search
main
0

Кто будет закручивать гайки. или Чем обернется переход на региональное финансирование

Тему, о которой пойдет речь, мне подкинул директор одного благополучного лицея, в недавнем прошлом получившего статус колледжа. «Благополучного», потому что при всей сегодняшней непривлекательности системы среднего профессионального образования (имею в виду, конечно, материальную заинтересованность) здесь нет ни одной вакансии. Мало того, по словам директора, в последнее время все чаще обращаются с просьбой о приеме на работу мужчины. А что может привлечь представителя сильного пола в систему образования? Только достаточный заработок.

– Не страдаем, – ответил на вопрос о зарплате директор и объяснил причину «нестрадания». – Еще с 1990-х годов мы находимся на региональном бюджете. Благодаря поддержке города у нас отличная материальная база. Судите сами, на 600 человек обучающихся – девять компьютерных классов. Всем работникам колледжа помимо основной ставки выплачиваются региональные надбавки, дополнительное повышение которых ожидается летом и осенью этого года.

Среднюю цифру зарплаты преподавателя колледжа директор так и не назвал, но зато посоветовал обратить внимание на проблему существования учреждений СПО федерального подчинения. Таким образом, четко проявилась «больная» тема петербургских колледжей и техникумов – переход с федерального бюджета на региональный. Хотя теме этой практически лет десять, сегодня она остра как никогда, поскольку еще год назад был принят Закон «О местном самоуправлении», где заявлено, что системы НПО и СПО должны находиться в субъектах РФ.

Что же тревожного в том, что город возьмет некоторые из учреждений СПО на свой баланс? Или тревога проистекает из сомнений: возьмет ли и что останется невостребованным? Насколько необходим переход на «регионалку» и каковы плюсы и минусы? На заданную тему попытались порассуждать представители нескольких петербургских колледжей.

Первое учебное заведение, в котором высказались за изменение источника финансирования, оказалось ведомственным. Здесь готовят средний медицинский персонал.

– Поскольку мы открывались как учреждение, отвечающее кадровым нуждам города, то, естественно, попали в городское подчинение. Все пять медицинских колледжей и четыре медицинских училища финансируются из регионального бюджета. Мы считаем, что это – неплохо. Должны признаться, что о нас думают во вторую очередь после больниц и поликлиник, но в то же время существует прямая связь с заказчиком.

Наверное, в этом есть определенный плюс, если все ведомства отдадут свои учебные заведения Министерству образования и науки, а то передаст их на баланс города. Другой вопрос, потянет ли такую ношу городской бюджет? Здесь должно быть принято решение о грамотной кадровой политике. Возьмем, например, нашу сферу. Город недосчитывается 37 тысяч медсестер, а наши учреждения ежегодно выпускают их только около тысячи человек. Налицо явный «недобор». Когда все учреждения СПО будут в ведении города, эта ситуация станет разрешаемой.

Меньший оптимизм чувствовался в разговоре с директором колледжа, где профилирующей была специальность, связанная с автотранспортом.

– Что, собственно, приводят как главный аргумент, когда речь идет о переходе на региональное содержание? То, что у сотрудника учебного заведения зарплата повысится в разы. Действительно, она станет выше, но ненамного. Дело в том, что региональная надбавка выплачивается из расчета тарифной ставки, то есть региональный «довесок» колеблется от 600 до 800 рублей. Если ставка молодого специалиста составляет чуть выше одной тысячи рублей, прибавьте к ней 600 рублей, и вы увидите, насколько «высока» зарплата преподавателя колледжа, находящегося на региональном бюджете.

«Федералы» часто упрекают «регионалов» в том, что они хорошо живут. Да, мы не жалуемся, но если приводить конкретные примеры, то за все годы существования на городском бюджете мы не получили ни одного компьютера, хотя у нас самый дорогостоящий процесс обучения. Раньше, едва сходила с конвейера новая модель «Камаза» или «ЗИЛа», одну из них тотчас получали мы. Сегодня об этом можно лишь мечтать.

Федеральное подчинение, на мой взгляд, дает возможность профессионального роста. Когда мы были базовым колледжем по Северо-Западу, то часто выезжали в Москву на профессиональные конкурсы. Соревновались, обменивались опытом. Сегодня мы принадлежим городу, поэтому с остальными среднетехническими учебными заведениями проводим конкурсы только по физике, математике и так далее, а не учимся друг у друга, допустим, организации учебного процесса по определенной специальности.

Почти катастрофически по сравнению с остальными звучали слова руководителя техникума, из стен которого выпускаются специалисты по книготорговле.

– Ничего другого не приходит на ум, как сравнение с медленно затягивающейся петлей на системе СПО. Мы – «федералы», и все действия Минфина, похоже, направлены на умерщвление учебных заведений, подобных нашему. Иначе как объяснить тот минимум, что закладывается в бюджете на наше содержание? На сегодняшний день на нас висит долг по оплате договоров на шестьсот тысяч рублей. Минфин закладывает одну сумму, не учитывая, что Водоканал, Ленэнерго повышают тарифы фактически ежеквартально. Тарифы РЖА, к примеру, за год повысились в 1,7 раза, Водоканала – в 2,36 раза. Если мы не покроем долг, нам отключат воду, свет и элементарно выселят из здания, так как мы его арендуем.

Ставка молодого специалиста (8-й разряд) по единой тарифной сетке – 1200 рублей. Ставка специалиста с высшим разрядом – 2020 рублей. Кто будет работать на эти деньги? Да, мы пытаемся выкручиваться за счет внебюджетных средств, однако и здесь не без сложностей. Мало того, что родители забрасывают жалобами, и я их понимаю: ребята у нас учатся не из семей «новых русских», так еще на каждый заработанный рубль приходится по три контролера.

Мне кажется, ситуация перехода с федерального бюджета на региональный мало что изменит. А возможно, усугубит и без того плачевное положение СПО. Скорее всего город в целях экономии предпримет такие ходы, как сокращение числа колледжей и техникумов, либо предложит профильным учебным заведениям войти в структуру университетского комплекса. Все это чревато потерей СПО. Среднетехнический класс просто исчезнет. Почему я не приветствую идею университетского комплекса? Вузу выгодно его создание, так как он получает бесплатную материально-техническую базу. Теперь подумайте, кого ему выгоднее «продать»: специалиста со средним специальным или высшим образованием? Конечно, последнего. Значит, вся деятельность будет направлена на подготовку высококвалифицированного специалиста, который в совершенстве владеет теорией, а на практике не может закрутить гайку.

И потом, учреждения СПО федерального подчинения работают на всю Россию. У нас, например, порядка 15% ребят – иногородних и порядка 30% – областных. Сегодня мы еще обслуживаем весь север России, но что будет завтра, если нас подчинят городу?

Санкт-Петербург

Комментарий специалиста

Александр ВИКТОРОВ, председатель Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга:

– Год назад был принят Закон «О местном самоуправлении», в котором записано, что система НПО и СПО должна быть в субъектах РФ, но это не значит, что в Петербурге тотчас развернется кампания по передаче колледжей и техникумов в ведение города. По крайней мере, пока. Существует список федеральных учебных заведений, еще не утвержденный Правительством РФ, и те, кто в него не попал, безусловно, будут вынуждены совершить переход на региональное финансирование. На сегодня таких учреждений по городу – 8. Всего же в Петербурге из 79 учебных заведений системы СПО 54 – федерального подчинения, 25 – городского.

Что касается нашей позиции, то мы идем по пути формирования университетских комплексов. Сейчас в работе уже девять таких объединений. Например, на базе Университета технологии и дизайна, Морской академии им. адмирала С.О. Макарова. Университетские комплексы формируются также на базе Университета водных коммуникаций, Института сервиса и экономики, Морского технического университета, Политехнического университета, Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Какие преимущества при этом получают учреждения СПО? Они теряют юридическую самостоятельность, однако сохраняется преемственность в подготовке специалистов различного уровня образования.

Александр ВИКТОРОВ, председатель Комитета по науке и высшей школе правительства а:

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте