В русском языке слова «интеллигент» и «интеллектуал» имеют разное значение. Они не совпадают по смыслу. Обратимся к определению автора трехтомной «Истории русской интеллигенции» Дмитрия Овсянико-Куликовского. Интеллигенция – «образованная и мыслящая часть общества, созидающая и распространяющая общечеловеческие духовные ценности». Такое понимание, как мне кажется, позволяет увидеть интеллигенцию не столько как определенную социальную группу, сколько как условное сообщество людей, объединенных общими чертами, а именно: образованностью и служению культуре, причем культура в данном контексте – это воплощение человеческих талантов и умений и условие духовного совершенствования личности.
Интеллигенцию нужно взращивать. Заниматься этим призван школьный библиотекарь. Поэтому его миссия в школе – особая.
Не приписывали качество интеллигентности конкретной социальной группе такие авторитетные специалисты, как Дмитрий Лихачев и Юрий Лотман, утверждавшие, что высокоинтеллигентных людей они встречали не только в среде тех, кого традиционно считают интеллигентами, но также среди крестьян и рабочих. Вот слова Д.С.Лихачева: «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью… Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурой работы, деликатностью и пр. и пр.» А Ю.М.Лотман говорил: «…Когда мы видим, что такой-то образованный, увенчанный лауреат, академик подбирает вокруг себя ничтожных карьеристов или же заставляет своих учеников ставить на первом месте его имя, даже если к этой работе он не имел никакого отношения.., то это, конечно, не интеллигентный человек».
В таком понимании интеллигентность – не социально-профессиональная характеристика, а скорее нравственно-психологическая.
Интеллигентным может быть человек любой профессии и социальной принадлежности, однако есть виды деятельности, которые требуют интеллигентности от тех, кто ими занимается. В их числе безусловно, одно из первых мест занимает профессия библиотекаря.
Выделим некоторые общие характеристики, которые приписывают интеллигентному человеку. Их можно объединить в две группы.
Во-первых, интеллигентность связывается с определенными этическими установками, которые можно обобщенно назвать гуманистическими: принцип гуманизма постулирует признание человека высшей ценностью и выдвигает в качестве первостепенного требования заботы о человеческой жизни и достоинстве, создания условий для самореализации личности и т.п. Распространение этого принципа на всех приводит к признанию общечеловеческих ценностей.
Этим установкам соответствуют определенные личностные качества: доброжелательность, вежливость, деликатность, терпимость, а также соответствующие способы поведения, привычки, манеры.
Во-вторых, интеллигентность так или иначе ассоциируется с определенным отношением к духовной культуре. Интеллигент – это тот, кто посвящает свою жизнь ее познанию, созданию, хранению и распространению. Заметим, что в отечественной традиции духовная культура рассматривалась в неразрывной связи с поисками духовных ориентиров – Истины, Добра, Красоты. Таким образом, понятие интеллигентности включает в себя признание приоритетности духовных ценностей перед материальными, богатством и властью, стремление к знанию, направленность на творческую и просветительскую деятельность. Этим установкам соответствуют такие качества, как высокий интеллект, привычка к умственному труду.
По сути вся деятельность человека, посвятившего себя профессии библиотекаря, представляет собой воплощение этих ориентиров.
Помогая читателю встретиться с книгой, библиотекарь дает ему возможность приобщиться к сокровищнице мыслей и чувств самых блестящих умов прошлого и настоящего. Он помогает людям не только расширить свой интеллектуальный горизонт, но научиться думать, сопоставляя свои наблюдения и мысли с новыми, непривычными суждениями. Это умение как никогда важно для современного человека. Сегодня нам приходится встречаться с людьми, имеющими подчас весьма далекий от нашего культурный опыт. От способности быть внимательным и терпимым зависит возможность приблизиться к пониманию другого. Способность же эта формируется постепенно, и в том числе благодаря книгам, которые порекомендует специалист.
Деятельность библиотекаря как посредника в ситуации встречи человека с новым для него знанием и опытом особенно важна, когда он работает с детьми.
Лев Выготский ввел в психологическую и педагогическую науку важное понятие – «зона ближайшего развития». Смысл его в том, что ребенок в своем развитии переходит от решения более простых задач ко все более сложным. Существуют такие задачи, которые он не в состоянии решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого. Именно такие задачи и определяют зону ближайшего развития ребенка. В дальнейшем способы поведения, получения и переработки информации, эмоционального переживания и т.п., освоенные в совместной деятельности со взрослым, становятся достоянием самого ребенка. Понятно, что на человеке, помогающем формирующейся личности приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры, лежит огромная ответственность. Он обязан быть и психологом, и педагогом, и знатоком культурного наследия, и человеком, хорошо ориентирующимся в широком спектре явлений современной культуры. Заметим, что ему важно быть компетентным не только в книжных новинках, но и в том, что составляет содержание современного культурного пространства вообще, поскольку дети испытывают на себе его влияние и пытаются более или менее осознанно понять, что происходит вокруг них.
Подростковый возраст и юность – это период жизни, когда человек совершает сложнейшую работу самоопределения, сопровождающуюся порой весьма драматическими переживаниями. Библиотекарь способен оказать поддержку, ненавязчиво предложив ребенку и подростку прочесть произведение, в котором он сумеет найти ответы на мучающие его вопросы, причем ответы, имеющие позитивный, жизнеутверждающий смысл. При этом книга должна быть подобрана в соответствии с уровнем интеллектуальной и эмоциональной зрелости ребенка и молодого человека, его готовности воспринять содержание. Это под силу только специалисту, имеющему в том числе знания и умения практического психолога. Надо сказать, что традиция обучения в отечественных вузах культуры обеспечивала и в настоящее время дает высокий уровень квалификации библиотекарей, в том числе и детских. Образование библиотекарей включает не только получение знаний о книгах, но и всестороннюю подготовку к работе с читателем.
Для успеха работы важно и то, в какой манере общается библиотекарь с читателем.
Мой собственный опыт свидетельствует, что работники библиотек, как правило, исключительно доброжелательны и внимательны к своим читателям. Даже когда им приходится иметь дело с явно неприятными людьми – раздраженными, капризными, бесцеремонными – работники библиотек проявляют исключительное терпение и выдержку, сохраняя при этом собственное достоинство. Полагаю, что именно более или менее осознанное ощущение своей миссии помогает библиотекарям справляться с психологически трудными ситуациями.
Библиотекарь по сути своей работы собиратель, хранитель и транслятор культуры, что делает его соучастником исторического процесса культурного творчества. Профессия требует от работников библиотек по крайней мере умения ориентироваться в огромном разнообразии печатных изданий. На деле же многие из них являются весьма образованными людьми с широким кругозором.
Вспомним также, что интеллигентность включает в себя признание приоритетности духовных ценностей перед материальными. Сегодня люди, продолжающие трудиться в наших библиотеках, несмотря на, мягко выражаясь, весьма скромное вознаграждение, это настоящие герои. Многие из них могли бы найти более доходное место приложения своих знаний и сил. Однако, оставаясь работать в библиотеках, они совершили выбор, который на деле, а не на словах доказывает их преданность духовной культуре.
У интеллигентности как модели поведения есть будущее. Александр Блок писал: «У буржуа – почва под ногами определенная, как у свиньи – навоз: семья, капитал, служебное положение, орден, чин, Бог на иконе, царь на троне… У интеллигента… такой почвы никогда не было. Его ценности не вещественны. Его царя можно отнять только с головой вместе. Умение, знанье, навыки, таланты – имущество кочевое и крылатое». Образованные люди обладают преимуществами в адаптации к изменяющимся ситуациям, причем широкое, разностороннее образование в этом случае дает больше возможностей, чем узкая специализация. Польский социолог Петр Штомпка обращает внимание на то, что терпимость к чужим взглядам, характеризующая интеллигентного человека, оказывается предпочтительнее, чем этноцентризм и догматизм.
У библиотекаря есть уникальный ресурс для взращивания интеллигента – книги. О них сказано немало вдохновенных слов. Процитируем Цицерона: «Занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, в несчастье доставляют убежище и утешение…» Этим ресурсом библиотекарь пользуется не только сам, но делится с другими, выполняя таким образом миссию интеллигента: служить культуре и помогать людям.
Ольга ДАНИЛЕНКО, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Комментарии