search
main
0

Кто будет хозяином в школе? Родители “голосуют рублем”, но не за реформу

Сегодня школа может быть пустой, но она все равно финансируется по смете независимо от числа учеников. При этом можно держать “лишние” ставки для учителей. Так получается, что школа как хозяйствующий субъект уходит в “тень”. О качестве образования в этих условиях речи не идет.

В соответствии со ст.12 Закона “Об образовании” образовательные учреждения являются юридическими лицами. А в соответствии со ст.48 Гражданского кодекса могут иметь обособленное имущество. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и расчетный счет, то есть они являются полноценными хозяйствующими субъектами на рынке. И хотя возможность получения статуса юридического лица была предоставлена законом в 1992 году, директора школ не спешили становиться самостоятельными – хозяев среди них сегодня не более 10%.
Причинами этого долгое время считали нестабильное финансирование, отсутствие нормативов, закрепленных законом. Понятно, что влиятельной силой стало и нежелание местных чиновников расставаться с возможностью распределения бюджетных денег, особенно когда их так мало.
Но те, кто стал самостоятельным, действительно хотят обучать на современном уровне. Это инициативные люди, которые стремятся избавиться от опеки чиновников из управлений образования. Прибавилось среди школ юридических лиц и после решения Пенсионного фонда не учитывать стаж работы в организациях, не являющихся юридическими лицами. Однако это уже насилие, которое с реформированием не имеет ничего общего.
Более того, переход на самостоятельность ведет к удорожанию содержания школы, а, следовательно, затраты непосредственно на обучение уменьшаются.
Теперь вступил в действие Бюджетный кодекс, и согласно этому документу любое бюджетное учреждение должно получать деньги через казначейство и перед ним же строго по каждой статье отчитываться за исполнение бюджета. Получите свои “ассигнования на содержание бюджетных учреждений”, а вся остальная ваша хозяйственная деятельность противоречит закону.
Для разрешения этой неприятной ситуации возникла идея об изменении статуса образовательного учреждения. Из “бюджетного учреждения” школы могли бы превратиться в “бюджетную организацию”. Для этого нужны лишь изменения в Гражданском кодексе. Тогда школа могла бы получать деньги не по бюджетной смете, а в форме оплаты государственного (муниципального) заказа за выполнение образовательных услуг. Таким образом, она становится некоммерческой организацией.
Однако эта идея не получила одобрения у многих специалистов-практиков. Так, если исчезает бюджетное учреждение, то ликвидируется и субсидиарная ответственность, которую в соответствии с Гражданским кодексом несет государство по обязательствам образовательного учреждения.
Теперь еще вступила в силу глава 25 Налогового кодекса, которая прекратила действие льготы по налогу на прибыль, и поэтому заработанные учреждением средства должны облагаться налогом. Специалисты уже озабочены тем, как с наименьшими потерями разрешить возникшие противоречия между уже принятыми и новыми законами (см. “Мнения”). Однако на это потребуется время, поскольку нужно будет вносить изменения в три правовых акта.
Что ж, десять лет назад хозяйственная самостоятельность школ казалась палочкой-выручалочкой для создания более эффективной и гибкой системы образования. У родителей появился выбор, и предполагалось, что они будут переводить детей из худшей школы в лучшую (“деньги следуют за учеником”), что заставит школы совершенствоваться. Однако надежды не оправдались. Родители действительно “голосуют рублем”, но не переводят детей из школы в школу, а платят репетиторам. И это не единичные случаи. Ребенок ходит в школу, чтобы получить аттестат, а учится после уроков, с репетиторами. Многие родители в выпускном классе и не отправляют его в школу, а экзамены он сдает экстерном.
Таким образом, по мнению специалистов Фонда “Институт экономики города”, нормативное финансирование и финансово-хозяйственная самостоятельность необходимы, но не могут значительно улучшить ситуацию в общем среднем образовании.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте