Музейный урок отличается от обычного тем, что основным источником получения новой информации для ученика является не только рассказ учителя, но и подлинные памятники истории и культуры, представленные в экспозиции, а также информация, хранящаяся в музее. И нам эта идея пришлась по вкусу.
Музейный комплекс «Помни ради будущего», созданный в школе №1420, включает 6 музеев. Одна из экспозиций музейного комплекса отражает боевой путь 3‑го истребительного авиационного корпуса под командованием Евгения Яковлевича Савицкого.
Обычно я выбираю технологию коллективного способа обучения. Обучающиеся класса делятся на группы в зависимости от их интересов, склонностей и желаний. Для каждого ребенка находится занятие, помогающее раскрыть его индивидуальность. Один работает над исследовательским проектом, другой проводит экскурсии по музею, третий ведет фотолетопись проводимых в музее мероприятий, четвертый пишет сценарий школьного праздника, пятый создает виртуальные экскурсии по экспозиции музея. В конце учебного полугодия учащиеся проводят творческий отчет о проделанной за этот период работе. Данный отчет оценивает совет музея, который дает рекомендации по дальнейшей работе. В течение учебного года творческие группы могут менять свой состав, к работе привлекаются учащиеся других классов.
Визитной карточкой музея является стихотворение «Ведомые «Дракона». Написано оно Василием Филипповичем Шаповаловым, ветераном 402‑го истребительного авиационного полка, и посвящено маршалу Евгению Яковлевичу Савицкому. На уроке литературы по теме «Строки, опаленные войной» учащимся 9‑го класса было предложено инсценировать это стихотворение. Особым знаком отличия для лучшего чтеца стало разрешение использовать для инсценировки шлемофон, подаренный музею Героем России Константином Вячеславовичем Подбуртным, совершившим во время войны 270 боевых вылетов, проведшим 69 воздушных боев и лично сбившим 10 вражеских самолетов.
При проведении уроков используются фондовые предметы, организуются встречи с ветеранами войны и тружениками тыла. Традиционными стали уроки-конференции «Война глазами историка и писателя», «У войны не женское лицо», урок-презентация «История моей семьи в истории моей страны». Для сохранения самых ярких работ, подготовленных учащимися на уроках и во время конкурсов, был создан школьный архив. За работу школьного архива, систематизацию представленных в нем экспонатов и обновление каталога отвечает группа школьников.
В 2019-2020 учебном году в конкурсе «Война коснулась и нас», проведенном на площадке музея, участвовали не только отдельные учащиеся, но и целые семьи. Так, например, семья Васильевых создала работу о Васильеве Иване Андреевиче, погибшем подо Ржевом. На родительском собрании семьи получили грамоты за эти работы, и в семейном архиве появился еще один документ – грамота за участие в конкурсе «История моей семьи в истории моей страны».
Мне хочется, чтобы работа в музейном пространстве стала одной из форм работы каждого учителя современной школы, потому что она обеспечивает эффективность педагогического воздействия, формирование гражданственности и патриотизма у молодых людей, а это одна из задач современной школы, выполняющей социальный заказ общества. И я готова поделиться опытом своей работы
Елена СВИНЦОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1420
Комментарии