search
main
0

Крылья флота

Морская авиация Российского Флота отсчитывает свой возраст особым порядком: не от рождения, а от боевого крещения и первой победы 17 июля 1916 г. За 88 лет в историю авиации нашего ВМФ вписано много славных страниц. Именно авиация Военно-Морского Флота дала миру первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина. И сегодня флотские авиаторы верны героическим традициям, достойно несут многотрудную службу по защите Родины на грани двух стихий.

Корни военной авиации в России уходят к морскому военному ведомству. Моряки первыми увидели в ней важное средство повышения мощи флота. 30 января 1910 г. в Петербурге состоялось собрание членов Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. Он был создан для восполнения флота боевыми кораблями после поражения в Цусимском морском сражении. Начало патриотическому движению положил князь Л.М. Кочубей. Почин поддержало государство, был организован Особый комитет. Возглавил его великий князь Александр Михайлович. Благодаря его энергии и знаниям русская военная авиация была создана практически за 2 года.

В марте 1910 г. отдел воздушного флота этого комитета командирует во Францию 6 офицеров и столько же младших чинов для освоения специальностей авиамехаников и мотористов.

Гидроавиация в России стала развиваться в 1911 г. Сначала гидросамолеты закупали за границей, но вскоре русские авиаконструкторы

В.А. Лебедев и Д.П. Григорович создали летающие лодки. В 1912 – 1914 гг. на отечественных гидросамолетах Григоровича типа М-1, М-2, М-4, М-5 на Балтийском и Черном морях сформированы первые авиаподразделения. Сначала морская авиация использовалась главным образом для разведки, но первые месяцы Первой мировой войны показали, что боевые возможности самолетов шире. Они стали применяться для бомбардировки и обстрела морских баз и портов, кораблей в море.

В 1916 г. на Балтике один из кораблей переоборудовали в авианосное судно «Орлица». На его верхней палубе в носовой части и на корме находились ангары, в которых были по 2 летающие лодки М-9. Пятая транспортировалась разобранной в трюме. Имелись приспособления для спуска на воду и подъема гидросамолетов.

4 (17 по новому стилю) июля 1916 г. четверка М-9 с «Орлицы» вступила в воздушный бой над морем с четырьмя немецкими самолетами. Он закончился полной победой русских летчиков. 2 кайзеровских аэроплана были сбиты, 2 обратились в бегство. Наши вернулись без потерь. Эта дата признана Днем рождения нашей морской авиации.

К октябрьским событиям 1917 г. в русском военном флоте были две воздушные дивизии – на Балтике и Черном море.

Новое советское государство не могло обойтись без гидроавиации. 27 апреля 1918 г. на Балтике была сформирована воздушная бригада особого назначения, затем – отряды на гидросамолетах в Волжской, Каспийской и других флотилиях. Всего в годы Гражданской войны и иностранной интервенции сражались 19 морских авиаотрядов.

30-е годы в нашей стране были временем триумфа авиации, конструкторов и летчиков. Особо прославились летчики при спасении челюскинцев в 1934 г. Они стали первыми Героями Советского Союза. Золотая Звезда номер один была вручена воспитаннику морской авиации А.В. Ляпидевскому. С ним звания Героя были удостоены морские летчики Леваневский, Молоков и Доронин.

В те годы строили корабли с самолетами, которые взлетали с катапульт, а после выполнения задания садились на воду и поднимались на палубу. Один из таких самолетов – корабельный разведчик КОР-1 спроектирован в 1936-1937 гг. коллективом во главе с Г.М. Бериевым, чей талант обусловил целую эпоху в гидроавиации.

В те годы сформировались рода морской авиации: бомбардировочная, истребительная и разведывательная. С поступлением на флоты самолетов ТБ-1, ТБ-3 и ДБ-3, способных нести мины и торпеды, из бомбардировочной выделился новый род – минно-торпедная авиация.

Крылатые кадры ВМФ готовили Школа морских летчиков и летнабов (летчиков-наблюдателей) в Ейске, Школа морских летчиков управления полярной авиации Главсевморпути им. Леваневского в Николаеве, 3-я военная школа авиационных техников. Первые две школы были преобразованы в военно-морские авиационные училища, а третья – в Военно-морское авиационно-техническое училище.

Морские летчики принимали активное участие в боевых действиях у озера Хасан, на Халхин-Голе, в Испании, Китае и в войне с белофиннами.

За мужество и мастерство, проявленные в ходе финской кампании 1940 г., 17 летчиков Балтийского флота удостоены звания Героя Советского Союза.

К началу Великой Отечественной войны авиация ВМФ значительно выросла. В отличие от сухопутной авиации она находилась в повышенной боевой готовности и не была застигнута врасплох. 22 июня 1941 г. черноморская эскадрилья истребителей капитана Коробицына на подступах к Измаилу встретила 12 вражеских бомбардировщиков и сбила 5 самолетов.

24 июня 9 самолетов СБ и

23 самолета ДБ-3 авиаполка полковника Е.Н. Преображенского первыми на Балтике нанесли удар по военно-морской базе немцев Мемель.

Авиация Северного флота встретила войну сравнительно малочисленной – меньше

100 самолетов устаревших типов. Ей противостояла группировка из 230 немецких самолетов, из них 200 – новейших типов. На третий день войны Б.Ф. Сафонов открыл счет сбитым самолетам врага. Он первым в нашей стране в годы Великой Отечественной был удостоен звания Героя Советского Союза дважды. Сафонов навечно зачислен в списки авиаполка, его именем названы боевой корабль и поселок, где размещались командный пункт, улицы и школы.

4 августа 1941 г. на аэродром на острове Эзель, который удерживали наши войска, хотя он уже находился в тылу противника, приземлилась группа, возглавляемая полковником Преображенским. В ночь с 7 на 8 августа 3 группы по 5 самолетов нанесли удар по Берлину и благополучно возвратились на базу. В тот же день был отдан приказ о наращивании сил для воздушных ударов по Берлину.

13 августа полковнику

Е.Н. Преображенскому, его штурману капитану П.И. Хохлову и трем ведущим групп в первом налете – капитанам В.А. Гречишникову, А.Я. Ефремову и

М.Н. Плоткину присвоено звание Героя Советского Союза.

В первые же месяцы войны прославили себя черноморские летчики, особенно ударами по объектам нефтепромышленности Румынии, снабжавшей Германию и ее войска. Они сыграли немаловажную роль во время героической обороны Одессы. Лишившись прифронтовых аэродромов, флотские истребители и штурмовики использовали для взлета и посадки центральную улицу Одессы – Дерибасовскую.

Во время войны емкость военно-морских авиационных училищ оказалась недостаточной. В отдельные периоды учебные эскадрильи выдавали фронту ежедневно по 10-12 летчиков, а на многоместные самолеты – экипажами. Но и этого не хватало. Поэтому в 1942 г. на базе

12 аэроклубов была сформирована бригада, превращенная затем в дивизию школ пилотов первоначального обучения, которая за годы войны подготовила около 3,5 тысячи летчиков.

В морской авиации было

10 минно-торпедных, 20 истребительных, одна смешанная авиадивизии и 10 отдельных разведполков. Всего 120 авиаполков и 29 отдельных эскадрилий. За годы Великой Отечественной и войны с Японией авиация ВМФ совершила более 35 тысяч боевых вылетов, уничтожила более 5,5 тысячи самолетов, 407 боевых кораблей и 371 транспорт врага – это две трети общих вражеских потерь от воздействия всего нашего ВМФ.

В ходе войны морская авиация обрела статус и славу одной из главных сил ВМФ. 57 государственных наград украсили знамена ее полков и дивизий, 260 морских авиаторов стали Героями Советского Союза, 5 из них – дважды.

После войны морская авиация получила новые самолеты и вооружение. В 1951 г. был принят на вооружение гидросамолет дальнего действия Бе-6. Его использованием закладывались основы тактики и боевого применения противолодочной авиации. Впоследствии его заменил самолет-амфибия Бе-12. С 1953 г. в части начали поступать ракетные комплексы, а затем и сверхзвуковой – Ту-22м.

В марте 1961 г. оформились отдельные рода авиации – морская ракетоносная и противолодочная. Параллельно шло преобразование разведывательной авиации. Она получила сверхзвуковые самолеты Ту-22р. Это позволило в 70-е годы выйти в удаленные районы Мирового океана.

Боеспособность противолодочной авиации выросла за счет создания самолетов и вертолетов с автоматизированными поисково-прицельными системами. На Северном флоте (СФ) в 1969 г. был сформирован первый противолодочный полк на самолетах Ту-142. Он приступил к полетам на боевую службу в Атлантике. В 1976 г. такой же полк сформирован на Тихоокеанском флоте. Затем на СФ был сформирован еще один полк. В 1970 г. на СФ сформирован первый в ВМФ противолодочный полк на самолетах Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут».

Боевые возможности морской авиации значительно расширились с вступлением в состав ВМФ противолодочных крейсеров «Москва» и «Ленинград». Оформилась как новый род корабельная авиация, хотя ее создание началось еще в

30-е годы. В 1948 г. совершил первый полет корабельный вертолет Ка-10. В начале 50-х появился Ка-15, затем Ка-25 и, наконец, Ка-27 и Ка-29. Вертолеты стали составной частью современных надводных кораблей различного предназначения, придав им совершенно новое боевое качество.

Принципиально новое направление в развитии морской авиации обозначилось с появлением самолета вертикального взлета и посадки и постройкой авианесущих крейсеров «Киев», «Минск» и «Новороссийск». Первый полк самолетов Як-38 сформирован на Черноморском флоте в 1973 г.

Корабельная истребительная авиация в России создана на базе истребителей четвертого поколения Су-27. Вошел в строй первый и пока единственный в нашей стране авианосец, способный решать задачи с применением истребителей трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки Су-33. Одним из первых энтузиастов освоения нового рода корабельной авиации стал генерал-майор Тимур Автандилович Апакидзе. Он первым из строевых летчиков совершил посадку на палубу крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» 29 сентября 1991 г.

В России появилась новая элита воздушных бойцов – палубные летчики. Четверо внесших самый существенный вклад в освоение корабельного истребителя Су-33 удостоены звания Героя России. Это ныне покойный Т.А. Апакидзе, а также И.И. Бохонко, И.С. Кожин, В.В. Дубовой. Пятым палубным летчиком – Героем России стал П.П. Кретов.

Государственной премии за создание этого самолета удостоены его главный конструктор К.Х. Марбашев, а также организаторы обеспечения испытаний и освоения новой машины генерал-полковник В.Г. Дейнека и генерал-лейтенант Н.А. Рогов. Многие летчики, инженеры и техники награждены орденами и медалями.

Сегодня Северный флот располагает полнокровным боеспособным полком палубных истребителей и полком корабельных вертолетов.

Несмотря на значительное сокращение флотов удалось сохранить все рода авиации – морскую ракетоносную, противолодочную базовую, корабельную противолодочную и истребительную, штурмовую и истребительную берегового базирования, а также разведывательную и транспортную, обеспечить боеспособность и боеготовность основного ядра морской авиации.

Ныне авианосная составляющая ВМФ – ТАВКР (тяжелый авианесущий крейсер) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и 2 полка – корабельный истребительный и вертолетный. Кадры – три десятка летчиков корабельных самолетов. Не менее значимы экипажи корабельных вертолетов. Их гораздо больше.

Для подготовки палубных летчиков на Су-33 используется наземный испытательный и учебно-тренировочный комплекс «Нитка» в Крыму – на аэродроме Саки, но Россия вынуждена его ежегодно арендовать. Это не только дорого, но и крайне ненадежно. Украина в любой момент в этой «услуге» может отказать. А без подготовки на таком комплексе переход к обучению полетам с палубы корабля небезопасен и приведет к значительному его удорожанию. Поэтому для развития нашего авианосного флота нужна база на своей территории.

Современный палубный самолет у России есть. Это Су-33. А чем планируется оснастить тяжелую авиацию наземного базирования? Вопрос непростой. Есть планы оснащения тяжелой авиации новыми комплексами. Но по известным причинам их реализация перенесена на перспективу, хотя работы в этом направлении ведутся.

Успешно идет создание ряда новых систем. В качестве патрульного самолета более подходящим был бы самолет-амфибия типа «Альбатрос». Но с учетом экономической целесообразности на вооружение может быть принят колесный самолет дальнего действия.

Трагедия «Курска», помимо прочего, показала: без достаточного количества современных противолодочных самолетов и вертолетов невозможна эффективная противолодочная оборона. Наши экипажи противолодочных самолетов дальнего действия и корабельных вертолетов способны в любых условиях вести поиск и слежение за подлодками и при необходимости применить по ним оружие. Но это «удовольствие» недешевое. Пока нет явной угрозы нападения из-под воды, они ограничиваются эпизодическими полетами.

Предусматривается модернизация ракетоносной, штурмовой и транспортной авиации, замена оборудования и оружия на более дальнобойное, высокоточное и надежное.

Какова же перспектива развития авиации ВМФ? Ее командование считает необходимым продолжить работы по продлению ресурса авиатехники и совершенствованию системы обслуживания. В дальнейшем – сосредоточить усилия на модернизации парка самолетов и вертолетов путем замены устаревшего оборудования и оружия перспективными комплексами.

Другое важнейшее направление – усиление корабельной авиации, в том числе довооружение авианесущих кораблей новыми вертолетными комплексами. Есть планы дооборудования корабельного истребителя, что придаст ему функции многоцелевого палубного самолета. На подходе двухместный многоцелевой палубный самолет Су-27убк.

Планируется и модернизация ракетоносцев Ту-22м3, а также самолетов базовой морской штурмовой авиации.

Дальнейшая перспектива – в поступлении на вооружение новых комплексов дальнего действия и развитии корабельной авиации.

Подготовила Анна СЕВАСТЬЯНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте