В 2015 году конкурсу проектных и исследовательских работ обучающихся исполнилось 13 лет.
Организация и проведение конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе» в сообществе с научными кадрами и педагогическими работниками вузов – это стимулирование интереса учащихся, будущих абитуриентов и молодых специалистов к гуманитарным, естественно-научным, социальным, технологическим, информационным дисциплинам, а также выявление оригинальных и интересных работ, развитие молодых талантов. За 13 лет «Ярмарка» приобрела широкую известность и признание общественности, стала межрегиональной и международной, в числе участников конкурса – представители многих округов Москвы, других регионов и городов России (Киров, Ярославль, Сергиев Посад), а также других стран (Мозамбик, Беларусь, Эстония, Украина). Это очень перспективный проект для округа и города в целом. (См. таблицу.)Идея организации конкурса «Ярмарка идей» принадлежит руководителю Управления образования ЮЗАО Михаилу Тихонову (ныне Михаил Юрьевич – первый заместитель руководителя Департамента образования).В 2001 году инициативная группа специалистов Управления образования ЮЗАО начала работу по организации конкурса, проработала организационную схему и технологию, которые подразумевали участие учащихся в конкурсе проектов и исследовательских работ, охватывающих все предметные области и все возрастные группы школьников, пригласив к сотрудничеству и серьезной работе учителей и методистов окружного методического центра. Эту работу поддержала префектура Юго-Западного округа, пригласив к совместной деятельности ведущие институты РАН, вузы, находящиеся на территории ЮЗАО, научные организации, НИИ. Префектура ЮЗАО взяла на себя финансирование организации и проведения конкурса, чем способствовала возможности участия в конкурсе всех желающих школьников.Первый конкурс «Ярмарка идей на Юго-Западе. Москва-2003» состоялся в библиотечном комплексе Российского университета дружбы народов 16-17 мая 2003 года, с тех пор он традиционно проводится в стенах этого гостеприимного вуза. На первом конкурсе были представлены 205 проектов 339 учащихся из 82 школ ЮЗАО. Мальчишки и девчонки, интересующиеся тайнами природы, родной историей или загадками далеких планет, не могут вырасти равнодушными, безразличными, нелюбознательными людьми, а не это ли самое главное в образовательном и воспитательном школьном процессе?Ключевой момент конкурса, стратегическая задумка – прямой контакт учащихся с учеными, известными педагогами, журналистами, общение, беседа ребенка – автора исследовательского проекта один на один с экспертом. В экспертную группу ежегодно оргкомитет конкурса приглашает специалистов различных областей знаний, ученых институтов РАН, преподавателей и студентов ведущих вузов Москвы: МПГУ, МИФИ, РГУ нефти и газа им. Губкина, РПГУ, РУДН, МГТУ им. Баумана, МИРЭА, МФЮА, МИОО, МГППУ.Формирование состава оргкомитета конкурса относится к компетенции Государственного бюджетного учреждения Москвы центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр профориентации «Гагаринский».Оргкомитет конкурса выражает особую благодарность за поддержку, помощь в организации и проведении конкурса, предоставление выставочных площадей Российскому университету дружбы народов и лично ректору РУДН Владимиру Михайловичу Филиппову.Приобщение обучающихся к ранней проектно-исследовательской деятельности стало одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности каждого школьника. Сегодня, как никогда прежде, общество нуждается в талантливых кадрах, способных использовать инновации и имеющих стратегическое мышление. Использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию обучающихся, жизненно важно в современной школе. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Многолетние исследования и опыт убеждают в том, что важнейшее средство, позволяющее ребенку сделать осознанный профессиональный выбор, – специально организованная и разносторонняя деятельность, где ученик может раскрыть свои возможности, проверить и актуализировать потребности и интересы. В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования подчеркнута необходимость использования проектной деятельности при обучении и воспитании детей начиная с первого класса. Идеология конкурса «Ярмарка идей» опередила время и оказалась очень востребованной. Организация и проведение конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе» в сообществе с научными кадрами и педагогическими работниками вузов – это стимулирование интереса учащихся, будущих абитуриентов и молодых специалистов к гуманитарным, естественно-научным, социальным, технологическим, информационным дисциплинам, а также выявление оригинальных и интересных работ, развитие молодых талантов.За 13 лет разработаны и внедрены технологии: организации и проведения детских конкурсов различного уровня и масштаба; планирования и организации работы с регионами; организации работы волонтеров – школьников и студентов; организации детской пресс-службы; работы экспертной группы; разработки рабочего сайта конкурса с возможностью проведения дистанционного тура; разработки содержания и дизайна печатной и сувенирной продукции.При проведении конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе» в рамках циклов (гуманитарный, естественно-научный, социальный, информационно-математический, технологический) выдвигают такие направления проектных работ, чтобы учащийся смог самостоятельно освоить этапы проектной деятельности, умел представлять результаты своей работы и отстаивать их перед аудиторией, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему или задачу.Участники, работая над проектом, развивают свои таланты и умения. В процессе конкурса они могут: оценить уровень своей работы, то, как она смотрится на фоне остальных конкурсных работ; проанализировать свои способности и то, чего они достигли; пополнить портфолио и, возможно, войти в рейтинг лучших проектов.Конкурс проводят в двух возрастных группах – для учащихся 1-4-х классов и 5-11-х классов, что способствует развитию творческого интереса к различным областям знания, позволяет ознакомиться с методами проведения научного исследования, выявить различные способности учащихся и помогает развивать самостоятельность в работе над проектом.Формат конкурса – очно-дистанционный.I этап – очный (внутришкольный) – проводят на базе образовательных организаций, он предполагает участие обучающихся, подготовивших проекты, которые защищают их перед администрацией, педагогами образовательной организации. Содержанием проекта может стать любая тематика, заинтересовавшая обучающегося или группу обучающихся.II этап – отборочный, руководители проектов размещают информацию о проектах и их авторах на сайте конкурса (idea.mosuzedu.ru) в соответствии с требованиями. Затем уже эксперты оценивают проекты согласно критериям конкурса. В завершение отборочного этапа на сайте конкурса idea.mosuzedu.ru проводят открытое интернет-голосование на лучший проект в каждом предметном цикле.III этап – окружной (очный), для обучающихся 1-4-х классов. Конкурс проводят в формате фестиваля, на котором участники защищают свою стендовую работу перед экспертами, для обучающихся 5-11-х классов конкурс проводят также в виде стендовой защиты проектов по предметным областям (циклам), кроме того, предусмотрено (по желанию участников конкурса) представление проектов на открытых площадках в виде мультимедийной презентации.По итогам окружного этапа конкурса для 5-11-х классов организаторы конкурса награждают лучшие проекты дипломами и ценными призами.18 апреля 2015 года в Российском университете дружбы народов – окружной этап для участников 5-11-х классов. С добрыми совами напутствия к ребятам обратились ректор РУДН Владимир Филиппов, заместитель руководителя Департамента образования Николай Юренко, начальник управления социального развития префектуры ЮЗАО Марина Умрихина и основатель конкурса в Юго-Западном округе, его идейный вдохновитель, первый заместитель руководителя Департамента образования Михаил Тихонов.В этом году на окружной этап конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе» были отобраны 473 проектных и исследовательских работ, а всего на конкурс были представлены более 1060 работ. Эксперты очень высоко оценили качество проектных и исследовательских работ, а также отметили уровень подготовки участников конкурса. В этом году в нем принимали участие школьники различных округов Москвы и Московской области, а также ребята из города Гомель, Республики Беларусь. В этом году, так же как и в предыдущий год, школьники наибольшее внимание уделили исследованиям в областях естественно-научных знаний (39% от общего числа работ). Интерес учащихся 5-11-х классов к областям социального и гуманитарного циклов также очень велик (35 и 30% соответственно). Исследования в области точных наук (информационно-математический цикл), а также в области технологических процессов (технологический цикл и НТТМ) по-прежнему уступают в количестве (всего по 6 и 7% соответственно от общего числа работ).«Ярмарка идей» как форма проектной и исследовательской деятельности обучающихся подтвердила свою эффективность и практическую актуальность. Проектные и исследовательские работы-победители ежегодно представляют Юго-Западный округ на таких известных конкурсах, как Всероссийский конкурс научно-технического творчества молодежи «НТТМ», «Шаг в будущее, Москва», «Чтения им. В.И.Вернадского», «Космический патруль», «Лингва», «Человек и общество», «Поиск», «Открытие», международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии и экология». После окончания основной школы многие участники, призеры и победители конкурса «Ярмарка идей» определили дальнейший путь получения образования – поступили в высшие учебные заведения по профилю и связали свою будущую профессию с той сферой, в которой работали в проекте.
Комментарии