внимание на то, что в нашей школе за реализацию образовательных программ отвечает руководитель ОО через руководителей межпредметных кафедр, он же выполняет работу завуча-логистика. Еще один важный момент – это переход от вертикального управления процессами внутри образовательной организации к горизонтальному.В каждом школьном СП наряду с руководителем были заведующие по начальной, средней и старшей школе, по хозяйственной части, руководители МО и прочие специалисты, чья ответственность была настолько размыта и не определена, что неизбежны были задвоения и затроения одного и того же функционала. Ответственных много, а спросить не с кого.Мы же стремимся создать такую модель штатного расписания, которая позволит нам простроить горизонтальные связи в учреждении и четко определит персональную ответственность каждого сотрудника, обеспечивающего работы той или иной службы, кафедры, решение определенной задачи, а иногда и персонифицирует эту ответственность: один главный бухгалтер, специалист кадровой службы, специалист по охране труда.Важно помнить, что достижение образовательных результатов лежит на плечах именно педагогического персонала, а остальные сотрудники лишь обеспечивают решение главной задачи.Таким образом, можно говорить о том, что штатное расписание – это серьезный инструмент проектирования и прогнозирования образовательных результатов всей школы и каждого обучающегося.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте