На окраине Рязани, в городке военного автомобильного института, размещена малоизвестная широкой публике, но богатая, во многом уникальная коллекция автомобильной техники. Когда-то большинство ее экспонатов располагалось в Бронницах при знаменитом Научно-исследовательском и испытательном институте автобронетанковых войск. Измерялась экспозиция… тоннами. И когда количество этого металла на колесах превысило возможности хранилищ и ангаров института, было принято решение об организации отдельного музея. Именно армейская принадлежность во многом предопределила его удачную судьбу. Построен и открыт музей был по-военному четко, точно в срок. И расположение его в альма-матер будущих офицеров-автомобилистов весьма кстати, позволяет активно использовать музейные возможности для обучения и воспитания молодых военных профессионалов. За восемь лет в музее удалось собрать великолепную коллекцию военной автомобильной техники. Энтузиасты-кудесники не только обеспечили отменное техническое «здоровье» стальных ветеранов, но и научили их… танцевать.
Боевое «ретро»
На открытых площадках и под крышами ангаров необычного музея в Рязани собраны практически все отечественные машины, которые «служили» в нашей армии начиная с 30-х годов прошлого столетия. Здесь и ракетные пусковые установки, и «водоплавающие» версии легковых автомобилей. Наиболее полно представлена в музее послевоенная отечественная история грузового автотранспорта.
В Рязани бережно сохранили в прошлом массовые, а ныне редкие легендарные «полуторки», «захары», широко использовавшиеся как в армии, так и в народном хозяйстве. Именно «полуторки» были основным транспортом в блокадном Ленинграде. Более 40 млн. километров «намотали» они по ледовой Дороге жизни, эвакуировав из осажденного города более миллиона человек и доставив голодающим жителям города на Неве 271 тысячу тонн продовольствия.
Этот грузовичок, сошедший с конвейера Горьковского автомобильного завода более 70 лет назад, стал родоначальником всех автомобилей марки ГАЗ. Оснащенный 4-цилиндровым двигателем и 4-ступенчатой коробкой передач, он был маневренным, простым в эксплуатации и очень надежным. Около миллиона таких ГАЗов сошло с конвейеров автозавода до 1949 г., к тому моменту, когда «полуторки» были сняты с производства. Сегодня ей на смену пришли современные легкие грузовики ГАЗ-3302, получившие название «газель».
Неподалеку от «полуторки» расположился и автомобиль союзников в нашей борьбе с немецко-фашистскими захватчиками – «Студебекер-US 6». Кстати, этот музейный экспонат – один из немногих хорошо сохранившихся в России американских грузовиков времен Второй мировой.
По дорогам той войны автомобили передвигались не только на колесах. Широкое распространение получили продолжатели конструкции полугусеничной машины ЗИС-22. От предшественника усовершенствованная машина ЗИС-42 отличалась более широкими гусеничными лентами и увеличенным дорожным просветом. При езде по глубокой снежной целине или вязкому болоту использовались лыжи, которые монтировали на передние колеса. Они обеспечивали низкое удельное давление и соответственно хорошую проходимость. Радиатор и фары прикрывались своего рода прародителем современного «кингурятника» – решеткой для защиты от повреждений при езде по мелколесью и кустарнику. На фронте такие машины использовались в основном в качестве артиллерийских тягачей. Всего за два года войны был выпущен 5931 такой автомобиль. На его основе была также разработана 37-мм зенитная самоходная установка.
Раритеты в камуфляже
По соседству расположились тяжелые полноприводные вездеходы, гусеничные тягачи, опытные образцы военной техники. В разные годы их обкатывали в НИИИ в Бронницах. По той или иной причине многие из них на вооружение не приняли. Но, к счастью, и на свалку не выбросили, а передали в музей.
В ряду раритетов, одетых в армейский камуфляж, – несколько малоизвестных ульяновских машин. В их числе удачный по конструкции
УАЗ-3172, который не стал серийным лишь потому, что родился в годы политических и экономических катаклизмов – на рубеже 90-х годов прошлого века. Своим рождением он обязан афганской кампании.
В те годы наши военные жаловались на то, что уазик слабоват в горах и на сильно пересеченной местности. За несколько месяцев родилась его более мощная версия. В те времена экспериментальная модель по многим показателям превосходила такого иноземного «служаку», как Land Rover. Но наше участие в необъявленной войне окончилось, и надобность в машине отпала. Сначала думали, навсегда. Но, оказывается, не все так просто в жизни «стальных коней». События в Чечне вновь вызвали интерес к этому автомобилю. Не исключено, что в самом ближайшем будущем у музейного раритета появятся младшие братья.
Разрабатывались и способы десантирования автомобиля. На базе ГАЗ-А был изготовлен армейский вариант без боковин и дверей, со скамейками, расположенными по принципу пожарной «линейки». А Брянский автомобильный завод подготовил к выпуску четырехосное шасси под установки для тактических ракет. Это шасси не имело аналогов. Автомобиль такого рода мог передвигаться по воде с большой скоростью и даже осуществлять пуски ракет на плаву. Испугавшись столь уникальной машины, американцы исхитрились включить ее в перечень средств, подлежащих уничтожению в рамках ОСВ-2, хотя договор и не распространялся на средства доставки. Да и шасси было не под стратегические, а под тактические ракеты.
Долгое время рязанский экспонат был единственной памятью об этой уникальной, замечательной отечественной разработке. И только через десять лет в Брянске возродили могучий четырехосник.
Привлекает внимание и необычный с виду грузовик ГАЗ-66. От серийного его отличает кабина странной граненой формы. Бронированная конструкция вездехода ГАЗ-3301 с рациональными углами наклона проходила проверку в условиях ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Из всей серии армейских автомобилей, побывавших там, только эта машина и жива по сей день.
«Кавалеры» приглашают «дам»
В музее института есть и легковые машины, в том числе такие известные, как «эмка» и ГАЗ-67Б. Ну а «шеренгу» послевоенных моделей, начатую «Победой», ЗИС-110 и ЗИМом, завершает совсем еще не старая, зато редкая «Волга» ГАЗ-3105.
Всего в коллекции более двух десятков легковых автомобилей. Но каких! Среди них машины, которыми в разное время пользовались советский лидер Никита Хрущев и кубинский – Фидель Кастро, министры обороны маршалы Родион Малиновский и Дмитрий Язов. Примечательно, что вся автомобильная техника на ходу.
В институте задались целью показать стальных красавцев в движении. И не в простом, привычном для всех, а в весьма необычном. Теперь они могут не только прокатиться с ветерком, но и… танцевать под музыку из фильма «Берегись автомобиля». «Женские» партии поручили «Победе» ГАЗ-М20, «Волге» ГАЗ-21, ГАЗ-12 ЗИМ и ЗИС-110. А их кавалерами-партнерами стали соответственно ГАЗ-АА, ЗИС-5, ГАЗ-67 и ГАЗ-51.
Первыми зрителями этой уникальной «автомобильно-танцевальной» программы стали, пожалуй, самые придирчивые критики – родители и невесты курсантов, будущих офицеров, приехавшие на очередной выпуск. Институтский плац превратился в автомобильную танцплощадку. Так на рязанской земле возникла не имеющая аналогов в мире танцевальная группа.
Музейные автомобили ежегодно участвуют в праздничных городских парадах и выпускных торжествах в Рязанском военном автомобильном институте, что служит регулярными тренировками экипажей и обкаткой автомобилей. Ведь стальным «коням» крайне противопоказана «гиподинамия». Только за два юбилейных пробега по Золотому кольцу и дорогам Северо-Запада увидеть во всей красе колесные раритеты смогли жители двадцати городов. По автомагистралям и проселкам музейные экспонаты прошли более 7 тыс. км без единой поломки.
Есть в рязанском музее и совершенно необычный раздел, в котором представлены экспериментальные образцы плавающих автомобилей. Давно родилась мысль научить «стальных коней» плавать и в активных боевых действиях использовать это их умение для стремительного форсирования водных преград. Практически все советские автомобильные заводы получили армейский заказ на амфибии, способные форсировать водные преграды на приличной скорости. Как водилось в те времена, конструкторы взяли под козырек, создали не только «водоплавающие» версии ульяновского «козла», названного «Ягуаром», тольяттинской «Нивы», но и луцкой «Волыни» (своего рода «полевой» версии известного «Запорожца»). Причем в помощь двум его осям добавили третью, присвоив этому «баркасу на колесах» кодовое название «Геолог». Новый «Запорожец» получил не только третью ось, но и необычный полужесткий складной верх, а также возможность плавать со скоростью до 6 км/час. Самое удивительное, что из всех образцов плавающих джипов именно эти машины оказались самыми живучими и даже служили в строевых частях.
Сотрудники музея рассказывают, что буквально после каждой экскурсии к ним поступают предложения продать редкие машины. Особенной любовью пользуются правительственные лимузины – «Победа», «Чайка», ЗИС-110. Частники готовы выложить огромные суммы, только бы стать обладателем редких машин. При этом желание приобрести раритетный автомобиль чаще всего – более дань моде, нежели стремление пополнить коллекцию. Считается хорошим тоном, например, проехать в день свадьбы на старинном лимузине или встретить на нем, к примеру в аэропорту, иностранных коллег по бизнесу. Но встречаются среди охотников за автомобилями и люди, одержимые истинной страстью коллекционирования. Занимаются этим в основном иностранцы. За границей собраны десятки тысяч авто- и мотоколлекций. Наиболее известны среди них частная коллекция султана Брунея (она насчитывает около 900 единиц), частная коллекция братьев Шлюмпф (около 2300 единиц), которая перешла в собственность французского государства. Наибольшее число автомобилей – около 3500 – собрал американец Герах.
Кстати, как пояснили мне в музее, старинными называют все автомобили старше 20-30 лет, однако настоящим антиквариатом могут считаться немногие. По условной классификации старинных автомобилей антикварными называются машины, выпущенные до революции, ретро – до 1932-го, классическими – до конца Великой Отечественной войны. Самые «молодые» из всех ветеранов дорог – юниоры – автомобили, выпуск которых прекращен в 1967 – 1977 гг.
Комментарии