О Елене МУРАВЬЕВОЙ, учителе начальных классов воронежской школы №28, более опытные коллеги говорят так:
– Когда человек хочет стать учителем, это всегда видно. Она, еще будучи студенткой, приходила в нашу школу на практику и подрабатывала тут, даже кого-то из учителей замещала. Она приветливая, улыбчивая, видно, что дети к ней тянутся, и это очень хорошо, это важно. Она и сама хорошо относится к детям, понимает, что делает и в чем смысл ее работы.
В школе Елена Сергеевна работает третий год, ведет начальные классы. Пришла сразу после педагогического университета, который окончила с красным дипломом, а до этого одну из самых престижных школ города – Гимназию имени нобелевского лауреата академика Басова, причем тоже с отличными результатами. Это к вопросу о том, с какими знаниями вчерашние выпускники поступают в педагогические вузы. Елена об учительской профессии мечтала с самого детства, может, потому и училась всегда на «отлично». В школьные годы главная трудность для нее заключалась не в выборе профессии, а в выборе предмета – чему она сама будет учить ребятишек, когда вырастет? В итоге поступила в Воронежский педагогический университет на специальность «учитель начальных классов».
– Я целенаправленно готовилась к учительской профессии, потому что мне кажется, что это не просто моя профессия, это мое предназначение. Я вижу развитие детей, как они растут, как из маленького человечка вырастает человек со своим мнением, и для меня это важно и интересно, – рассказывает Елена Муравьева.
Елена говорит, что дети сегодня приходят в школу, многое умея, но не все такие: «Примерно пополам. Кто-то читает и до десяти умеет считать, а кто-то совсем ничего не умеет». Класс ей дали сразу, как только начала работать, потому что, еще будучи студенткой старших курсов, она приходила в 28‑ю школу на практику и вела у этих детей подготовку к школе. Сначала волновалась, как родители учеников воспримут ее неопытность, ожидала худшего, наслушавшись разговоров между студентами в университете. Но родители приняли ее хорошо. Сегодня в ее 3‑м «В» 32 ученика, всех их она обучает русскому языку, чтению, математике, технологии и окружающему миру. Работает 17 часов в неделю в классе и еще семь на надомном обучении с девочкой с особенностями здоровья. Эта ее ученица тоже числится в классе, посещает уроки, но бывает не на всех и не все успевает, поэтому к ней ходит учительница. Сама Елена свой рабочий график считает удобным и в меру загруженным, особенно по сравнению с предыдущими двумя годами, когда кроме работы учителем начальной школы она еще преподавала английский язык в третьем и четвертом классах. Работала в две смены на две ставки – знание иностранного пригодилось сразу независимо от рынка труда.
– От английского пришлось отказаться, – говорит Елена, – потому что уже просто не хватало сил. В этом году мне стало намного спокойнее, я стала больше готовиться к урокам, и, как мне кажется, более плодотворно. А еще дети стали намного старше, в их возрасте взросление на год очень чувствуется. Изменилось их отношение ко мне и школе, они стали более ответственными.
На мой вопрос, сколько в идеале учитель должен вести часов в неделю, Елена ответила: «Восемнадцать». Потому что очень много времени отнимают проверка тетрадей и заполнение документов. Именно сейчас она наконец почувствовала полнейшее удовлетворение от работы, и это несмотря на то что вторая половина дня все равно несвободна, ее занимает проверка тетрадей. И еще, конечно, остаются внеклассные мероприятия, их никто не отменял, это и классные часы, и профориентационные экскурсии, например на кондитерскую фабрику.
– Родители наши инициативы поддерживают полностью. У нас вообще сложились очень хорошие отношения, и я им за это благодарна. Когда пришла в школу, больше всего боялась общения с родителями учеников. Впервые познакомилась с ними, когда те пришли в школу перед подготовкой. Каждый учитель должен был рассказать, что взять к первому занятию, и представить себя. Родители задавали вопросы, некоторые сомневались, потому что видели во мне молодого неопытного педагога. Я в тот момент еще оканчивала четвертый курс, но уже немного работала в школе и готовилась взять свой первый класс. Меня стали спрашивать, где я учусь, какие оценки получаю, по какой теме будет диплом. В общем, страшных вопросов для меня не было, но волнений было много. А потом, когда мы собрались первого сентября, я увидела, что все те дети, которые были у меня на подготовке, остались в моем классе. Это очень обрадовало и поддержало.
– Что еще может поддержать молодого учителя? Помочь ему удержаться в профессии?
– Прежде всего результаты детей. Когда ты видишь, как они стремительно развиваются, какими интересными становятся, когда виден успех каждого ребенка, это придает больше сил и уверенности в выборе профессии. Второй момент – это зарплата и внимание государства к нашей профессии. Престиж профессии учителя хотя и остается, но раньше он был выше. Еще, как я уже говорила, очень поддерживают доброе отношение родителей учеников. Я очень благодарна нашему школьному педколлективу, меня очень хорошо приняли, всегда готовы помочь и поддержать. Это важно.
На мой вопрос, что подрезает учителю крылья, Елена вспомнила случай, которым с ней поделилась бывшая однокурсница, сейчас она тоже работает учителем. Так получилось, что на праздник дети принесли ей букеты цветов, подарили, а потом один из ребят случайно проговорился, что он очень хотел выбрать самый красивый букет для своей любимой учительницы, но мама строго заметила: «Нам этот учитель еще не успел стать любимым». Конечно, было обидно такое услышать, иногда для испорченного настроения достаточно одного слова.
А вот подарки в основном поднимают настроение. Как рассказала Елена, ее третьеклассники очень любят делать ей подарки – это и поделки, и открытки, выполненные своими руками. Дарят почти каждый день!
– Дети очень рады делиться всем, что у них получается и чему научились, что сделали дома. Каждый день у нас по три-четыре человека демонстрируют свои домашние успехи в классе, – говорит Елена.
– А с каким возрастом вам больше понравилось работать – с первоклашками или с теми, кто постарше?
– В каждом возрасте свои сложности. Когда малыши приходят в первый класс, их надо научить всему, показать, как школа устроена изнутри, где какой кабинет, их нужно буквально за ручку водить. Это сложно, с одной стороны, но зато в этом возрасте детки ловят каждое слово учителя, они готовы слушать и слушаться. А к четвертому классу они становятся взрослее, в их классе складывается коллектив, им подружиться хочется, пообщаться. Это, с одной стороны, отвлекает, а с другой – они уже в таком возрасте, что могут быстро включиться в работу и снова начать слушать учителя. Вообще мой первый класс был очень хороший.
– Кто, на ваш взгляд, больше занимается с детьми – мамы или папы?
– Однозначно сказать не могу. У меня в классе 17 мальчиков и 15 девочек. Много семей, где папы занимаются воспитанием мальчиков, считают, что мамы могут разбаловать сына, поэтому сами звонят, спрашивают, ходят на собрания. А где-то, наоборот, мамы считают, что папино воспитание будет слишком суровым для мальчика в столь юном возрасте. На собрании я вижу мам и пап примерно в одинаковом количестве, и все очень ответственно себя ведут. Мне действительно повезло с родителями учеников!
Мы не могли не поговорить о свободном времени. Как бы ни был занят учитель, но в восприятии учеников их идеальный наставник – личность интересная, творческая и обязательно со своими увлечениями. У Елены Муравьевой они есть. Она по-прежнему очень любит заниматься всем тем, чем занималась во время учебы в школе и педуниверситете, – петь, рисовать, играть на фортепиано. В ее творческом багаже две оконченные школы – музыкальная и художественная. Правда, сегодня она посвящает творчеству меньше времени, но, как сама говорит, для хорошего настроения ей хватает.
Комментарии