search
main
0

Крутой рэппер Кронгауз, или Праздник для родителей

Официально эта московская школа называется так – учебно-воспитательный комплекс “Детский сад-школа N 345”. Но спросите любого прохожего в окрестностях метро “Бауманская”, где тут находится 345-я школа, и он пожмет плечами: “Знаю только школу Кронгауза за Елоховской церковью…” Директор 345-й школы Валерий Лазаревич Кронгауз таким признанием в народе откровенно гордится. Родная школа для него как любимое детище, в которое вложено немало сил, здоровья, сердца. И лет жизни. В трудовой книжке Кронгауза всего одна запись о месте работы. Тридцать девять лет в одной школе! А если учесть, что Валерий Лазаревич – бывший выпускник родной школы, то получается много больше.
50-е годы школа славилась своим педагогическим коллективом с легендарным директором Семеном Ефимовичем Хозе во главе. Было с кого брать пример. Поэтому по окончании 11-го класса вопрос “кем быть?” перед Валерием Кронгаузом не стоял. Учителем. Будучи студентом 3-го курса пединститута, он параллельно с обучением в вузе преподавал в родной школе математику. Был организатором внеклассной работы, потом завучем. Теперь 23 года директорствует. Как шутит Валерий Лазаревич: “В своей школе я прошел долгий путь от санитара в классе до директора”.
Вот уже семь лет 345-я школа называется “школа-сад”. Соединение под одной крышей детского сада и школы помогает решить одну из актуальнейших проблем – проблему преемственности в воспитании. Нередко переход из детсада в начальную школу оборачивается для ребенка настоящим стрессом.
Школа Кронгауза для своих учеников действительно настоящий дом. Уютный и теплый. Со светлыми коридорами, красивой столовой, просторным солнечным спортзалом. А в гардеробе у каждого ученика есть свое место…
“Когда меня спрашивают: “Чем вы там занимаетесь?”, – улыбается Валерий Лазаревич, – я отвечаю: “Мы устраиваем себе праздники!” Поверьте, школьные праздники – это не просто увеселительные мероприятия. Они помогают решить множество проблем”. И это действительно так.
В 2000 году школа праздновала свое 65-летие. Юбилей отмечали полгода. Дети до сих пор не могут забыть день ученика, когда по всей школе вместо них дежурили учителя: в столовой, на этажах, в гардеробе. Педагоги устроили для ребят замечательный концерт. Король школьного королевства, в котором очень трудно было узнать директора школы, чествовал лучших учеников. Победителей олимпиад, интеллектуальных марафонов, спортсменов, художников. Что обычно готовят школьники для своих преподавателей в День учителя? Пародийные капустники. Могли ли учителя остаться в долгу? Они сделали пародии на своих учеников. Разумеется, не обошлось без участия Кронгауза, которого в школе давно уже называют великим артистом всех времен и народов. Он выступил в роли крутого рэппера. После таких праздников дети стараются не конфликтовать с учителями, им легче находить общий язык, и, наконец, ребята начинают лучше учиться, потому что счастливые лица награжденных говорят сами за себя.
Сегодня самая больная проблема для директора школы – проблема подбора кадров. На государственную зарплату. Мало кто идет работать в школу, а большинство из тех, кто идет, смутно представляют, что такое построение урока, планирование, каковы критерии выставления оценок. Вот и приходится директору школы тратить уйму времени на изучение методических вопросов, на обучение кадров. Хотя, по сути, не только школа должна решать проблему послевузовского обучения.
При таком положении дел возникает еще одна проблема – как удержать учителя в государственной школе. Валерий Лазаревич считает, что если он не имеет возможности поощрить учителя материально, то обязан оказать хотя бы моральную поддержку.
Принцип “школа – семья – дом” в 345-й школе действует не только на бумаге. Эта школа с традициями, одной из которых является поддерживание добрых отношений с родителями. Каждый родитель может прийти в школу за советом, за консультацией, зная, что ему не откажут в помощи. В школе проводятся открытые экзамены, т.е. там обязательно присутствует кто-то из родителей. На классных и общешкольных собраниях сообща решаются вопросы, касающиеся дальнейшего развития школы. Таким образом, родитель становится полноправным участником образовательного процесса. Кстати, о праздниках. День родителей в школе тоже отмечают.
Есть еще одна замечательная традиция в 345-й школе. В ней все бесплатно. Например? Сегодня во многих школах складывается интересная ситуация с дополнительными занятиями по предмету. Ученик платит учителю за те знания, которые этот учитель не сумел передать ребенку во время урока. В школе Кронгауза ни одному учителю в голову не придет брать деньги за помощь, которую он обязан оказывать. Есть такое выражение “память сердца”. Валерий Лазаревич – ребенок войны. Отец погиб на фронте, их с братом воспитывала одна мама. Многие удовольствия и развлечения были недоступны. И сегодня директор школы делает все возможное, чтобы его ученики не были лишены обычных детских радостей, многие из которых чьим-то родителям просто не по карману. В школе работает множество бесплатных кружков, спортивных секций. Желающие учатся танцам, до 21.00 открыт доступ в Интернет. Действует “Клуб выходного дня”, осуществляется программа “Каникулы”.
Разумеется, не все проблемы можно решить проведением школьных праздников. Сложно управлять школой, когда она не финансируется даже в том минимуме, что необходим для ее функционирования. Хозяйственные проблемы, обеспечение тылов – одна из самых больных и в принципе нерешаемых проблем для директоров государственных школ. Вся учебно-материальная база школ давно обнищала и устарела (в ходу до сих пор советские карты по истории, географии). “Создается впечатление, – говорит Валерий Лазаревич, – что когда обращаешься со своими проблемами в органы управления образованием, то невольно отвлекаешь от дел занятых людей. Они словно забывают, что речь идет об интересах ГОСУДАРСТВЕННЫХ школ”.
Что же остается? Находить удовольствие в учительской деятельности и устраивать самим себе праздники. На вопрос, каким должен быть директор школы, Валерий Лазаревич Кронгауз ответил так: “Прежде всего директор должен быть лидером. И не только уметь решать проблемы, связанные с методикой и технологией образования, но и уделять особое внимание проблеме воспитания, работе с учениками, родителями, педагогами. Должен уметь правильно анализировать происходящее и ориентироваться в сегодняшней непростой переменчивой жизни”.
Ольга РЕШНЯК
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте