Свежий ветерСовсем недавно средняя школа №8 города Отрадного праздновала свой сорокалетний юбилей. Сколько самых разнообразных событий произошло за это время! Что-то забылось, а что-то стало историей, здесь хорошо помнят производственные и швейные мастерские, садоводческую бригаду, как создавался школьный гимн и как выбирали первого школьного президента. Сегодня восьмая школа самая большая в городе. В ее структуру также входят два детских сада, сама же школа состоит из двух корпусов – в одном занимаются ребята с 1-го по 6-й класс, в другом – с 7-го по 11-й класс. Руководит этим образовательным учреждением Наталья брыкина. Наталья Алексеевна удивительный человек, выпускница Куйбышевского государственного университета по специальности «механик». Отработав год на заводе по выбранной профессии, поняла – ей хочется чего-то другого, более динамичного, связанного с людьми, причем лучше с детьми. Поэтому решила попробовать себя в педагогике. В школе ей предложили вести уроки математики.
– Эта работа стала для меня по-настоящему любимой, – признается Наталья Алексеевна. – И хотя совмещать руководство таким большим учебным заведением с уроками непросто, я все-таки оставила себе несколько часов, веду для души математику в 9-м классе. То, что Наталья Брыкина профессионал с большой буквы, яркий творческий учитель, вскоре узнала вся страна. В 2001 году Наталья Алексеевна вошла в пятерку победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России».Среднюю школу №8 Наталья Брыкина возглавляет с 2008 года, за это время она собрала здесь команду единомышленников, объединенных общей педагогической идеей. – Я стараюсь увлечь педагогов, сделать так, чтобы им было интересно работать, а детям – учиться, – говорит Наталья Алексеевна. – Так, школа является окружным центром научно-методического сопровождения математического образования и информационных технологий, у нас разработана и действует программа «Одаренные дети», которая дает возможность каждому ребенку реализовать себя. Наши ребята – активные участники конференций и фестивалей различного уровня. Например, в январе этого года 9 наших учеников из 12 заявленных к участию стали победителями и призерами Международной конференции научно-исследовательских работ старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия».Уже пять лет на старшей ступени организовано профильное обучение. Сегодня здесь учатся 138 старшеклассников, причем каждый имеет свою образовательную траекторию. – У нас два профильных выпускных класса – физико-математический и социально-экономический, кроме того, сформированы группы еще по трем направлениям – химико-биологическому, информационно-технологическому и социально-гуманитарному, – уточняет директор. – С 1 сентября 2006 года в школе работает площадка «Профессиональное самоопределение учащихся» в рамках программы «Гражданские инициативы». Школа активно сотрудничает с высшими и средними профессиональными учебными заведениями. Среди наших партнеров – механико-математический факультет Самарского государственного университета, Самарский государственный экономический университет, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Отрадненский нефтяной техникум. Здоровый педагог – здоровый школьникНаталья Алексеевна, как всякий мудрый руководитель, заботится не только о профессиональном росте и развитии своих учителей, но и об их здоровье.- К сожалению, уже к 40 годам многие педагоги сталкиваются с проблемой профессионального выгорания, они быстро утомляются, теряют интерес к работе, срываются, сами не желая того, на детях. И, по сути, в этом не виноваты. Поэтому мы в своем учебном заведении реализуем программы «Здоровый педагог – здоровый школьник», а также «Здоровое питание школьников», – рассказывает Наталья Брыкина.От выгорания в первую очередь, по мнению Натальи Алексеевны, спасают увлеченность новым делом, творческий подход к работе и, конечно же, возможность не только профессионального, но и культурного развития, занятия спортом, туристические походы.- Наша школьная команда «От и до» уже два года подряд победитель областной профилактической олимпиады «Свежий ветер», – рассказывает Наталья Брыкина. – Наши ребята участвуют в различных спортивных соревнованиях, с нетерпением ждут турпоходов и традиционного дня здоровья. А вот для учителей организован бесплатный массаж по договоренности с Кинель-Черкасским медицинским колледжем, кроме того, у педагогов есть возможность заниматься прямо в школьном спортзале шейпингом, и для детей, и для педагогов проводится курс кислородных коктейлей. Впрочем, спасать от выгорания может не только спорт, но и занятие любимым делом, так, у нас в школе есть прекрасный учительский хор.Здесь поддерживают не только тех педагогов, которые много лет посвятили школе, но и молодых специалистов.- Разумеется, учебное заведение само по себе не может помочь молодому учителю решить жилищную проблему, но в этом плане у нас очень много делается и на уровне области, и на уровне Отрадненского образовательного округа. Молодой специалист получает 160 тысяч подъемных, мы, к примеру, взяли на работу выпускницу педколледжа Ольгу Александровну Астанаеву, работой которой очень довольны. Школа оплачивает ей съемную квартиру, – рассказывает Наталья Алексеевна.Лучшая страховка – управляющий советНаталья Брыкина уверена – школа сегодня должна быть максимально открыта для родителей и общественности:- Мы открываем наше учебное заведение всеми доступными способами – у нас создан сайт школы, на котором размещается самая разнообразная информации. Разработана программа развития, думаю, открытости в первую очередь помогает управляющий совет. Его возглавляет Татьяна Викторовна Кузьмина. Кстати, у детских садов, которые входят в нашу структуру, есть свои управляющие советы. Я знаю, что долгое время директора школ считали – они вправе самостоятельно принимать любые решения, однако сегодня ситуация поменялась, лично я считаю, что управляющий совет серьезно помогает в выработке и принятии кардинальных решений. Для меня управляющий совет – своеобразная страховка, он разделяет со мной ответственность за принятые решения. Кстати, именно управляющий совет помог решить весьма сложную проблему объединения двух школ – к нашей была присоединена средняя школа №9. Это было по-настоящему нелегкое дело, сначала собрали педколлективы, потом управляющие советы обеих школ, мы создали рабочую группу, если бы я попыталась принять единоличное решение, скорее всего получила бы революционную ситуацию. А так мы совместными усилиями выработали план действий, и сейчас наше учебное заведение представляет собой единый коллектив.Попечительского совета, как оказалось, здесь нет, его функции выполняет управляющий. Так, члены этого совета нашли для школы замечательных шефов из числа ведущих предприятий города. Среди них «Самара-Реммаш-Сервис», предприятие, которое помогло обновить спортивную базу учебного заведения, всегда готово оказать помощь в проведении ремонтных работ в школе. Кроме того, взаимовыгодное сотрудничество идет с группой компаний «Росби». – Совместно с «Росби» и другими предприятиями города мы ведем профориентационную работу с нашими ребятами, – говорит Наталья Алексеевна. – Специалисты предприятий рассказывают детям, какие профессии нужны в нашем регионе и в городе Отрадном. Сейчас, к примеру, остро не хватает кулинаров и зоотехников. Начальник отдела по работе с персоналом группы компаний «Росби» Наталья Александровна Головко активно сотрудничает со школой, вместе мы придумываем новые формы профориентационной работы со старшеклассниками. Оказалось, что Наталье Алексеевне повезло и с родительским комитетом, он здесь по-настоящему инициативный, а возглавляет его Галина Васильевна Королева, инженер по профессии. Родители восьмой школы вышли с предложением создать родительский совет города, и сейчас он уже третий год активно работает.- Родители, дети, учителя благодаря этому по-настоящему сплотились, мы проводим на уровне города различные спортивные соревнования, конкурсы родительских комитетов классов. Называется городской родительский совет «Наши дети», – говорит директор. О «Гелиосе», и не толькоЗдесь прислушиваются к мнению не только взрослых, но и детей. – Именно в школе ребята должны научиться азам самоуправления, – считает Наталья Брыкина.В школе создана школьная демократическая республика «Гелиос». – Иногда общественная жизнь в школе на ребенка оказывает даже большее влияние, чем уроки, – говорит Наталья Алексеевна. – Здесь дети осваивают азы гражданственности, понимают, что такое демократические выборы. Для ребят это серьезная жизненная школа, вы бы видели, как они по-взрослому отнеслись к выборам президента школьной республики. Им сейчас стал девятиклассник Ярослав Гущин. Борьба за президентское кресло развернулась у нас не на шутку. Школьное самоуправление помогает развивать в детях лидерские качества, поощряет их к принятию самостоятельных решений, в конце концов, учит быть взрослыми. У нас, кстати, создана детская психологическая служба «Примирение», специально обученные ребята помогают младшим школьникам находить пути выхода из межличностных конфликтов….Школа – живой организм. Она постоянно развивается, какие-то мероприятия уходят сами собой, но зато появляются новые. Быть современным, отвечать запросам общества учебному заведению помогает тесное сотрудничество с родителями, работодателями и, конечно, внимательное отношение к мнению самих учеников. Общественное управление здесь работает не на словах, а на деле…ОтрадныйДосье «УГ»Отрадненская школа №8 – призер областного конкурса общественного признания «Крылья успеха». В 2010 году она признана лидером отрадненского образования. А в губернии стала победителем областного конкурса в номинации «Лучшая городская школа-2010». В 2012 году школа победила в региональном конкурсе «Образовательное учреждение – центр инновационного поиска» в номинации «Профессиональное самоопределение учащихся», стала призером регионального конкурса «Здоровье школьника» в номинации «Профилактическая работа».
Комментарии