Изучение химии в школе трудно представить без многократного повторения однотипных заданий. Часто, чтобы облегчить эту задачу, я применяю “Волшебный диск”. Это устройство представляет собой конструкцию, состоящую из 4 дисков разного диаметра, имеющих в центре отверстие, позволяющее насаживать их на ось. Конструкция крепится вертикально на стену или на доску.
Диск N 1 имеет диаметр 60 см и разделен на 6 секторов. По краям каждого сектора стоят символы элементов-металлов.
Диск N 1.
Диск N 2 имеет диаметр 50 см, разделен на 6 секторов, на которых указаны знаки элементов-неметаллов. Комбинируя диски 1 и 2, можно составлять формулы бинарных соединений по валентностям, давать названия веществам, записывать уравнения реакций соединения, приводящих к образованию указанных веществ.
Диск N 2.
Диск N 3 имеет диаметр 40 см. На его 6 секторах – формулы сложных веществ: KOH, HCI, CO2, Ca(OH)2, H2O, K2O. Комбинируя диски 1-й и 3-й, можно составлять уравнения реакций. Одновременно применяя 1-й, 2-й и 3-й диски, получаем схемы реакций между сложными веществами, расставляем коэффициенты, даем названия веществам, указываем типы реакций.
Диск N 3.
Диск N 4 также разделен на 6 частей и имеет диаметр 50 см. На этом диске находятся обозначения кислотных остатков.
Диск N 4.
Совмещая диски 1-й и 4-й, получаем возможность составлять формулы солей и называть их, составлять уравнения реакций получения этих солей, уравнения диссоциации этих веществ.
Одновременно применяя 1-й, 3-й и 4-й диски, получаем возможность выполнять следующие типы заданий: записывать схемы уравнений реакций, составлять уравнения реакций ионного обмена, проводить эксперименты.
На протяжении многих лет я использую “Волшебный диск” как в 8-х, так и в 9-х классах при изучении таких тем, как “Электролитическая диссоциация”, “Обобщение и систематизация сведений о важнейших классах неорганических соединений”, при повторении материала в конце учебного года.
Марина НЕКИПЕЛОВА,
учитель химии средней школы N 30
Старый Оскол,
Белгородская область
Комментарии