Узорные плетеные сетчатые ткани, которые назывались кружевами, мастера научились изготавливать давно. Еще в Киевской Руси модницы щеголяли в обновках с “кружилом” – узорочной обшивкой. “Стежком в воздухе” называли один из способов кружевного плетения. Непростой это было работой. Уже, скажем, ажурное вышивание по полотну требовало от мастера определенной сноровки, точности и аккуратности. Кружева же иголкой, которые выполнялись из петельных стежков, сделанных одной ниткой, были под силу лишь опытным швеям и вышивальщицам. Языком кружева плести это далеко не то, что без всяких приспособлений, с помощью только иголки и нитки творить дивную воздушную кружевную красоту. Про людей, что имели склонность к тонкой, кропотливой, изобретательной работе, говорили: “На обухе рожь молотит, из мякины кружево плетет”. Мастерство плетения кружев нередко передавалось по наследству. Известны были села и городки, где кружевничали, то есть промышляли плетением и торговлей кружев, целые семьи.
Представительницы прекрасного пола разных сословий стремились украсить свои платья, сорочки, блузы, костюмы изысканной кружевной отделкой. Кружевницы удовлетворяли вкусы и потребности и селянки, и купчихи, и дамы из высшего света, изготавливая кружева самых различных видов – от сплетенных из тончайших нитей с затейливой игрой узоров до плотных мерных, идущих на широкую продажу. Существовало несколько центров кружевоплетения, каждый из которых имел свои характерные особенности. Так, в Галиче Костромском по очень тонкой сетке располагался узор, контуры которого обводились цветной нитью. Наиболее распространены были изображения птиц, коней и оленей. Нарядное кружево с изысканным ажурным узором плели в Ельце и Балахне, на Волге. “Балахонские кружевницы плести мастерицы”, – говорили о балахонских рукодельницах. Совсем другого типа кружевные изделия из города Михайлова Рязанской губернии. Яркое разноцветное кружево из толстых белых, красных и синих нитей гармонировало с многоцветным южнорусским костюмом. Особенной популярностью пользовалось вологодское кружево, отличавшееся многообразием орнаментальных мотивов и оригинальной манерой плетения, характерным элементом которого была вилюшка, обрамлявшая край.
В средние века получило распространение плетение кружев на коклюшках (впервые оно возникло в Генуе). Позже этот способ стал известен и у славянских народов. Коклюшниками стали называть мастеров, что точили коклюшки, а коклюшницами – кружевниц. Коклюшки представляли собой точеные палочки с утолщением к одному концу и шейкой с пуговкой для намотки ниток на другом конце. кружевница уже работала не “в воздухе”, а за станочком – “кутузом” – мягким валиком, на котором накалывалось булавками кружево. В противоположность кружевам иголкой, в которых все части узора составляются из петельных стежков, исполненных одной ниткой с помощью иголки, кружева плетутся неограниченным числом ниток, намотанных на коклюшки. Узор получается путем переплетения коклюшек (и соответственно ниток) в определенном порядке. Наблюдая за работой мастерицы, в руках у которой мелькают коклюшки, кажется, что она забавляется маленькими гладкими палочками, превратив серьезное дело в игру. Недаром про тех же кружевниц из Балахны говорили: “Кутуз да коклюшки – балахонские игрушки!” Ко всему прочему, перестукиваясь, коклюшки издают довольно мелодичные звуки. Они нередко зависят от породы дерева, из которого выточены палочки, – дуб, бук, береза, липа звучат по-разному. Некоторые мастера специально вбивали в “пятку” коклюшки гвоздь, чтобы работа кружевницы была озвучена должным образом. Для некоторых, правда, эти звуки означали нечто другое. Когда о человеке говорили, что он перебирает коклюшки, то имели в виду прежде всего его вздорную болтливую речь.
… Черные переплетения веток лишь подчеркивают яркость и загадочную суть звезд, сквозь кружевную крону берез проглядывает манящая небесная синева. Достоинство и красота нитяных кружев, изготовленных мастерами, в том, что они, не открывая полностью главного и его сути, указывают дорогу к ним. Кружевницы знают свое дело. Чуть позатейливее узор, малая толика намека и совсем немного тайны, что просвечивает сквозь петли, – и у зрителя уже возникает нестерпимое желание прошагать по этой дороге…
Владимир СУПРУНЕНКО
Комментарии