Мы все свидетели стремительного темпа обновления технологий. То, что еще вчера казалось фантастикой, сегодня реальность нашей жизни. Интернет, сотовая связь, компьютеры, электронная почта стали неотъемлемой частью нашего быта. Кроме того, сегодня рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний работника, но и к тем способностям, которые он может демонстрировать (умение вести дискуссию, принимать обоснованное решение, планировать ситуацию и собственное развитие и т. д.). Готов ли выпускник сегодняшней школы отвечать этим вызовам? И понимает ли учитель, как «выращивать» такого выпускника?
В президентской инициативе «Наша новая школа» есть интересная идея о том, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Что будет через пять, десять, двадцать лет, точно никто не знает. Всем нам – школьникам, родителям, педагогам – нужно в каком-то смысле предвосхитить будущее в своей попытке сделать школу и образование современными. Как подготовиться к тому, чего пока не знаешь? Можно провести аналогию с обычным уроком математики: разбирается тема, решаются задачи по определенному алгоритму. Проходит неделя, наступает время контрольной работы. И здесь самое интересное. Те задания, которые ученики узнают, особой трудности не представляют, а те задания, которые в глаза не видели, вызывают страх, недовольство и порой отторжение. Почему? Способ решения этих задач приходится придумывать самому, это и есть самое трудное. Выходит, что и на уроке надо учить и учиться так, чтобы суметь решить задачи, которых не встречал ранее, чтобы суметь развернуть свое рассуждение, а не отказываться от задания, потому что задача незнакомая. Организовать учебный процесс, чтобы ученики сами искали и открывали способы решения, замечали в самих себе способность к мышлению, – главная задача для учителя. В традиционной школе и работа с общими способами решения задач, и тренировка навыков, памяти и внимания, и знакомство с интересными сведениями об окружающем мире происходит в рамках одной и той же формы организации работы – в рамках урока. Для того чтобы форма учебности рельефно и выразительно выступила перед ребенком, ее следует отделить от других, неурочных форм работы, которые также необходимы для эффективного освоения учебного материала и поддержания образовательного интереса. Так, в учебный план подростковой школы должна войти такая форма работы, как выездные учебные интенсивы (не только для учащихся класса, но и для разновозрастных групп). У детей должно быть место для подготовки к интеллектуальным состязаниям, для предзащиты творческих работ учащихся, для выбора и детских проб и т. д. В старшей школе начинаются лекции, индивидуальная работа в библиотеке, интенсивы и погружения, требующие собственных исследований в предметной области; рефлексия и проектирование своего будущего. Неурочные формы работыДипломные и творческие работы.Погружения.Школа молодого ученого.Социальная практика старшеклассников.НИИЧаВо – научно-исследовательский институт чародейства и волшебства (придуман совместно с моим научным руководителем А.М.Ароновым, продолжает работать в начальной школе гимназии уже 15 лет).Выездные учебные школы.Интеллектуально-творческие игры.Универсальные способности (компетентности) – самые популярные слова всех публикаций, связанных с общеобразовательными стандартами. Как их измерять? Как показать (а возможно, и доказать), что мы можем их формировать? Мой ответ прост. Нужно специально создавать места (в классе, школе, районе и т. д.), где ученики имели бы возможность демонстрировать сформированность или несформированность этих компетенций.Именно для этого в 2000 году на базе гимназии «Универс» №1 мной совместно с коллегами были разработаны и проведены первые интеллектуально-творческие игры (ИТИ). Вот уже десять лет я организатор ИТИ гимназии. Что же это такое? Интеллектуально-творческие игры – это своеобразная альтернатива традиционным предметным олимпиадам, построенная на идеях развивающего обучения (РО). ИТИ включает в себя три тура (индивидуальный, парный и групповой) по разным предметам, публичную защиту лучших работ, а в последние годы еще и целый ряд творческо-академических командных состязаний, таких как «Карусель» (соревнование, в котором команды на скорость должны выполнить блок заданий по разным предметам, правильный ответ позволяет переходить отдельным участникам команды на следующий уровень; для того чтобы на предыдущем и последующем уровнях было выполнено максимальное количество заданий, нужна командная стратегия в организации переходов). Еще несколько видов состязаний: естественно-научные бои, коммуникативные бои, игра на ИКТ-умения «Пойми меня» и т. д. Известно, что универсальные способности проявляются не столько во время решения тестовой задачки, которую дает экзаменатор, сколько во время состязания, по-настоящему мобилизующего все усилия на достижение результата. Поэтому интеллектуально-творческие игры, с одной стороны, включающие в себя несколько командных мероприятий, с другой стороны, предполагающие выполнение заданий так называемого проектного типа, – своеобразное зеркало эффективности наших педагогических усилий. Думаю, будет правильно отметить несколько тех самых идей развивающего обучения, на которые мы опираемся при организации ИТИ. Во-первых, это идея выращивания чувства причастности и принятия образовательных задач. Это особенно трудно и особенно важно в подростковом возрасте, когда учеба уступает место общению. Поэтому ИТИ – это состязание команд, в которых собраны школьники разных возрастов. Младшие, глядя на старших и сотрудничая с ними, понимают свои перспективы в обучении и, что еще важнее, видят правильные образцы искреннего и настойчивого стремления к освоению нового. Благодаря этому прорастают ценные ростки так называемой субъектности, то есть такого состояния, когда человек понимает, чего он хочет и чего он мог бы хотеть, что он уже может и чего он мог бы добиться. Появляется групповая сплоченность вокруг образовательных задач и своеобразная интеллектуальная среда. Во-вторых, это идея о том, что достижения в любом учебном предмете ценны ровно настолько, насколько они позволяют быть ученику эффективным за пределами предмета. Важно то, насколько ученики умеют выделять, обобщать и переносить на другие ситуации и задачи найденный принцип или способ решения, а не какое количество трудных задач они научились решать и насколько хорошо они помнят факты или формулы. Поэтому отличительной чертой ИТИ является именно особый тип задач и заданий. В-третьих, формирование учебного сотрудничества через выполнение заданий, которые невозможно сделать в одиночку и которые требуют умения соотносить собственное действие с действиями других людей. Так, например, коллективный тур – это такое соревнование, где команда должна не только открыть общий способ действия, но и договориться о стратегии взаимодействия.Приведу примеры заданий группового тура. Групповой тур «Собери слона».Команда делится на 4 разновозрастные подгруппы. Если в команде 20 человек, то в одной подгруппе 5 человек (1 пятиклассник, 1 шестиклассник и т. д.). Четыре подгруппы расходятся в разные углы воображаемого квадрата. На столе у каждой подгруппы находится конверт с определенными частями (или частью) общего загаданного слова (символа, числа и т. д.), которое вся команда должна отгадать за наименьшее количество времени. На экране (доске) появляется схема разреза, и засекается время. Ребята не видят части другой команды, но могут общаться. Как только капитан команды говорит версию, время останавливается.Обязательное условие любого группового тура – наличие времени и тренировочного задания для работы внутри команды (не менее 40 минут). Команды получают пакеты со схемой разреза и частями, например, слова «слон», проигрывают ситуацию и договариваются о способе, стратегии игры, которая позволит выполнить задание за наименьшее время. Если команда решает только частную задачу (например, как быстро отгадать слово), то в отборочных турах, когда задание изменится, команде будет сложно изменить стратегию. После подготовки начинаются отборочные туры (команды соревнуются на время). Лучшие команды (50%) выходят в полуфинал. Задания полуфинала и финала меняются. Например, появляются слова на английском языке или знаки бесконечности и т. д. Групповой тур «Квадрат ХО»- Команды по очереди ставят крестики и нолики в клетки доски 5 х 5.- Подсчитывается количество строчек и столбцов, где ноликов/крестиков больше.- Задача – набрать больше очков.- В каждой команде игроки ходят по очереди (пятиклассник, шестиклассник и т. д.), не разговаривая друг с другом.- Одна встреча состоит из двух партий (первый ход делает сначала одна команда, потом другая).Выигрывает та команда, которая наберет наименьшее количество «победных» строк и столбцов. Итак, зафиксируем схему проведения группового тура ИТИ: 1-й этап. Инструкция, постановка задачи. 2-й этап. Подготовка: разработка стратегии, поиск общего способа для дальнейшего применения. 3-й этап. Реализация: решение задачи на время, игра с соперником. 4-й этап. Публичное представление и обсуждение подходов, идей, решений, находок. Требования к составлению задания группового тура: – не может быть выполнено одним человеком; – требует кооперации, распределения ролей; – необходимы три уровня выполнения задания: найдено решение для одного или нескольких частных случаев; выделены общие принципы; построена модель для всех частных случаев; – требует понимания найденного способа каждым членом команды.P.S. Полностью материал опубликован на сайте www.ug.ru в разделе «Методика». Ирина ТУЕНОК, учитель математики красноярской университетской гимназии №1 «Универс», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»
Комментарии