Списывать, скатывать, слизывать… У нас в классе это явление называли кодовым словом «ксерокопия». «Дай ксерокопию сделать!» – «Только не точь-в-точь». Кому знакомо, поднимите руки. В каждом классе есть как те, кто списывает, так и те, кто дает списывать. Будем рассматривать первую сторону.
Важно обозначить две вполне обыкновенные ситуации, когда ученик скатывает, – это контрольная работа (сюда можно отнести и небольшие, самостоятельные) и домашнее задание. Прежде всего важно понять причины. Причина – это отправная точка любого действия. Здесь они могут быть разными, я постараюсь выделить наиболее часто встречающиеся.
Первая, самая банальная, – это незнание, сопряженное с боязнью плохих оценок. Ребенок отстает от школьной программы из-за, например, индивидуальных особенностей. Кто-то мыслит быстрее, хватает на лету, кому-то требуется больше времени. И, чтобы не получать плохую или удовлетворительную оценку, за которую могут пожурить или наказать родители, ребенок начинает списывать у более продвинутых одноклассников. Особенно если это учащийся возраста второго-девятого классов. Сказанное мной касается и домашнего задания, и контрольных и самостоятельных работ.
Приведу пример. Был в нашем классе человек, который очень боялся плохих оценок. Он каждую домашнюю работу списывал с сайтов готовых домашних заданий, на всех контрольных шептался как с близкими, так и с дальними соседями. Нас с ребятами долго интересовал вопрос, как у него получалось оставаться незамеченным. Со временем пришло осознание: учитель все видел и знал, но не подавал виду. Товарищ наш, запуганный взрослыми, знаний, к сожалению, не получил.
Вторая причина, которая относится только к домашнему заданию, – это цейтнот. Он бывает у детей, которые заняты решением множества различных задач. В большей степени это относится к учащимся девятых и одиннадцатых классов. У первых на носу решение о переходе в десятый класс, а у вторых выход во взрослую жизнь, поступление в вуз. Например, ученикам девятых классов, которые сдают ОГЭ, следует определиться, продолжить ли обучение в десятом классе или начать получать специальность. Это самый трудный пункт, занимающий колоссальное количество времени, мыслей и нервов как ученика, так и родителей.
Нужно подготовить документы, собрать портфолио. Я, например, решил остаться до одиннадцатого класса, а моя ровесница перешла в медицинский колледж, чем очень довольна, как и я учебой в старшей школе. Одиннадцатиклассникам же, разумеется, тем, кто собирается взять на себя ответственность за жизнь по достижении совершеннолетия, приходится хлопотать о сдаче ЕГЭ: выбор предметов, подготовка к нему занимают не меньше времени, чем у девятиклассников. Это важнейшие этапы в жизни каждого ученика, оставшегося в старшей школе. А кроме того, приходится думать о подборе вуза, факультета, на что решиться бывает непросто: то, что о душе, не всегда бывает востребовано.
Я, например, до сих пор выбираю между деньгами, то есть актуальной на сегодня профессией, и удовольствием, то есть приятной специальностью для души, но с не очень большим денежным обеспечением. Переложил с себя ответственность на сдачу ЕГЭ – как сдам, а там посмотрим.
Кстати, в США списывание встречается очень редко. Во-первых, потому что об этом сообщают в новостях, во-вторых, потому что наказание бывает очень суровым. Причем не только для того, кто списывал, но и для того, кто покрывал это нарушение. Информация вносится в личные дела, часто вузы отказываются принимать таких абитуриентов. В этом смысле Россия душевнее, мы с пониманием относимся к троечникам и всячески им помогаем.
Списываем мы, дорогие учителя, не потому что не любим вас или ваш предмет. А потому что или мысли только о будущем, или мы боимся плохой оценки, из-за которой нас могут наказать либо родители расстроятся. Ни того ни другого мы искренне не хотим!
Илья БУЛГИН, ученик 11‑го класса, Саратовская область
Комментарии