search
main
0

Крутые подъемы необыкновенной команды

Сотворчество детей и взрослых в проекте по созданию экологической тропы

Этим летом 26КАДР в сотрудничестве с ВДЦ «Орленок» реализовал программу дополнительного образования естественно-научной направленности, предметом которой было проектирование и впоследствии создание экологической тропы в бассейне реки Секуа (Краснодарский край, Туапсинский район) в непосредственной близости от ВДЦ «Орленок».

В программе принимали участие студенты разных отделений колледжа – «Дизайн и архитектура», «Реставрация и деревообработка», «Промышленное и гражданское строительство», «Технология эксплуатации», «Ресурсосберегающие и химические технологии» – и педагоги колледжа. Взрослая часть команды была сформирована из педагогов колледжа из разных отделений и исследовательского центра колледжа «Точка варения».

Уже много лет в колледже существуют разные клубные образования, в том числе такие, как туристический и исследовательский клубы. Проект создания экологической тропы – это первый опыт совместной программы, спроектированной и реализованной этими клубами, когда у ребят появилась возможность не только осваивать туристические навыки, но и приобретать знания по полевой исследовательской деятельности. При этом ключевым в программе стало развитие обучающихся через личностно значимую для них деятельность: работа над реальным проектом – экологической тропой как пространством осуществления туристской, просветительской и образовательной деятельности, который будет значим не только для них, но и для тысяч жителей страны. Притом и педагоги, и ребята выступали как единая команда, где у каждого были свои зона ответственности и задачи.

Уникальность проекта состоит в том, что:
1. Разработка, благоустройство, концепции дизайна и содержательного наполнения разрабатываются студентами и педагогами нашего колледжа совместно.

2. Использование экологической тропы предполагает включение детей и взрослых в решение исследовательских вопросов.

3. Полифункциональность тропы уже в процессе проектирования – это образовательный процесс для студентов нашего колледжа и для участников смен, которые станут разработчиками содержания как аншлагов (информационных стендов), так и раздаточных материалов, проводя небольшие исследования.

Основное определение экологической тропы – это обустроенные и особо охраняемые прогулочно-познавательные маршруты, создаваемые с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту информационные стенды.

После реализации программы проекта появится новая экологическая тропа, на которой помимо туристской и просветительской деятельности будет возможно проводить исследовательскую работу с разной степенью погружения.

Цели были следующие:
а) туристическая – пройти по тропе, ознакомившись с ней и отметив маршрут;
б) дизайнерская – определить точки для размещения объектов малых архитектурных форм, разбивки туристических стоянок, разработать общий дизайн-концепт троп;
в) исследовательская – создать общий концепт образовательного маршрута для решения исследовательских задач разной глубины, определить места расположения аншлагов (так на экологической тропе называются информационные стенды), разработать несколько примеров аншлагов, проведя небольшие исследования. Планировалось также, что в рамках данного выезда удастся разработать раздаточный материал для проведения небольших первичных исследовательских действий на тропе.

Важным моментом было то, что ребята, которые захотели участвовать в этой программе, должны были сами выбрать ту часть проекта, в которой они хотят работать. И совсем не обязательно это должно было соответствовать их профилю обучения. Это было очень важно с точки зрения принятия ими значимого для них решения, а также возникновения чувства ответственности за свою часть, пусть и небольшую. При этом у всех было понимание: работа над проектом – это работа в команде. И не сделать свою часть – значит подвести всех.

Туристическая часть проекта заключалась в том, чтобы проложить саму тропу – маршрут во время двухдневного похода по местности, который был выбран в качестве потенциальной экологической тропы. Так как группа разработчиков состояла из людей, не подготовленных к полевым условиям, туристским отделом ВДЦ «Орленок» была проведена программа подготовки к походу. Все занятия были практические.

Но самое главное, конечно, что ребята, безусловно, выросли как личности. Поход – это всегда преодоление трудностей, умение прийти на помощь, поддержать того, кому труднее, чем тебе. Нужно отметить, что команда студентов была на высоте, мы даже не ожидали, что наши московские мальчики и девочки так стойко вынесут и крутые подъемы, и палящее солнце. При этом у ребят еще были и определенные задачи по проекту, с которыми они блестяще справились. В результате этого похода появились три типа маршрутов, которые ребята сами проложили и зафиксировали.

Пройдя маршрут и собрав необходимый материал, группа вернулась в лагерь и продолжила работу над проектом уже там.

После похода были окончательно определены задачи групп.

Задачи дизайнерской группы:
– разработка общего концепта дизайна тропы;
– разработка дизайна стоянок (бивуаков);
– разработка системы навигации по тропе;
– разработка макетов аншлагов по нескольким точкам.

Задачи исследовательской группы:
– сбор материала для разработки общего концепта тропы с точки зрения образовательной деятельности;
– определение точек для исследовательских действий разной степени погружения и проработки;
– сбор материала для разработки примеров первых аншлагов (стендов на экологической тропе);
– разработка раздаточного материала на примере проведенного в полевых условиях небольшого исследования с применением мобильного оборудования.

Каждое утро вся команда собиралась, распределяла задачи и работала. Конечно, хватило времени и на отдых: ребята купались, испытали себя в веревочном городе, смотрели фильмы.

Итог всей работы ребят и педагогов был представлен руководству ВДЦ «Орленок». Над презентацией тоже работали все вместе. Также практически весь материал был собран и оформлен на разработанном студентами сайте ecotropa26kadr.ru.

Данная программа явила собой воплощение системообразующих ценностей через практику сотворчества студентов и педагогов, педагогическую поддержку, общение. В процессе совместной деятельности отношения между педагогами и студентами складывались на основании равноправного сотрудничества, свободного выбора ребятами той зоны ответственности, которая для них представляет личностную ценность, взаимного уважения и поддержки друг друга.

Разработанная технология проектирования экологической тропы с участием детско-взрослого коллектива является тиражируемой и может быть перенесена на любое другое место, представляющее интерес с точки зрения биоразнообразия, а также место, где в непосредственной близости есть потенциальные пользователи такого рода объекта.

В случае если описанная практика показалась вам интересной и вы хотели бы обсудить ее и узнать более подробную информацию, пишите на электронную почту rytikovana@26kadr.ru.

Наталия РЫТИКОВА, руководитель отделения «Открытые образовательные практики» колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 (26КАДР), руководитель исследовательского клуба;
Алексей ОБУХОВ, научный руководитель исследовательского центра «Точка варения» колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 (26КАДР), ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А.Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;
Татьяна ТРЕСКОВА, методист колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 (26КАДР), руководитель туристического клуба «26КАДР»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте