search
main
0

Крутой характер одиночества. Где они – принцы на белых «мерседесах»?

Недавно в разговоре с директором одной из воронежских школ услышала такой вот нерадостный факт: больше половины женщин в его коллективе одиноки. Точнее, даже процентов семьдесят, и почти все они в одиночку воспитывают детей – одного, а то и двоих.

– И такие умницы, красавицы! – сокрушался мой собеседник. –  Посмотришь на нее: выглядит как актриса, фигура отличная. Поговоришь – интересный человек, и книжки читает, и в театр ходит, да и хозяйка отменная – ну чего еще нам, мужикам, надо?! Конечно, директор не на себя намекал, когда так говорил, потому что сам женат уже четверть века, а то и больше, правда, не на учительнице. Все у них хорошо, двоих детей вырастили… Конечно, разговор об одинокой или, лучше сказать, несчастливой жизни обыкновенной учительницы возникает не впервые. Выслушав жалостливый рассказ Нади, героини из «Иронии судьбы…», о ее мучительном романе с женатым мужчиной, вся советская страна с конца семидесятых годов прошлого века прониклась сочувствием к несчастной женской доле наших «училок». И заметьте, никого не возмутило и не поразило ни тогда, ни сейчас, что избранником ее сердца стал женатый мужчина. Хотя в этом скорее всего и кроется главная причина ее одиночества, как говорят, не пожелай мужа ближней подруги своей. – А я и не желала никогда, – сказала мне Елена Сергеевна, замечательный математик и прекрасная мама. Две ее дочери уже выросли, окончили вузы, определились в жизни, работают. А она в 49 лет одна. Признается: «Всегда жила по принципу – на чужом несчастье счастья не построишь».Таких, как Елена Сергеевна, очень ценит школьная администрация, коллеги называют трудоголиками, ученики любят, а родители учеников обрывают ей телефон в любое время суток. Она всех всегда выслушает, посочувствует, лишний раз проведет бесплатную консультацию. – Знаете, Танечка, – говорит мне Елена Сергеевна, – это надо уметь – совмещать полноценное существование на работе и в семье с мужчиной, для этого нужен особый талант. У меня его, к сожалению, нет. А может, к счастью – как знать. Сейчас, когда свои дети выросли, моя семья – это мой класс или, если хотите, школа. Я понимаю эту точку зрения, но вспоминаю другую учительницу, с которой встречалась недавно в Тамбове. Молодая учительница обществознания и истории, замужняя, очень обаятельная, победительница профессиональных конкурсов, на мой вопрос, что для женщины главнее – работа или семья, ответила так: – Еще год назад я бы вам сказала, что работа. Но теперь я твердо знаю, что семья. Потому что женщина без семьи – это как птица без крыльев. Дети, любимый и любящий муж делают женщину крылатой, способной долететь до любой профессиональной вершины! А если вдруг не долетела – ничего страшного, главный твой Эверест всегда с тобой, это твоя семья….Основная причина одиночества – развод, и тут дело не только в повышенной работоспособности, ответственности и нехватке времени на своего мужчину. Часто женщины остаются одинокими, потому что, оказавшись в жизни более успешными, не хотят терпеть рядом с собой менее удачливого мужа. На самом деле сегодня это главная беда и основа одиночества. Мы стали слишком гордыми, слишком сильными и независимыми. По-другому не получается, да и не дадут. Чем больше всевозможных новшеств и реформ в образовании, тем выше и жестче требования к педагогам. А среди них большинство женщины, и получается, что именно к ним общество и государство предъявляют требования, растущие день ото дня. Женщина и старается, все силы отдает… Что делает в подобной ситуации мужчина? Он начинает думать,  почему должен столько вкалывать за копейки? – Моей последней каплей, – рассказывала 32-летняя Ирина, учитель английского в одной из воронежских гимназий, – стало четвертое по счету увольнение мужа. У него диплом строительного вуза, вроде бы и специальность нормальная, но на стройку мы не хотим…  В общем, чем только он не занимался: и реклама, и продажи, и экспедитор, и на заводе, – все не так. Сколько я его должна кормить? Мне ребенка давно пора рожать, а для кого? Развелись три года назад. – И встретила принца на белом «мерседесе»? – Что ты, какие принцы! На работе целыми днями, не до того. Да и вообще мужики или пьют, или что похуже, в нашем возрасте