Дважды Герой Советского Союза главный маршал авиации Александр Новиков родился в 1900 г. в Костромской области. С 1919 г. воевал на фронтах Гражданской войны. В 1922-м окончил командные курсы «Выстрел», в 1930 г. – Военную академию им. М.В. Фрунзе. С марта 1933 г. служил начальником штаба авиабригады, затем – командиром эскадрильи, начальником штаба ВВС военного округа, во время советско-финляндской войны 1939 – 1940 гг. – начальником штаба ВВС Северо-Западного фронта. Его полководческий талант ярко проявился в годы битв с фашизмом.
В начале Великой Отечественной под руководством генерала Новикова была разработана операция по нанесению удара по вражеским аэродромам. Она началась 25 июня
1941 г. и продолжалась 6 суток, заставила врага оттянуть свою авиацию за пределы действия наших истребителей.
В первые месяцы войны Новиков организовал борьбу за господство в воздухе, взаимодействие с наземными войсками и флотом, воздушную разведку, ремонт техники. В середине июля 1941 г. соотношение сил в воздухе в районе Ленинграда было примерно 2:1 в пользу гитлеровцев. Наши летчики убеждались, что воевать в плотном строю и боевых порядках групп трудно и тактически невыгодно. Нужен был отказ от звена из трех самолетов и переход к паре из ведущего и ведомого. Этого требовало и применение новой авиатехники. Новиков одним из первых поддержал новшество.
Весной 1942 г. он стал командующим ВВС Красной Армии. Ряд новинок, испытанных в небе Ленинграда, внедрили на других фронтах. Командующий внес весомый вклад в коренную перестройку структуры ВВС, создание воздушных армий. Они значительно расширили возможности массированного применения авиации. Повышению эффективности ВВС способствовало и создание однородных (истребительных, штурмовых и бомбардировочных) авиадивизий, резервных авиакорпусов. У Красной Армии появилась мобильная ударная сила небывалой мощности, которой можно было маневрировать от Белого до Черного морей.
Командующий ВВС тщательно изучал боевой опыт. Поэтому его указания отличались конкретностью, ясностью, знанием возможностей каждого авиасоединения. При подготовке операций генерал, а с 17 марта 1943 г. маршал авиации Новиков стремился внести в боевое применение авиации новое, рожденное опытом боев. Например, сопровождение штурмовиками танков и пехоты. Ростки этого тактического приема появились на Карельском перешейке, окрепли на Ленинградском фронте в 1941-м и утвердились в августе 1942 г. на Западном фронте.
В Сталинградской битве Новиков предложил сделать основную ставку не на бомбардировщики, а на штурмовики. Практика подтвердила дальновидность командующего ВВС. Несмотря на непогоду, штурмовики взлетали почти каждый день, огнем мощного бортового оружия – реактивными снарядами, бомбами и пулеметами – крушили оборону фашистов, вели разведку, бои с истребителями и бомбардировщиками врага.
Оправдало себя в битве на Волге и другое новшество – управление воздушными боями с земли по радио. Затем связь по радио в ВВС была внедрена повсеместно.
К весне 1943 г., когда в небе Кубани разгорелось знаменитое воздушное сражение, наша авиация не уступала гитлеровской, а кое в чем и превосходила ее. Там командующий ВВС ознакомился с боевыми действиями летчиков 4-й и 5-й воздушных армий. В первый день наши летчики поднимались в воздух чаще врага, но господства в воздухе не достигли. Немедленно были внесены коррективы. Бомбардировщики стали действовать массированно, большими группами, штурмовики увеличили время нахождения над территорией, занятой врагом; истребители основную часть действий перенесли за линию фронта.
На Курской дуге господство в воздухе позволило нашим штурмовикам вместе с танкистами 7 июля в считанные часы разгромить сильную танковую группировку врага в районе железнодорожной станции Поныри.
К началу операции «Багратион» в Белоруссии закончилась коренная перестройка ВВС. К участию в ней привлекли около 6 тысяч самолетов – пять воздушных армий. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков предложил использовать в сражении всю авиацию дальнего действия. Руководил действиями воздушных армий Новиков. Летчики несмотря на плохую погоду блестяще справились с задачей.
17 апреля 1945 г. главному маршалу авиации Новикову присвоено звание Героя Советского Союза. Произошло это в разгар Берлинской операции. В ней участвовали 3 воздушные армии. Руководил авиацией Новиков. Тесное взаимодействие штурмовиков с танкистами при надежном прикрытии истребителей позволило осуществить небывалое по глубине сопровождение танковых армий 1-го Украинского фронта.
В войне с Японией горные массивы, пустыни, широкие реки, дикая тайга и большие расстояния осложняли боевые действия. Новиков предусмотрел наряду с массированным применением истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков широкое использование военно-транспортной авиации. Это оправдало себя. Так, для обеспечения передовых отрядов и 6-й танковой армии, глубоко вклинившейся в южную и центральную часть Манчжурии, транспортная авиация совершила 1755 вылетов, перевезла около 200 тысяч тонн горючего, боеприпасов и продовольствия. Это было непросто. Пришлось использовать транспортные самолеты связи и обслуживавшие штабы соединений. Новиков решил для снабжения войск привлечь самолеты У-2 с подвесными контейнерами.
Господство в воздухе на всех фронтах Дальневосточного театра военных действий наши летчики завоевали в первый же день. Для разрушения долговременных сооружений и огневых точек укрепрайонов было решено и днем использовать ночные бомбардировщики Ил-4. Главный маршал авиации перегруппировывал авиаполки и дивизии, помогал командующим фронтами эффективно использовать авиацию.
На заключительном этапе операции широко применялись десанты. 15 – 27 августа их высадили в Манчжурии, Северной Корее, на Сахалине и острове Итуруп. Захват важных административно-политических и промышленных центров Манчжурии окончательно дезорганизовал управление войсками и резервами врага. 19 августа японцы начали повсеместно сдаваться в плен. 2 сентября 1945 г. правительство Японии подписало акт о безоговорочной капитуляции.
За умелое руководство боевыми действиями авиации на Дальнем Востоке 8 сентября 1945 г. Новиков награжден второй медалью «Золотая Звезда».
В апреле 1946 г., после того как сын И.В. Сталина Василий пожаловался отцу, что американские самолеты лучше советских, Новикова арестовали и приговорили к тюремному заключению. После смерти Сталина, в мае 1953 г., амнистировали и восстановили на службе. В 1953 – 1955 гг. он был командующим дальней авиацией и одновременно в 1954 – 1955 гг. – заместителем главнокомандующего ВВС. С 1956 г. – в запасе, стал начальником Высшего авиационного училища гражданского флота. Его перу принадлежат мемуары «В небе Ленинграда», учебные пособия и работы по истории авиации. В 1958 г. стал профессором. Жизненный путь Новиков окончил 3 декабря 1976 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Александр ИНИН
Комментарии