Информация из регионов о готовности школ к новому учебному году дает весьма пеструю картину. Типичная проблема – нехватка средств и, как следствие, недофинансирование жизненно важных направлений, как то: оснащение учебных зданий противопожарной сигнализацией, замена изношенного электрооборудования, ремонт теплосетей. Пожалуй, только благополучная Москва справилась со всеми проблемами в срок. Что ж, столичный статус обязывает.
Обрисовать ситуацию я попросила председателя Комитета по образованию а Марию Симонову:- Всего в е 164 школы. Они занимают 186 зданий (у многих есть отдельные филиалы). По данным на конец июля, около 54 процентов тепловых сетей учебных заведений подготовлено к отопительному сезону. Технические работы там продолжаются.
СтатфактПо данным Рособразования, 35 процентов российских школ нуждаются в ремонте, а 5 процентов к концу прошлого учебного года пришли в аварийное состояние.Сегодня капитальный ремонт ведется в 28 школах, что составляет менее 1 процента от общего их числа.
Нижний Новгород
Красиво и капитально
Ответственных попросили поторопиться
В этом году в Нижегородской области со сдачей школ к новому учебному году поторопились. По распоряжению губернатора Валерия Шанцева подготовка образовательных учреждений региона завершается к 15 августа. В былые времена лишь с 25 августа выставлялись точные цифры готовности школ к очередному учебному году. Администрация Нижнего Новгорода и в этом году запланировала те же сроки, однако распоряжение Шанцева спутало все карты. «Теперь будем стараться к назначенному губернатором сроку», – заявил на городской оперативке 7 августа первый вице-мэр Сергей Гладышев, исполняющий сейчас обязанности главы администрации областного центра.
Директора нижегородских школ столь раннюю приемку рассматривают двояко. С одной стороны, хорошо, что будет еще достаточно времени исправить заявленные комиссией недостатки. С другой – многие руководители вынуждены отзывать из отпусков учителей, чтобы привести в надлежащий порядок классы и другие помещения школы.
В школе №184 Нижнего Новгорода приемка состоялась 9 августа, и по словам директора Татьяны Куликовой, в этом году ремонт шел замечательно. Наконец-то было выделено 300 тысяч рублей из бюджета, чтобы отремонтировать школьные раздевалки. «Они у нас были, как катакомбы, – говорит Татьяна Александровна. – Деревянные полы сгнили, ремонтировали сами как могли, потому что средств на их капитальный ремонт никогда не хватало. А теперь раздевалки у нас загляденье». Изменилась и школьная столовая, а один из родителей преподнес подарок: купил специальный кухонный уголок, чтобы у педагогов было свое любимое место в столовой. По решению родительского комитета каждый год «капитально делают» по два туалета из 15 имеющихся в школе. После такого ремонта санузлы становятся словно уютные комнатки – чистенькие, с зеркалами, с занавесочками. И главное, по словам Татьяны Александровны, что дети такую заботу ценят, никто потом там не рисует, не хулиганит. «Все как-то удачно складывается в этот раз, – удивляется Татьяна Куликова. – Вот и десятиклассники с 1 августа пришли на практику и так хорошо трудятся, что подгонять никого не требуется. Я заметила, что наши ученические ремонтные бригады с каждым годом работают все лучше и ответственней. Да и организаций, готовых помочь средствами, тоже прибавилось». Подаренные деньги и в этом году оказались кстати – в рекреации появились новые удобные диванчики, на которых можно отдохнуть и школьникам, и учителям. Оставшимися «охранными» деньгами тоже распорядились на благо школы. Теперь всех, кто приходит в 184-ю, встречает великолепный витраж на входных дверях. Вот такой замечательный подарок приготовили педагоги для своих учеников. Ведь 1 сентября их ожидает двойной праздник. С нового учебного года они будут учиться уже в гимназии №184. «Так что наша школа стала лучше, светлее, красочнее. И я уверена, что красивая школа тоже воспитывает. По-моему, Сухомлинский сказал, что ребенка и стены воспитывают, и он был прав», – подытоживает директор Куликова.
По словам исполняющего обязанности мэра Нижнего Новгорода Сергея Гладышева, на подготовку школ в этом году были изысканы дополнительные средства из городского бюджета, и работа проходит в плановом режиме. Но при этом, как сказал и.о. мэра, около десятка школ Нижнего Новгорода, в которых предусмотрен значительный объем ремонтных работ, будут готовы непосредственно к 1 сентября. В числе таких школ упомянут и общеизвестный в городе
82-й лицей, где ведется ремонт фасадов и окон, на который затрачено 10 миллионов рублей.
Ирина МАЛИНИНА
Волгоград
Средств мало
Приходится выбирать вероятные зоны риска
Запах краски и побелки… Учебные заведения наводят чистоту и глянец, накладывают «косметику». Идет промывка и опрессовка отопительных систем.
Краснооктябрьский рабочий район. Школа №34 – обычная одиннадцатилетка. Зданию почти 40 лет. Со всеми вытекающими в прямом и переносном смысле последствиями.
– Сильно протекала крыша над спортивным залом. Ее, к счастью, починили еще в прошлом году. А сам спортзал как следует не ремонтировался, пожалуй, четверть века. Запущенный был, честно говоря. Зато этим летом на его внутреннюю отделку выделено из бюджета 54 тысячи рублей. Средства эти сейчас осваиваются. Плюс над переходом из основного здания в спортзал тоже обновили мягкую кровлю. Израсходовали порядка 118 тысяч рублей, – с этими словами директор школы Ирина Ганул повела нас по этажам. Спортзал с высоченным потолком и правда «одет» в строительные леса. Практически закончен актовый зал. Он здесь совмещен со столовой. Одна только беда – в пищеблоке до сих пор никак не установят новую плиту. Причина в электропроводке, которая не справляется с дополнительной нагрузкой. Эту проблему предстоит решать в тандеме с общепитовским предприятием.
Во многих классах подсыхают свежевыкрашенные полы. Осталось лишь парты обратно внести да цветы расставить. О кабинетах, как всегда, заботятся родители. Это расходы не самые крупные.
В планах у директора – отреставрировать дождевые стоки. Об их плачевном состоянии говорит страшненький вид облицовочной плитки снаружи здания. А еще неплохо бы поменять «раритетные» двери на более современные.
Мечты, мечты… На школьное хозяйство нужны немалые средства. Необходимы бюджетные целевые программы материальной поддержки «очагов знаний».
Не сомневаюсь, что 34-я к началу учебного года будет подготовлена вовремя. Кроме того, ее попечительский совет «пробивает» новый школьный забор.
Таковы обычные летние заботы обычной городской школы. А как обстоят дела у остальных?
Обрисовать ситуацию я попросила председателя Комитета по образованию Волгограда Марию Симонову:
– Всего в Волгограде 164 школы. Они занимают 186 зданий (у многих есть отдельные филиалы). По данным на конец июля, около 54 процентов тепловых сетей учебных заведений подготовлено к отопительному сезону. Технические работы там продолжаются.
Проблемы связаны с тем, что материальная база в большинстве школ довольно изношена. Капитальные же ремонты не проводились лет по 15. Давно пора менять инженерные коммуникации, чинить крыши. Но одолеть весь этот объем одним махом нам не по силам. В первую очередь ремонтируются самые ветхие участки инженерных сетей, проводится латочный ремонт крыш.
Приблизительно по такому же принципу мы действуем, устанавливая автоматическую противопожарную сигнализацию. Происходит это поэтапно. То есть охватывается не все школьное здание целиком, а для начала несколько кабинетов, так скажем, наиболее вероятные «зоны риска». В частности, мы обезопасили кабинеты физики и химии, где часто применяются реактивы и есть опасность возгорания, а также кабинеты информатики, где велика нагрузка на электропроводку. В соответствии с санитарными требованиями эти кабинеты оснащаются сплит-системами или кондиционерами. К сожалению, мощность проводки часто не выдерживает такой нагрузки.
В этом году противопожарная сигнализация будет устанавливаться приоритетно в детских садах, в особенности там, где есть группы круглосуточного пребывания и группы для малышей с ограниченными возможностями. Таким образом, планируем поставить сигнализацию в 65 садиках и одной школе-интернате.
Много проблем связано с организацией конкурсов на получение госзаказов. Ведь согласно действующему федеральному законодательству мы обязаны объявлять конкурс за 45 дней, если объем заказа превышает 250 тысяч рублей. Штаты у нас небольшие, и, к сожалению, специалистов, которые бы «закрывали» это направление, не хватает. Но все-таки мы надеемся, что серьезных срывов в подготовке школ у нас не будет.
И напоследок несколько цифр. Текущий и капитальный ремонт мы проводим в 392 образовательных учреждениях. Общестроительные работы проведены в 73 образовательных учреждениях, кровельные – в 68, сантехнические – в 138, электромонтажные – в 115.
Юлия ГРЕЧУХИНА
Новосибирск
Нужно полтора миллиона
а нашлось только 650 тысяч
Мои собеседники – Михаил Здоровцов, заместитель директора новосибирского лицея №130 по АХч, и Ольга Шитова, замдиректора по общим вопросам, – поведали мне о тонкостях процесса приведения школы в порядок.
Плановый ремонт начинается в июне, как только кончает работать школьная детская площадка. Сначала работы ведутся с помощью родителей и за их счет. Идет уборка помещений, ведутся расчеты, составляется общий план. Из местного бюджета в этом году выделено 650 тысяч рублей. На эти деньги удалось выполнить три задачи: установить пожарную сигнализацию на четвертом этаже, где размещена начальная школа; отремонтировать всю электропроводку на третьем этаже; разобрать стену в актовом зале, убрать деревянные части согласно требованиям пожарной безопасности.
А сколько денег нужно реально? Михаил Николаевич выкладывает расчеты: если бы городской бюджет выделил лицею полтора миллиона, за лето бы сделали капитальный ремонт всего школьного здания, которое было введено в эксплуатацию в 1970 году. Заменить всю штукатурку, перестелить полы, отремонтировать все сорок классов. Раньше так и делалось, нанималась бригада в сорок рабочих, и за лето школа становилась как новенькая. Но то было раньше… А сейчас случается, что бюджетные деньги на какую-то конкретную цель отпустили, но если школа не смогла по разным причинам пустить их в ход за три дня, то власти могут и передумать. Значит, надо сделать так, чтобы деньги были отпущены безоговорочно. Сделан ремонт – представлен отчет, проведена проверка.
Самая большая проблема, по мнению Здоровцова, – трубы водоснабжения. Нужно их менять целиком, а не проводить частичные замены, как это часто происходит.
Спрашиваю, что в школе самое положительное. Мои собеседники хором отвечают: «Конечно, дети! Родители у нас тоже замечательные. Учителя неравнодушные, относятся к школе как ко второму дому, не проходят мимо, если что не так. Сами вызываются навести порядок».
На этом и заканчиваем разговор: школа – это большой дом, за который мы все отвечаем.
Нина КОПТЮГ
Москва
Авралы неприемлемы
Готовьте сани летом
Сегодня работа московских управленцев похожа на завершение давно начатой картины. Еще в начале июля были практически закончены все хозяйственные работы, уютные, чистые, подремонтированные школьные здания уже тогда были готовы принять учеников. Сейчас идет планомерная приемка школ различными службами, оценивается, насколько надежны системы комплексной безопасности. В каждом учебном заведении давно уже установлена «тревожная кнопка», в некоторых появились даже системы видеонаблюдения. Практически все школьные территории огорожены, и теперь, во-первых, никто не сможет посягнуть на школьную землю, во-вторых, сюда вообще трудно попасть постороннему.
Новые школьные здания строители начали сдавать еще в начале лета. Всего в этом году в Москве появится 22 школы-новостройки и более 100 новых детских садиков. Нет ни одного округа в столице, где не проявлялась бы забота о том, чтобы в детские сады не было очередей. Кстати, в преддверии нового учебного года в Москве начала действовать новая система записи малышей в дошкольные учреждения. Не нужно унижаться перед заведующими, умоляя зачислить ребенка в сад или хотя бы поставить в очередь. Во всех округах открылись специальные «окна», в которых ведется прием заявлений от родителей, желающих отдать детей в ДОУ, специально созданные комиссии будут определять дошкольников в такие учреждения. Поначалу, пока есть очередь, места станут предоставлять там, где они есть, а затем, когда количество детских садов вырастет, эта работа превратится больше в сбор информации, чем в распределение мест.
О родителях система образования подумала особо. В этом году им не нужно будет бегать по городу в поисках вещей, которые необходимы для того, чтобы собрать ребенка в школу. В огромном Манеже с 15 августа работает ярмарка, где представлены все крупные торговые фирмы и где можно купить форму, ранец, канцелярские, спортивные и прочие товары. Но родители на ярмарке не только покупатели, но еще и люди, бесконечно заинтересованные в том, чтобы их дети были успешными в учебе. Поэтому для них открыты многочисленные консультационные пункты, где психологи, педагоги, логопеды, дефектологи и другие специалисты дадут любую справку, совет, проконсультируют по различным вопросам, подскажут, куда нужно обращаться, если возникнут проблемы со здоровьем ребенка, его учебой или появится желание развить его способности в столичной системе дополнительного образования. Кстати, с 17 августа заработают «горячие линии» в Департаменте образования и во всех окружных управлениях образования, и те, кто до ярмарки не дошел, смогут задать свои вопросы специалистам по телефону.
Виктория МОЛОДЦОВА
Брянская область
Легко ли быть миллионером?
или Видит око, да зуб неймет
Ремонтная бригада Климовской средней школы №3 неизменна – технички, сторожа, учителя-трудовики и сочувствующие родители. Кстати, кабинеты все те же родители уже давно решили ремонтировать – в основном за свои, кровные. К администрации школы никаких претензий: «Да, что вы, родные! Вы же наших оболтусов уму-разуму учите!» Скромные обои и светло-коричневая краска на полу, зеленая доска, цветы в горшках – интерьер классический. В нынешнем году снова намечался традиционный ремонт, то есть все те же обои и краска. А стулья, парты, доска, крыша наконец?! Вот бы разбогатеть, мечтали учителя, хотя бы на миллион рублей! И разбогатели… Средняя общеобразовательная школа №3 поселка Климово Брянской области прошла конкурс и стала обладателем президентского гранта. Радости было!.. Директор, Надежда Полехина, сразу расписала в уме, куда и на что пойдут эти деньги: «Во-первых, сделаем наконец ремонт – не побелим-покрасим, а как положено лучшей школе России – по евростандарту. Закупим стильную мебель. Малышам в рекреации игровую обустроим! Крышу обновим…» Но не тут-то было. Президентский миллион целевой, и Министерство образования и науки РФ настоятельно рекомендует использовать выделенные средства строго по назначению, то есть на улучшение материально-технической базы, приобретение современного оборудования и повышение квалификации педсостава, исключая директора. Словом, Надежда Павловна поняла, что крыша и игровая для малышей снова остаются в мечтах и проектах. Двухэтажное здание, в общем-то, еще не старое, надо только подкрасить фасад к первому сентября. Деньги на это запасливая директор собирала весь год. Поднимаясь по лестницам, с удовольствием отметила: «А забавные мультяшки на панелях, как новенькие – молодцы ребята, ни усов чебурашке, ни рогов львенку не нарисовали. Да и краска совсем как новенькая, спасибо художнику – не обманул». На втором этаже – гордость школы, будущий компьютерный класс: стены выбелены, полы блестят, окна вымыты. Хорошо бы сюда жалюзи и мебель специальную. Но снова министерство настоятельно рекомендует тратить деньги только на информационные технологии, а на жалюзи – ищите средства из других источников. Словом, миллион на компьютерный класс есть, и теперь нужно искать еще столько же на сопутствующие «хай-теку» детали. Даже необходимые для климовской школы здоровья ионизаторы и тренажеры тоже следует приобретать не на президентский грант. В официальной статье расходов они попали в раздел «Медицинское оборудование».
Но, несмотря на все нюансы и тонкости, 3-я климовская школа к первому сентября заблестит чистотой и поразит некоторыми деталями интерьера.
Ирина МАМОНОВА
Самарская область
Не доводите дело до суда!
Поставьте сигнализацию вовремя
Август – традиционно горячая пора для всех директоров школ. Время ломать головы над обычными проблемами: ремонт, нехватка кадров, набор детей, приемка школы, педсоветы… К тому же в Самарской области с 1 сентября этого года все школы переходят на новую отраслевую систему оплаты труда. Так что руководителям надо будет и педагогов оповестить, и бухгалтерию обучить. Заботам нет конца.
Некоторые учебные заведения области уже столкнулись с дефицитом учеников. Сейчас уже не редкость, что школа не набирает ни одного первого, ни одного старшего класса. Ведь в новом учебном году по сравнению с прошлым количество школьников в области сократится на 6 процентов.
До конца 2006 года в Самарской губернии планируется завершить реконструкцию нескольких школ. А самой крупной стройкой будет возведение образовательного центра в селе Екатериновка.
Некоторые самарские школы в новом учебном году расширят свою территорию: в них идет проектирование и строительство бассейнов и пристроек. Татарская школа «Яктылык», например, скоро вырастет на целых три этажа!
О прелестях капитального ремонта вспомнили в этом году в 127 школах города, не говоря уже о ремонте текущем. С заботами, его сопровождающими, директорам не удается расстаться круглый год. О своих вполне обычных проблемах обычной самарской школы №162 рассказывает ее директор Тамара Фролова:
– В прошлом учебном году нам «разморозили» спортивный зал. Сейчас он нуждается в капитальном ремонте. Выписали на ремонт и проведение штукатурных работ около 500 000 рублей. Но я думаю, что большая часть этих денег уйдет вовсе не на ремонт, а на оформление документации, приемку комиссий… наверно, в этом учебном году за ремонт спортзала мы не возьмемся. Записали нас и в очередь на установку автоматической пожарной сигнализации, которая стоит очень дорого. Не знаю, повезло нам или нет, но капитальный ремонт в школе мы не делали 45 лет (именно столько лет нашей школе). За это спасибо учителям и детям. В этом году мы получили полностью оборудованный кабинет химии, холодильник для столовой. В классах появились новые доски, а в шести кабинетах – новые парты.
В наступающем учебном году общеобразовательные учреждения Самарского региона обогатятся новыми комплектами оборудования. Всего школы получат 96 комплектов для классов химии, физики, географии и биологии. В 20 появятся интерактивные доски. А 53 сельские школы поставят в гаражи свои новенькие автобусы.
Особое внимание накануне нового учебного года уделяется гидравлическим испытаниям систем отопления, обработке деревянных конструкций огнезащитным составом и проверке электрических сетей. Продолжается оборудование школ автоматической пожарной сигнализацией. До 2007 года ее установят в 55 учебных учреждениях. На эти цели из областного бюджета выделено около 58 миллионов рублей.
Однако, несмотря на все мероприятия, ни одна школа области полностью не отвечает требованиям пожарной безопасности, считают пожарные. Как сообщили в одном из штабов по подготовке к новому учебному году в областном Министерстве образования и науки, Самарский регион находится в числе худших в России по пожарной безопасности образовательных учреждений. Сейчас, по данным областного Управления государственного пожарного надзора, 37 образовательных учреждений, в которых не полностью обеспечена система пожарной безопасности, получили отрицательные заключения инспекторов пожарной охраны. По 9 учреждениям материалы направлены в суд.
Как же нарушаются требования пожарных? В большинстве школ либо нет автоматической пожарной сигнализации, либо она неисправна. Почти во всех учебных учреждениях не работает система оповещения о пожаре. Часто деревянные конструкции не проходят огнезащитную обработку. Стоит вспомнить и про глухие металлические решетки на окнах, хранение на чердаках и в подвалах сгораемых материалов. И перечислять эти нарушения можно долго…
За семь месяцев 2006 года в Самарской области на территории школ, вузов и детсадов произошло шесть пожаров (все – без гибели и травмирования людей). Главные причины их возникновения, говорят пожарные, – неисправная электропроводка и неосторожное обращение с огнем.
Не все благополучно и с санитарно-техническим состоянием самарских школ, ведь около 4,5 процента школ региона не имеют централизованных систем водоснабжения и канализации – работают на привозной воде, а туалеты на улице. В 2 процентах школ нет централизованной системы отопления, они обогреваются печами. Здесь школьники зачастую остаются без горячего питания, потому что без воды и канализации невозможно организовать работу пищеблоков.
– Проблемой остается оснащение учебных кабинетов школьной мебелью, соответствующей санитарным требованиям, обеспечение в классах нужного светового и воздушно-теплового режима, – сообщает начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения территориального управления Роспотребнадзора по Самарской области Надежда Антонова. – Так, результаты исследований свидетельствуют о том, что в 10 процентах случаев уровни искусственной освещенности и микроклимата учебных кабинетов далеки от оптимальных.
Любовь ВИРЯСОВА
Омская область
Автобусы – в гараж, компьютеры – в класс
Дело за противопожарной автоматикой
В прошлом году впервые за последние двадцать лет в Омской области были введены в эксплуатацию
4 новые общеобразовательные школы на 1996 ученических мест взамен аварийных и ветхих объектов. 2006 год ознаменовался новыми стройками. К Дню знаний нынче распахнут двери три новые школы – две в Омске и одна в селе Куйгала Большереченского района. Продолжается строительство учебных зданий взамен старых в Азовском, Знаменском, Марьяновском, Называевском, Тевризском районах. В течение учебного года планируется сдать под ключ еще три здания.
Капитальный ремонт нынче предполагалось выполнить на 470 объектах образования. Наиболее важные сельские: Исилькульский детский дом, Красноярская специальная школа-интернат Омского района, Южная коррекционная школа-интернат Павлоградского района, общеобразовательные школы Марьяновского, Муромцевского, Кормиловского, Крутинского, Оконешниковского, Полтавского, Тарского районов. Вместе с тем половина городских школ имеют срок эксплуатации свыше 30 лет, причем последнее время их финансирование по статье «Услуги по содержанию имущества» составляло лишь 11 процентов от необходимой потребности. Поэтому Министерством образования Омской области был разработан план, в соответствии с которым объектов для ремонта оказалось несколько больше, чем предполагалось, – 513. В 65 учреждениях образования решили исправить кровлю, в 86 котельных заменить оборудование, 242 сети теплоснабжения подлатать… Список требуемых работ длинный. Но уже к началу августа основная часть ремонта в школах была выполнена. Завезли оборудование, а вместе с ним и топливо в кочегарки, несмотря на жаркие дни. Обеспеченность «горючкой» образовательных учреждений, финансируемых из областного бюджета, на середину августа составила 70 процентов от годовой потребности.
У директоров школ больше всего опасений вызывает не ремонт зданий, а отсутствие в них автоматических противопожарных установок. Прокуратура всерьез озаботилась вопросами детской безопасности, начав в конце прошлого учебного года приостанавливать деятельность школ, не отвечающих требованиям пожарных. За лето решено было установить автоматику в 138 учебных заведениях.
К началу нового учебного года почти 6 миллионов рублей из бюджета Омской области направлено в восемнадцать муниципальных районов на оснащение школ учебно-наглядными пособиями. Средства выделены в порядке софинансирования региональным правительством основных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование». На эти деньги приобретены лабораторное оборудование для кабинетов химии и физики, спортивный и игровой инвентарь для дошкольных образовательных учреждений, книги для библиотек. Всего в областном бюджете на 2006 год на эти цели предусмотрено свыше 17 миллионов рублей. Кроме того, определены ассигнования на обеспечение учебниками детей из многодетных семей и учащихся НПО – 23 миллиона рублей, на социальную поддержку педагогических работников – более 12 миллионов. 14,3 миллиона направлено на улучшение информационного снабжения в школах. Не остаются в стороне и местные, районные бюджеты. В Полтавском районе на собственные средства купили две приемо-передающие спутниковые станции для обеспечения высокоскоростного выхода школ в интернет, в Азовском – во всех школах смонтировали локальные сети в компьютерных классах. В Калачинском, Нововаршавском, Колосовском и Кормиловском районах выделили деньги для подключения учебных заведений к интернету. Всего за пять лет реализации проекта «Школьный компьютер» из регионального бюджета выделено более 110 миллионов рублей для оснащения компьютерной техникой школ области. Сейчас в регионе один компьютер приходится не на 80, как полагается по норме, а уже на 20 учеников.
Решена проблема транспорта. За пять лет по программе «Школьный автобус» приобретено 310 единиц автотранспортных средств на сумму 124 миллиона рублей. Теперь идет обновление автопарка на конкурсной основе. По итогам открытых муниципальных конкурсов определены поставщики автобусов для 75 общеобразовательных учреждений.
Наталья ЯКОВЛЕВА
Комментарии