все нормальные в основном женатые… Если честно, даже жалею иногда, что развелись, он ведь не пил. Сейчас с женщиной живет, дочку родили, на завод вернулся, остепенился, что ли… Не знаю, может, надо было не ждать, когда разбогатеем и он все заработает, а взять да и родить и самой поменьше вкалывать? Может, он тогда ответственность почувствовал бы?.. – Считаешь, нам, женщинам, терпения не хватает? – Не столько терпения, сколько смирения… Ведь не только женщинам трудно, но и мужчинам. Мне кажется, наши матери и бабушки это понимали, а мы – нет, нас на другое ориентируют. На независимость, на самостоятельность, на эгоизм. А еще на постоянное потребление: ты достойна лучшего, поэтому купи-купи-купи… Это действует разрушающе и на человека, и на семью. Кстати, мое мнение однозначно – гражданские браки сохранению семьи только мешают. По словам Ирины, среди ее коллег в возрасте 25-30 лет официальный брак – большая редкость. Все вокруг живут, будто только «пробуют», в итоге у мужчин никакой ответственности, а у женщин постоянный дискомфорт, подсознательно она все равно ждет предложения руки и сердца. Еще один результат борьбы за независимость – конкурентная борьба в профессиональной сфере. Это, кстати, очередная причина разводов и женского одиночества. Семьи, где муж и жена работают учителями, не редкость. Но, по моим наблюдениям, они дружнее и дольше сохраняются в сельской местности. В городе два учителя (мужчина и женщина, да еще если в гражданском браке) долго вместе не живут. Может, соблазнов больше, а скорее всего, когда оба горят на работе, некому в доме зажечь семейный очаг. ВоронежКомментарий специалистаВиолетта КУЗНЕЦОВА, специалист по учебно-методической работе психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета: – Проблема женского одиночества среди педагогов достаточно актуальна. В педагогической среде процентное соотношение семейных и одиноких женщин гораздо выше, чем в других. Это связано с многими факторами. Во-первых, попадая в педагогический коллектив, молодая девушка оказывается в окружении женщин, в коллективе практически отсутствуют  мужчины-педагоги. Таким образом, незамужняя девушка-педагог большую часть своего времени проводит в женском обществе, тем самым лишая себя возможности познакомиться и построить отношения с молодым человеком. Во-вторых, работа с детьми, родителями, да и просто общение с коллегами, администрацией часто бывают нелегкими, а порой и очень затратными в плане эмоционального перенапряжения, приводящего в дальнейшем к эмоциональному выгоранию. А отсюда усталость, апатия, полудепрессивное или депрессивное состояние, при котором противоположный пол не представляет особого интереса. Поэтому весьма необходимо педагогов – и молодых, и имеющих за плечами большой опыт – учить справляться с психоэмоциональными трудностями, которые сопровождают деятельность любого учителя. В-третьих, ни для кого не секрет, что часто педагогическое поприще выбирают и остаются на этой стезе сильные личности, которые умеют  сплотить, повести коллектив, причем как детский, так и взрослый. Это личности активные, творческие, целеустремленные. Все ли современные мужчины готовы видеть рядом с собой такую половинку? Причем зачастую «половинка» зарабатывает не так уж много, приходит домой поздно (родительские собрания, педагогические советы, ученические дискотеки). По вечерам (а иногда и ночам) много времени проводит за письменным столом, читая, проверяя, при этом негодуя на всех и вся!  Далее можно говорить о четвертом, пятом, и так до бесконечности. Конечно, проблема женского одиночества очень индивидуальна, но имеет определенные закономерности, которые связаны с той или иной сферой деятельности. Педагогика как раз и относится к такой сфере – здесь женщины больше рискуют не реализовать свой потенциал, связанный с созданием семьи, и остаться одинокими. Однако это не означает, что, придя работать в школу, каждая девушка обречена на одиночество. Возможности создать семью, а потом и поддерживать семейный очаг есть у каждой из них. Главное – уметь этими возможностями пользоваться. Важно проявлять женскую мудрость и такт, не гореть на работе до такой степени, чтобы каждый вечер вторая половинка буквально тебя из пепла восстанавливала.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте