В Москве в Академии повышения квалификации работников образования 23 января состоялся семинар-совещание, на который съехались со всей страны ректоры ИПК. Перед ними стояла задача проработать методические рекомендации по содержанию критериев поддержки учителей. Иными словами, определить, почему того или иного учителя мы признаем достойным президентской премии. Критерии участия в конкурсе на этот грант не вызывают споров. Они, условно говоря, «технические» (наличие стажа, категории и т.п.). Другое дело – критерии отбора лучших.
Они таковы:
1. Положительная динамика достижений учащихся.
2. Результативность внеурочной деятельности.
3. Результативность работы в качестве классного руководителя.
4. Использование новых образовательных технологий.
5. Участие в конкурсах.
6. Распространение опыта.
7. Повышение квалификации и самообразование.
8. Проектная и исследовательская деятельность.
Мнение одной из рабочих групп доложила Нина Ерофеева. Она условно разделила показатели на две категории. Первые два – это портфолио ученика, остальные – 3, 4, 5, 6, 7, 8 – портфолио учителя.
– Итак, положительная динамика достижений учащихся (портфолио ученика). В этом отношении далеко вперед ушла Якутия. В Якутии с детского сада портфолио… Учитель создает на уроке ситуацию, когда все свои достижения ребенок может вкладывать в портфолио. Уроки – деловые игры и другие формы. Как оценивать? Можно по уровню, можно в количестве, то есть где, как ученик себя проявил в данном предмете (речь идет о предмете). Как подтверждать? Лучшим портфолио. Достижения ученика в их динамике можно предъявить как лучший портфолио, независимо от типа школ. Если взять сельскую малокомплектную школу, где мы не можем говорить об очень высоком уровне успеваемости, но вот лучший портфолио с достижениями ученика в динамике – его можно предъявить.
Второй критерий отбора – результативность внеурочной работы. Портфолио ученика состоит из двух частей: урочная и внеурочная. Разграничить деятельность учителя: вот это четко относится к учебной, а это к внеурочной – сложно. Но это тоже можно проследить через потфолио. Здесь также создаются условия для его наполнения. Оценивается участие в олимпиадах, выставках, каких-то конкурсах. Ученик показывает, где и как он выступал. Подтверждается это наличием разных справок, сертификатов, очерков работы. Все, что касается предмета и на уроке, и во внеурочной деятельности, фиксируется в портфолио. Количественный показатель этих достижений и их динамики можно посмотреть в портфолио ученика. Риск внеурочной работы – стремление сделать выше показатели отдельных учеников, рост платных услуг. Ведь занятия во внеурочное время бывают и платными, и бесплатными. А как отследить, ведутся они за деньги или нет?
Третий показатель. За основу берем положение о классном руководителе. Во всех территориях проводятся конкурсы классных руководителей. И критерии четко прописаны в положении. Все в деятельности классного руководителя просмотреть невозможно, поэтому берем, с нашей точки зрения, только базовые вещи. Это система работы с ученическим портфолио, система работы с органами самоуправления, с родителями, с социумом, то есть с внешними партнерами. Как они оцениваются? По критериям положения о классном руководителе. Подтверждается участием в конкурсе на лучшего классного руководителя. Риск – высокий уровень субъективности администрации школы.
Использование новых образовательных технологий – четвертый критерий. Новые образовательные технологии – новые они для кого? Мы решили остановиться на том, что это общеобразовательные школы. Нужно учитывать использование тех технологий, которые применяются самим учителем. Переходим на портфолио учителя, потому что только учитель может составить карту использования различных технологий. Наличие такой карты позволит нам отследить использование новых образовательных технологий. Никто не сможет нам сказать, по каким технологиям и как работает учитель, кроме него самого. Риск? Дело в том, что можно, используя традиционные технологии, добиться большего. Увлечение новыми технологиями может пойти в ущерб качеству.
Участие в конкурсах – самый простой критерий. Конкурсы бывают различного уровня: школьные, районные, муниципальные, региональные. Как оценить? По критериям, которые приняты для того или иного конкурса. Как подтвердить? Документами об участии в конкурсе. Риск – увеличение количества псевдоконкурсов.
Распространение опыта. Это могут быть форумы, семинары или конференции. Это могут быть публикации в СМИ. Как оценить? По опубликованным работам, выступлениям – то есть по какому-то продукту, который можно посмотреть. Риск – формализм в процедуре обмена опытом, когда все делается ради галочки.
Повышение квалификации в школе – это тематические педсоветы, практически в каждой школе существует сетка повышения квалификации: кто когда и где ее повышает. Она может быть на уровне школы, района, это может быть самообразование. Как это оценить и как подтвердить? Тут может быть представлен индивидуальный план профессионального развития, государственный документ, имеющийся в портфолио учителя. Риск – достаточно низкая степень самообразования. Как же все-таки ее измерить? Критерий понятия «самообразование» размыт. Как измерить уровень самообразования?
Проектная и исследовательская деятельность – критерий достаточно понятный. Это сотрудничество с учреждениями профессионального образования. Работа над диссертацией, что сопрягается с самообразованием. Элективные курсы. Проведение мастер-классов. Риск – погоня за количеством в ущерб качеству. Псевдопроекты.
Общие, самые большие, по мнению рабочей группы, риски – это справкомания и компетентность «судей». («А судьи кто?») В самом деле, впереди предстоит еще большая работа: нужно объяснить содержание понятий непедагогическому сообществу, тех понятий, о которых и само педагогическое сообщество сейчас спорит. Эти понятия надо сделать доступными для понимания родителей и других заинтересованных лиц (например, работодателей). Необходимо повышать квалификацию экспертных советов.
От лица второй группы выступила Наталья Калашникова (Алтайский край):
– Для оценки положительной динамики берется период в три года – относительно общего количества детей, которые обучаются у данного учителя. На конкурс представляется информационная карта учителя, которая готовится школой с участием самого учителя, подписывается директором. В ней отражена положительная динамика и ее показатели. Берется позитивная динамика общей успеваемости – есть она или нет. Ведь порой иного ученика на тройку вытянуть – это для учителя более почетно, нежели иметь отличника. Динамика определяется с помощью статистических данных, взятых за три года. Результаты динамики могут быть отражены в СМИ. Не нужно акцентировать внимание на ЕГЭ, он – одна из форм итоговой аттестации. Если учитель преподает два года в старших классах, но у него ранее уже был выпуск, то результаты выпустившегося класса тоже можно учитывать при определении положительной динамики за три года работы.
Результативность внеурочной работы. Предлагаем несколько критериев. Это позитивная динамика участия детей в олимпиадах, конкурсах, и не только количество участников, но и результативность, хотя просто участие тоже дает учителю определенные баллы.
Результативность работы в качестве классного руководителя. Несколько критериев. Один из них – отсутствие правонарушений или положительная динамика: классный руководитель добился того, что ребенок перестал хулиганить, снят с учета в детской комнате милиции. Нет отсева из класса по вине учителя. Общественная активность – участие в делах школы и социума. Климат в классе.
Использование новых образовательных технологий – этот пункт связан с компьютером, со здоровьесберегающими технологиями, с применением общественно признанной авторской методики. Это может быть авторская система работы, которая прошла презентацию, получила одобрение профессионального сообщества. Это и создание ситуации успешности для каждого обучающегося. Как проверить – через опрос учащихся.
Подводя общий итог, проректор по научной работе и международным связям АПКиПРО Ирина Чечель отметила:
– Очень красивый ход с портфолио, но сегодня тиражировать это на все регионы в конкурсе президента не стоит, потому что не все регионы ввели и отработали эту систему. Начинайте пробовать. Если эта система сохранится, через некоторое время вернемся к ней. Второе. Чтобы оценить учителя, предлагается смотреть портфолио ученика. Деньги в регионах на это не выделяют специально. Кто будет смотреть портфолио учащихся? Сам учитель? А кто будет проверять, что он насмотрел? Нам надо иметь подтверждающие документы.
Ректор АПКиПРО Эдуард Никитин заметил:
– Надо осознавать, что конкурс – это крупная гражданская акция. Это не отраслевое дело. Задача для профессионалов – поработать над оценкой содержания критериальной базы. То, что для профессионалов интересно и важно, для родителей, пап и мам может быть совершенно непонятно. Что такое хороший учитель? Все нужно сформулировать так, чтобы было понятно не только экспертам.
Семинар-совещание был попыткой определить содержание критериев, по которым будут определяться лучшие. Мы привели только некоторые суждения, наброски, мнения, появившиеся в результате «мозгового штурма». Обсуждение их еще будет продолжаться.
Комментарии